Сьон Сигурдссон «Темнотвари»
1635 год. Исландия – это все еще средневековый мир, где правят суеверия, нищета и жестокость. Ученые пытаются разгадать секреты единорогов, обыкновенные люди втайне поклоняются Деве Марии, по земле ходят мертвецы, а неугодные книги могут легко отправиться в костер. В таком мире живет Йоунас Паульмасон, поэт, целитель и ученый, осужденный на изгнание за еретические учения и распри с местными властями. В ссылке на пустынном острове он вспоминает, как когда-то боролся с живым трупом, одержимым демоном, как на его глазах местные жители учинили настоящую бойню над невинными баскскими моряками, как умерли трое его детей. Но на этой земле по-прежнему можно встретить немало чудес, в этих водах водятся настоящие чудовища, а власть темнотварей как никогда близка. И Йоунаса ждет еще немало сюрпризов на его тернистом пути.
Номинации на премии:
номинант |
Дублинская литературная премия / International IMPAC Dublin Literary Award, 2013 // (Исландия; перевод с исландского Victoria Cribb) |
- /языки:
- русский (1), английский (2), немецкий (1), испанский (1), шведский (1), датский (1), голландский (1), финский (1), литовский (1), венгерский (2), румынский (1), исландский (1)
- /тип:
- книги (14)
- /перевод:
- Э. Б. Санчис (1), Р. Баранаускене (1), А. Г. Грёнберг (1), А. Дикон (1), Т. Кауко (1), В. Крибб (2), К. Лембек (1), О. Маркелова (1), М. Оттен (1), Б. Уол (1), В. Эгиед (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Green_Bear, 28 ноября 2024 г.
Перед тем, как рискнуть и взяться за «Темнотварей», следует принять во внимание, что это не жанровая форматная фантастика или мистика, но литературный стилистический эксперимент, магический мрачный сюрреализм, почти боллитра, однако густо замешанная на дрожжах исландской этнографии конца Средних веков.
Почти все ключевые события, упомянутые в книге, уже перечислены в аннотации, поэтому если вы читаете ради сюжета, то сразу можете смело проходить мимо. В противном случае готовьтесь окунуться во внутренний мир нашего рассказчика: нищего изгнанника и многоопытного мудреца, любознательного ребенка в теле дряхлого философа, Йоунаса Паульмасона Ученого. Погрузиться в психоделические старческие грезы и бесполезную россыпь памятных эпизодов, в грязное море исландского этнического материала и бесчеловечной людской жестокости. Готовьтесь общаться с птицами, упокаивать ожившего мертвеца, петь с помощью острова, лечить людей и спасаться от них бегством.
Сигурдссон пишет сумеречно, метафорично и бессвязно. Мысли и фразы переплетаются то ли словно корни травы, то ли будто струи ветра. Если у Арделяна в «Миазмах» структура объемная, с переплетением историй и сюжетов, то у Сьона все плоское и замкнуто лишь на нашем рассказчике-герое.
Итог: странствия-словоизлияния изгнанника по магическим лабиринтам в пещерах полузасыпанных годами воспоминаний.