Марк Лоуренс «Принц шутов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Авантюрно-плутовское | С использованием мифологии (Скандинавской )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа | Центральная Европа | Южная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Легкомысленный принц Ялан Кендет, один из многочисленных внуков Красной Королевы, могущественной правительницы Красной Марки, прославился как заядлый игрок, соблазнитель женщин и любитель вина. Лишенный амбиций, он был вполне доволен своей жизнью, однако в разгар войны, когда полчища нечисти во главе с Мертвым Королем набирают силу, трудно оставаться в стороне. К тому же судьба сыграла с принцем злую шутку: Молчаливая Сестра, главная помощница Красной Королевы, колдовскими узами связала Ялана с могучим викингом Снорри, волею случая оказавшимся в Красной Марке. Вместе с товарищем по несчастью принц вынужден оправиться на Север, на родину Снорри, и это полное опасностей и неожиданных встреч путешествие принесет ему немало неприятных открытий.
Входит в:
— цикл «Вселенная Разрушенной империи» > цикл «Война Красной королевы»
— журнал «Grimdark Magazine, Issue #4», 2015 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2015 // Роман |
- /языки:
- русский (1), английский (3)
- /тип:
- книги (3), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Липинская (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ottar, 21 апреля 2020 г.
Если «Марк Лоуренс — это лучшее, что произошло в фэнтези за последние годы», как написано на обложке со слов Питера Бретта, то мне жаль и современное фэнтези, и Бретта.
Во время чтения не покидало впечатление, будто нечто подобное я уже открывал. Ближе к середине понял — непотопляемый Гай Юлий Орловский и его «Ричард Длинные Руки», только под другим именем. Тот же мир после апокалиптической катастрофы, который вроде наш, а вроде не наш. Тот же непонятный отскок в средневековый феодализм, идентичный историческому. Та же магия, которая на самом деле не магия, а остатки технологий цивилизации прошлого. Тот же Марти Стю в главной роли — высокий, длиннорукий, неубиваемый, циничный, но в душе типа благородный Ричард... ой, простите, Ялан Кендат. Еще и ангелы обоим являются для полного сходства.
В остальном тоже штамп на штампе и штампом погоняет. Соратник главного героя — туповатый силач-викинг. Узнаваемая фигура многих фэнтези ниже среднего. Главный злодей — Король Мертвецов, который поднимает армию мертвецов во главе с некими Нерожденными (привет автору дружно передают Король Ночи, Иные и все книги/сериалы про зомби-апокалипсис). Все страны и люди на пути героев — безликая серая масса, ничто и никто не выделяется (разве что в родном городе Ялана есть колоритные персонажи).
С матчастью у автора тоже не задалось. Викинги типа верят в Одина и прочих богов, но сама «вера» подается в худших традициях голливудских клише. Если кто-то (как я) рассчитывал на достоверный скандинавский антураж — его нет, не надейтесь. Плевок замерзает, не долетев до земли (привет, Смок Беллью!), но при этом персонажи не отмораживают руки без рукавиц, возясь с тетивой лука. Прицельная стрельба из лука на дальние расстояния при сильном ветре — это лютый фэйспалм.
Что в плюс? Вначале главного героя нам подают циником и бабником, за его мыслями и поступками действительно интересно следить. Он верибелен. Но потом, в угоду сюжету, Ялан начинает меняться (разумеется, к лучшему), ну а книге на пользу это не идет. 3 балла за героя из первой половины книги. Эх, если б Лоуренс добавил экшена... но даже с этим артель под ником «Г.Ю. Орловский» справляется лучше. Неудивительно, что продолжение даже не стали переводить.
gramlin, 16 марта 2024 г.
А вот прямо не плохо. Абсолютно прямолинейный заезженый сюжет: путешествие из точки А в точку Б двух диаметрально противоположных героев, сведённых вместе волей случая. Никакого особого языка, или ЛОРа, или персонажей... Но почему-то приятно читается. Видимо темп повествования подходящий. Пожалуй впишусь в цикл.
Единственное что бесит это избитый приём: новая цивилизация (причём сразу средневековье, иначе что ж это за фентези) сформировалась на пепелище ядерной войны и весь мир напичкан артефактами современности. Буэээ прям.
Nikquest, 29 июля 2018 г.
