Робин Хобб «Полёт гарпии»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Ки — профессиональный возчик. Еще недавно у неё была семья. Но злобные гарпии уничтожили детей и мужа. Ки сжигает гнездо гарпий и отправляется к семье мужа, чтобы рассказать о случившемся. Но там правят гарпии и люди не желают знать правду. Да ещё и одна из гарпий выжила в огне и готова на всё ради мести.
Входит в:
— цикл «Заклинательницы ветров»
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Армия 12 обезьян" / Prix de l'Armée des douze singes, 2005 // Роман фэнтези - Приз жюри (США) |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Г. Трубицына (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 24 августа 2024 г.
Робин Хобб, под этим именем Линдхольм более известна. Псевдоним Хобб она возьмет позже, когда примется за эпические фентези-саги «О Видящих», «О живых кораблях», «О Шуте и Убийце», etc. «Заклинательницы ветров» дебютный цикл, который писался в восьмидесятых — это уточнение, чтобы избежать путаницы с именами. Я узнала о писательнице с легкой руки Ирины Епифановой, ведущего редактора Астрели (СПБ), с год назад она рассказала в своем телеграм-канале «Старый пес, канарейка и ужин» об «Ученике убийцы» и следующую неделю я читала всю трилогию, уже зная, что когда-нибудь непременно продолжу знакомство с книгами Хобб.
Два романа сборника объединены сквозными персонажами: возчица Ки, которая доставляет на своем фургоне грузы в отдаленные точки, и прибившийся к ней при драматичных обстоятельствах Вандиен: не самых строгих моральных правил парень, он же — лишенный прав узурпатором-дядей, наследник знатного рода. Первый роман «Полет гарпии». У Ки было все: любящий муж, двое прекрасных детей, их фургон, вмещавший целый мир. Пока одним утром она не отстала от своих, а нагнав, увидела вместо семьи кровавые ошметки — остатки пиршества гарпий. Твари, почитаемые многими в этом мире за сверхъестественных созданий и бывшие символом веры у народа, к которому принадлежал муж Ки Свен, разорвали путников в клочья. От того, чтобы сделаться частью их обеда девушку спасла задержка в пути. Похоронив своих, Ки взобралась по скалам к гнезду, сожгла кладку яиц, ранила самца и убила самку, чудом оставшись в живых
Фургон цел, лошади тоже, а семьи нет и единственное, что держит Ки в жизни — необходимость заехать по пути в общину Свена, отдать долг памяти его матери и землякам. Там ей приходится принять участие в обряде прощания, подробностей которого молодая женщина не знает, муж не делился с ней тем о своем народе. что связано было со смертью, не любил этой темы. Часть ритуала — совместное принятие некоего напитка, который дает возможность делиться с другими воспоминаниями во всей полноте, делая их участниками. Как правило — лучшими воспоминаниями об умерших, переживая их заново. Не знавшая подробностей, героиня делится с соплеменниками мужа историей гибели семьи и своей мести, заставляя не только пережить культурный шок — их боги безжалостные убийцы, но также разрывая связь с гарпиями, от благорасположения которых во-многом зависит их существование.
Она не может остаться, но и уйти теперь не может, там сложные отношения собственности, согласно которым ей должны выделить наследственную долю Свена, на выкуп которой у семьи нет денег, а отпустить Ки без выкупа они не могут. Там все непросто, но книги Хобб тем и хороши — этой упоительной многогранностью. И все это по сути лишь предыстория, серией флэшбэков вторгающаяся в день сегодняшний героини — задание, за которое наниматель обещал щедро заплатить, нужно переправить мешочек с драгоценными кристаллами через перевал, груз столь ценен, а перевозку его нужно держать в таком секрете, что для отвода глаз фургон набили всяким ходовым товаром. И вот теперь, в вынужденном партнерстве с Вандиеном, девушка следует своим смертельно опасным путем.
i_am_sansanich, 22 июля 2022 г.
«Полёт гарпии» мог бы стать замечательным произведением, но автор, разогнавшись на старте, полностью выдохлась на финише.