Слишком простенькое, совершенно не примечательное, банальнейшее фэнтези с парочкой намеренно разномастных героев, вынужденных быть вместе в долгом опасном пути. Автор будто намеренно поставил себе цель ни на чем не зацикливаться и идти за персонажами как хронист. Он вводит нас в мир – но не говорит о мире ничего, только скупо описывает пейзажи и угрозу. Он достает из колпака скандинавскую мифологию с божествами и викингами – но обращается с ней отвратительно и легковесно, даже не думая о глубине. Он чередует двух совершенно разных героев – но они оба настолько дубовые архетипы, что «противоположности притягиваются» только потому, что автору это нужно для сюжета. Он описывает Ялана как труса, лжеца и вообще крайне сомнительную личность королевских кровей, а Снорри как громадного, сильного, волевого северянина, запросто выживающего в схватках, – но делает это так, словно ему знакомы только крайности, никаких полутонов, нюансов; причем ровно до тех пор, пока исключительно по сюжету ему не нужно будет показать, что они не только такие однотонные. Никакой продуманности наперед, иными словами. Это впечатление вообще характеризует всю книгу. Лоуренс будто бы не писал черновиков, не строил планов на будущее романа, а просто однажды сел и начал строчить, что в голову придет, имея только самые общие представления о том, что должно получиться. И так поступал раз за разом, отрывок за отрывком, иногда, кажется, даже забывая о том, что было раньше, настолько тупо и странно выглядят некоторые моменты.
В итоге ни вселенная, ни герои, ни события не смогли захватить меня-читателя цельностью, регулярно выбрасывая за борт кучей несоответствий в поведении и мире. Взять хотя бы стиль повествования. Сначала он насмешливо-ироничный, потом местами сугубо описательный, местами банально диалоговый, потом мрачно-кровавый, потом сплошная мешанина из всего подряд. С героями, окромя главной парочки, совсем все плохо. Они улетучиваются из памяти быстрее, чем принц Ялан из постели очередной девицы. Да и с титульной парочкой проблемы те еще. Автор будто нарочно упоминает о Стокгольмском синдроме (что вводит нас в какую-то альтернативную вселенную), но, как ни странно, к тому моменту это уже абсолютно не актуально, да и пожалуй, никогда и не было. Знакомые со скандинавской мифологией и любящие ее люди, начавшие читать книгу, соблазнившись наличием подобного тега, рискуют изрядно возненавидеть Лоуренса за тот кошмар, что творится на страницах, и за столь обкорнанную модель северных верований, ибо сказания викингов здесь – бесполезный придаток, нужный, самое большее, для придумывания имени коняшке да вознесения молитв.
В общем, все плохо, штампованно и скучно. А так как это лишь начало новой трилогии, то книга еще и заканчивается ни на чем конкретном. Так, просто Лоуренс устал следовать за вечно попадающими в переплет героями, решил дать им отдых, напоследок «вознаградив» очередным предсказуемым сюжетным поворотом, связанным с их проклятием. «Принц шутов», как ни странно, оказался под стать названию – несерьезным, поверхностным, изредка забавным представлением, о котором спустя пару дней я забуду, окунувшись в фэнтезийный мир более маститого автора. Продолжение ждать тем более не буду. Но чисто из любопытства по диагонали ознакомлюсь с ним, не думаю, что будет хуже. Все же интересно, как автор будет дальше развивать «героя Арала» (я мысленно ржал каждый раз, пошлая фантазия подменяла то первую букву, то вторую), особенно учитывая финальное изменение.
bydloman, 17 мая 2017 г.
Сначала эта книжка показалась мне довольно скучной, я бросил её на середине и до конца дочитал, только когда вышел перевод. И то лишь потому, что хотел прочитать вторую часть, о которой отзывы сообщали, что она куда как лучше (так оно и оказалось, забегая вперёд).
В трилогии про принца терний мне понравился сеттинг (постапокалипсис плюс магия), и не очень понравился герой – в первой книжке он показался мне довольно скучным, а во второй ещё скучнее, и потому я её забросил. А здесь предполагалось, что герой (в том же сеттинге) совсем иного плана – лжец, бабник, трус и раздолбай – потому я и решил, что читать будет веселее.
К сожалению, заявленные весёлые качества принца Ялана ярко проявлялись лишь на первых страницах, а потом о них больше говорилось. Проявить раздолбайство ему не особенно удаётся, поскольку всю книжку его тащит за собой Снорри, и сам принц совершает мало чего осмысленного; женщин ему на пути встречается мало – так что он за редким исключением лишь вспоминает о былых удачах; трусость ему приходится постоянно героически преодолевать, а врать ему по большому счету не о чем. «Мелко, Хоботов!» (с).
Сюжет оказался довольно прямолинейным: некая волшебная сила связывает героя с викингом Снорри и вынуждает отправиться в квест из точки А в точку Б на битву с левел-боссом. Цели квеста выясняются порционно, во флешбеках Снорри, и уже к середине в общих чертах становится понятно, чем всё закончится.
Из плюсов – отдельные циничные размышления принца, некоторые шутки (драккар «Икея», например), ну и драки, наверное – для тех, кому они нравятся.
Ну и главное, почему эта книжка оказалась для меня не напрасной – вторая часть, «The Liar's Key», действительно отличная. Не зря ей дали премию Дэвида Геммела, и ради неё средненького «Принца Шутов» стоило прочитать.
Lilian, 22 января 2019 г.
В принципе неплохо. Автор будто бы учел свои ошибки, и теперь это не дарк, а героическо-плутовское фэнтези. С небольшой примесью дарка, все же мир один и тот же.
Действие происходит параллельно первой трилогии, герои немного пересекаются.
И по итогам прочтения мне даже захотелось как-нибудь вернуться и дочитать первую трилогию. События масштабные, интриги разные. Слишком много потенциально интересных отсылок.
А так книга средняя, обычная. Но чем-то все же цепляет.
пан Туман, 12 июля 2016 г.
Марк Лоуренс продолжает примерять сияющий ореол героя на персонажей мало для этого подходящих. В предыдущей трилогии о терниях это был Йорг Анкрат – разбойник и убийца, шедший по узкой тропе от просто подонка до коронованного подонка, виллайна и вигиланта. «Принц шутов» открывает новую трилогию о Разрушенной Империи и герой здесь тоже новый. Знакомьтесь, Ялан Кендат – любитель женщин, азартный игрок и завсегдатай букмекерских контор. «Ты, Лютик, циник, свинтус, бабник и лжец!» Одним словом, наш человек. Волею зловещей магии Молчаливой Сестры беспечно прожигающий жизнь Ялан оказывается связан с викингом Снорри вер Снагасоном и вынужден отправиться на север мира, туда, чтобы спасти семью Снорри и выяснить — кто собирает армию из погибших во льдах викингов?
Из этого могло получиться захватывающее путешествие, но автор решил сделать акцент на другом. В результате потенциально интереснейший мир, представляющий собой вновь погрузившуюся в средневековье после некоего глобального катаклизма Европу, оказался «за бортом», и посмотреть, какое применение артефактам высокотехнологичной цивилизации загадочных Зодчих (нашей с вами цивилизации) нашли местные жители, к сожалению, не удастся. Взамен внешнему миру Лоуренс предлагает обратиться к миру внутреннему, детально описывая, как меняется Ялан и его взгляды на окружающую действительность в ходе странствий со Снорри. Как трусость уступает отваге, а легкомысленность – ответственности.
У другого автора подобное выглядело бы чрезмерно назидательно, но у Лоуренса на руках имеется пара неоспоримых козырей: ироничный, честный перед собой Ялан и непоколебимый Снорри. Непохожие друг на друга насколько можно представить, но вынужденные действовать рука об руку. Наблюдать, как при этом сталкиваются их мировоззрения — главное развлечение первой половины книги.
Первая и очевидная аналогия с «Принцем шутов» — «Полкороля» Джо Аберкромби. Обе книги используют один и тот же антураж, одного и того же героя и рассчитаны на одну и ту же аудиторию — подростковую. Только Аберкромби традиционно сильнее в создании колоритных персонажей и атмосферы мира, а у Лоуренса нет такой кинематографической визуализации, зато есть живой и убедительный герой, который не теряется на фоне своих соратников, а ко второй половины книги подтягивается и добротный экшн. И ещё одна немаловажная деталь, «Принц шутов» непредсказуем — чего «Полкороля» сильно не хватает. До самой последней страницы трудно предугадать, чем закончится поход Ялана и Снорри, и а в финале Марк Лоуренс ставит и вовсе всё с ног на голову. Или с головы на ноги – это уж как посмотреть.