Автору удалось показать, что месть может быть нескончаемым процессом. Сначала мстишь ты, затем — тебе. Причём, затронуть этот процесс способен не только тебя, но и окружающих. И именно этот побочный эффект мести вышел у Хобб лучше всего, впитав в себя главную психологическую составляющую. Абсолютно обоснованная ненависть главной героини (Ки) к гарпиям — существам, принудительно обожествлённым её соплеменниками, смогла посеять сомнения в души людей об истинности их веры. Согласитесь, слом устоявшихся верований, как канва произведения — высокая планка для дебютного произведения. И эту планку, точнее её психологический компонент, автор взяла. У всех сторон конфликта железная мотивация. У главной героини это месть за родных, у гарпий — пропитание, у соплеменников мужа Ки — боязнь потерять связь с умершими родственниками. Персонажи — живые, они переживают и страдают (что поделать, если страдания — визитная карточка автора). Даже гибель семейства гарпий в описании Хобб воспринимается весьма эмоционально.
Если под психологическую составляющую не подкопаться, то с перипетиями сюжета есть определённые проблемы. Для того, чтобы отомстить гарпиям Ки достаточно влезть к ним в гнездо и сжечь его (легко и просто). Гарпиям же, чтобы ответить, необходимо разработать замысловатый план с многодневным переходом обидчицы через перевал (многоуровневая операция с привлечением кучи дополнительных действующих лиц)! Как это удаётся гарпиям автор не поясняет. То, что происходит с героями (Ки и невесть откуда приблудившийся попутчик с голландским именем Вандиен) в этом походе выглядит как приключение ради приключения, поскольку они (герои) не меняются, не совершенствуются и ничего не переосмысливают, так, чутка попритёрлись и будя. Почему-то отсутствие между ними тяги друг к другу (хотя бы одного из них) воспринимается читателями как слом традиций жанра. По мне, это не слом, а просто шаг в скуку и отход от человеческой натуры. Даже колоритные Сёстры (название скал, имеющих дурную славу), отбрасывающие странную кисельную тень введены автором не понятно для чего. Ну побарахтались герои в чёрном киселе, и что? Очередной штрих к везучести персонажей?
В итоге, получаем замечательную завязку о противостоянии людей и гарпий, отличную психологическую сердцевину о различии взглядов индивидов на традиции социума и абсолютно слитый, безэмоциональный финал с дешёвыми детективными компонентами.
Asaris, 20 апреля 2017 г.
Именно с этого произведения и началось мое знакомство с творчеством Мэган Линдхольм — Робин Хобб. Что весьма удачно. Ведь сильные стороны автора представлены здесь в полной мере, недостаткам же ( весьма условным ) практически не осталось места. Крайне вкусное и затягивающее повествование. Ощутимый эффект присутствия. Бесподобные описания — в частности, природы. «Экшон»? Тоже в наличии. Правда, здесь он берет не столько количеством, сколько качеством. Однако, чтобы создать соизмеримое напряжение, писателю средней руки понадобились бы кровавые реки и трупные берега. Глубина? И она присутствует. Правда, философии на много страниц ( а тем более — жевания ) здесь не будет. Но пищу для размышлений читатель точно получит. Что еще? Интересные нечеловеческие расы, живущие в этом мире рядом с людьми ( и не факт, что человечество в этом мире является господствующим ). Нетривиальная магия, которой, к тому же, слишком мало, чтобы она успела надоесть.
Фантазия автора создала целый интересный мир, вполне пригодный для того, что писать по нему фанфики.
киммериец, 20 февраля 2014 г.
Вроде я нелюбитель фэнтези, но сама книга стала одной из моих любимых. Героиня захватывает с первой до последней страницы. Неужто это твёрдое фэнтези? Если бы не эти Близнецы, и не волшебная тень, то можно было бы и спутать. Даже эти гарпии какие-то нефэнтезийные. Потому что если ты поклоняешься подобным фетишам, то это все равно что тебя посадили на иглу, что и показано в этом романе. То ли гарпии людей посадили, то ли люди сами себя... И так всё это смешано с фэнтезийными декорациями, что диву даёшься.