Смотреть же стоит на расстоянии, то есть, дождавшись окончания цикла. Формально «Принц шутов» самостоятелен, но его финал сулит новую дорогу, а не окончание пути. Ялан и Снорри достигли края света, дальнейший путь пролегает... за край. А вот когда у читателей получится последовать за ними, знает только издательство «Фантастика».
kopusha, 3 июня 2017 г.
По словам Лоуренса, в «Принце шутов» прообразом для принца Ялана стал другой литературный персонаж — Гарри Флэшмен. Но Ялан, все же, не такая подколодная свинья, как Флэшмен. Да, можно сказать, что «Принц шутов» не являет собой образец закрученности и новизны сюжета, но все же это текст хорошего уровня (даже в переводе:)), и читать его очень приятно. Меня «Принц шутов» увлек с самого начала, с завязки вынужденного путешествия Ялана — это история с описанием заклятия Невидимой Сестры, и то, как Ялан зацепил его на себя (пытаясь разорвать сетку из слов – очень образно, на мой взгляд) и зацепил заклятием викинга Снорри. А ещё получил ангела за правое плечо и ангельские поучения в придачу. Ну и герои в книге, и главные и не главные — живые и обаятельные.
Мне почему-то «Принц шутов» напомнил старые боевики вроде «Последнего бойскаута», «Ковбоя Мальборо», «Смертельного оружия» и т.п., с их смешными и грустноватыми сентенциями о жизни и неприкаянными героями.
k2007, 22 мая 2018 г.
Ну, такой роман, где главный герой — раздолбай-аристократ, попадающий в серьезную передрягу и вынужденный отправиться за тридевять земель убивать совершенно неизвестных ему людей, проявляю по пути хитрость, отвагу, временами мужество и т.п.
В целом книга ничего себе так, без чернушности ради чернушности, с юмором, вменяемым сюжетом, неплохими героями. Так что продолжение я бы купил
woodson78, 20 сентября 2015 г.
Первая книга у данного автора. И что-то не радует меня старина Марк, ой как не радует. Вот к чему, например, это подрожание Аберкромби? Нет бы свое что-нибудь сотворить, тем более задатки имеются.
Вывести один из плюсов темного фэнтези — дерьмо напоказ — на новый уровень, а именно — выставив все это в юмористическом ключе — идея, в общем-то, неплохая. Местами было смешно, да. Но этого мало.
Мир очень плохо прописан. Конечно, это трилогия, и возможно, в следующих книгах автор раскроет его, но блин, это же книга о дороге. Марк, что с тобой? Герои будто по пустошам путешествуют, а не пересекают границы стран, наведываясь в города. Временами они становятся участниками каких-то событий, им угрожает опасность и все в таком духе. Все это, в общем-то, ни о чем. Раз уж автор подражает Аберкромби, то попробуем сравнить. У Аберкромби все эти события, которые подстерегали героев по дороге, были весьма колоритными и что самое главное — раскрывали мир. В этой же книге нет ничего подобного.
Второстепенных персонажей можно отбрасывать, их тут много и лишь парочка запоминается, чего не скажешь о их именах. Что до главных, то это такой типичный дуэт — здоровяк с Севера и заносчивый парнишка из знати. И как принято, они чему-то у друг друга учатся. Штамп на штампе, да. Здоровяк тут практически ничем не запоминается. Ну и ладно, от него требуется лишь защищать парнишку, с чем он прекрасно справляется. А вот парнишка очень даже неплохо прописан. Точнее, его внутреннее состояние. Если уж совсем без спойлеров, то он начинает одним человеком, а заканчивает, можно сказать, совершенно другим. Но изменился ли он? В общем, на протяжении всей книги мы вместе с этим парнишкой познаем что-то новое, меняем мнение насчет старого и все такое, одним словом — саморазвиваемся.
Что мне понравилось, так это куча мелких деталей, которые надо искать. Обычно же в фэнтези все лежит на поверхности, а тут нет, надо самому додумываться. Но сначала надо найти. Например, какая-нибудь банальная идея, заложенная автором, может скрывать в себе нечто иное, высшее, так сказать.
Читать на свой страх и риск. Вообще, книжка довольно-таки короткая, да и читается быстро, хоть и с перерывами.
gooodvin, 19 мая 2015 г.