когда дочитываешь до конца, то хочется узнать что будет дальше. Даже если героиня спаслась от преследований — все равно неизвестно, прервана ли связь с этим племенем, и всё ли там останется по-старому. XPIOK, я заметил что вы назвали это «женским фэнтези», а я тут доказываю что это социальная фантастика (смеюсь).
В общем, похоже что мы никогда не узнаем, что будет дальше.
XPIOK, 3 октября 2012 г.
Странно, что много негативных отзывов. Да, это по большей части «женское» фэнтези, но далеко не в плохом смысле этого слова. Пусть здесь нет глобального размаха, как в других книгах Хобб (Линдхольм), это более «личный» роман (кстати, отдельное сожаление, что изданы только 2 первых романа цикла, плак, плак). Герои прописаны великолепно, как и мир, природа, переживания. Описание привязанности Ки к своему вагончику — редкий случай описания, когда ощущаешь до глубины души эту её любовь к предмету (а надо очень постараться, чтобы вызвать у читателя любовь и переживание не за персонажа, а за предмет), хочется самой иметь такой вагончик и путешествовать. Сюжет хоть развивается неспешно (хотя, на мой взгляд, не неспешнее чем в тех же её «Кораблях», например), но постоянно держит в напряжении. У меня эта книга стоит наравне с первым циклом про Фитца, «Корабли», например, нравятся меньше. В общем — 10 из 10.
Gekkata, 4 июля 2012 г.
Увы, даже у любимых авторов встречаются книги, которые откровенно разочаровывают. Нет размаха событий, которыми богаты прошлые циклы писательницы. Да, у женщины страшная, ужасная трагедия. Но — не думаю что мать, у которой на глазах погибла бы семья скажем, по виде пьяного мажорного дитятки, севшего за руль, и которого потом отмазали родители, переживала бы и мучилась жаждой мести меньше. В моём восприятии у романа слишком уж линейный сюжет, невыразительные второстепенные персонажи, предсказуемая развязка. Читать было откровенно скучно.
Ksenkina, 28 сентября 2011 г.
Убираем гарпий- все! в разделе фэнтези этому чтиву делать нечего. Да и само произведение не несет в себе какого-то особого смысла, больше на слюнявый женский романчик среднего содержания смахивает.
Timchenko, 16 февраля 2010 г.
»....а для того что бы отобразить трепещущее сердце матери потерявших детей, показать горечь вдовы не дождавшейся своего мужа... Сильная книга!» — согласен.
Ksavier, 19 апреля 2008 г.
Прекрасные описания природы, увлекательный но не торопливый сбивающийся вдруг с рыси в галоп сюжет. Роман обволакивает , буквально пропитывает тебя насквозь своей сказочной атмосферой . Глубокий психолгизм в прорисовке главной героини, начинает болеть серце , когда представляеш еее убиенных детей. Образ Ки стал для меня одним из саых запоминающихся женских образов Фентези. Насколько я помню язык книги, точенее ее перевод очень хорош. Книга чиалась в школьном возрасте запоем, и воспринялась мною, еще неувлеченным тогда НФ и Фентези , на одном уровне с класическими произведениями. ДА что там показалось, таковой этак книга и является, ведь написана она вовсе не ради магических фейр — боллов и фентезийного антурада, а для того что бы отобразить трепещее серце матери потерявших детей, показать горечь вдовы недождавшейся своего мужа... Сильная книга!
Verveine, 2 октября 2007 г.
Одна из моих любимых книг, лиричный и атмосферный роман с живыми героями, которым веришь и сопереживаешь. В «Полете гарпии» есть кое-что, чего я не вижу в более известных романах Хобб — некоторая камерность, сосредоточенность на конкретных проблемах конкретного человека. Это не эпическая фэнтези, но и не «лавбургер», потому что герои слишком много страдали и им не до романтических отношений (по крайней мере, в этом романе дело обстоит именно так). Рекомендую к прочтению! Жаль только, что вторая часть цикла, ИМХО, сильно уступает первой, а остальные на русский и вовсе не переводились.
elent, 28 октября 2006 г.
Святая правда: помани людей сладкой ложью и они закроют глаза на все, что можно и нельзя. Интересно и то, что вопреки законам жанра нкакой любви у Ки и подобранного ею парня не начинается.