Долго сомневался, стоит ли связываться с новой трилогией Лоуренса. «Принц шутов» оказался неожиданно бодрой, забавной и жизнерадостной книгой.
Переход от «сумрачного гения без комплексов» Йорга к обаятельному подлецу и приспособленцу Ялану автору явно удался. С первых страниц читатель погружается в драйвовый сюжет, наполненный юмором, сложными жизненными ситуациями и кровавыми поединками.
В отличие от «Терний», в «Prince of fools» одна ярко выраженная сюжетная линия (с небольшими экскурсами в прошлое второго героя, которые не выделяются в отдельные главы). Действие книги происходит практически синхронно с «Принцем терний», герои эпизодически пересекаются с Йоргом, Олиданом, членами «Братства» и рядом других центральных героев «тернистой» трилогии, показывая их с любопытных ракурсов.
Главного героя (мелкого подлеца, раздолбая труса, бабника, игрока и вечного должника) успешно дополняет его вынужденный спутник Снорри, являющийся практически полной противоположностью. Мне этот дуэт напомнил Луфара и Логена из «Первого закона» Аберкромби, только этот «Логен» не рефлексирует, а «Джезаль» — намного наглее, подлее и самоувереннее.
Сюжет насыщен забавными ситуациями, главный герой вечно попадает в неприятности и кое-как из них выпутывается (вляпываясь в более крупные). Неплохо и уместно использован прием внутреннего голоса «между ангелом и бесом».
Мир «разрушенной имерии» глазами Ялана выглядит более естественным и живым, чем раньше. То ли Лоуренс пообтесал напильником свое детище, то ли сказывается смена главного героя. География слегка расширяется на север, но большая часть действия происходит в уже знакомых поклонникам Лоуренса королевствах.
С «Принца шутов» вполне можно начать знакомство с Лоуренсом, но при чтении всех четырех книг подряд я бы предпочел читать его после «Принца терний».
Главный минус книги — она слишком быстро заканчивается. Ждем продолжения
tapok, 24 ноября 2015 г.
Марк Лоуренс — довольно плодовитый писатель. Он совсем недавно закончил трилогию «Разрушенная империя», как тут же вернулся на радары с романом «Принц шутов», входящим в уже новую трилогию «Война красной королевы». Таким образом, раз в год автор успевает написать книгу и издать её. Хороший показатель скорости (да и качества, не буду кривить душой).
«Принц шутов» — роман, отличающийся от предыдущих трудов Лоуренса. Он показался мне менее эпичный, более простым и приземленным. К тому же здесь всего одна-единственная сюжетная линия, одно время повествования. Йорг сражался за свою корону, за императорский престол. Ялан же просто следует туда, куда его ведут приключения. Да и чернухи в «Разрушенной империи» было больше. Йорг не боялся идти по головам открыто, Ялан же занимается тем же, но он хотя бы делает это скрытно, не показывая своих намерений окружающим.
Пару слов о главных героях. Их здесь всего двое:
Принц Ялан – молодой повеса, для которого в первую очередь важны девушки, женщины, девушки и женщины. Он в этом не раз признаётся. Ялан знает, что ему никогда не стать Красным королём (слишком большая очередь к престолу, тут не справится даже Йорг Анкрат или Шуйский). Любит играть на деньги, часто их проигрывает, имеет кучу долгов и неприятностей. Друзей у него нет (хотя об этом говорится косвенно). Умеет мастерски находить неприятности на свою задницу. Обладает изрядным чувством юмора, достаточно умён, умеет и любит врать.
Викинг с Севера Логан….кхм, то есть Снорри. Типичный грубый северянин, сильный и простой. Умеет практически всё. Движим чувством долга (мести). Само имя Снорри – не очень тонкий ход Лоуренса. Ведь «Младшую Эдду» написал именно Снорри Стурлусон. Персонаж «Принца шутов» назван в честь писателя не зря. Именно он является тем, кто открывает мир Севера для Ялана. А на Севере полно рассказов, баек, мифов и так далее. Но тем не менее этот ход, повторюсь, не слишком тонкий. Но нельзя сказать, что Снорри недалекий. Отнюдь. Северянин в какой-то степени даже мудр, просто предпочитает выглядеть иначе.
Не понравилось, что связь с трилогией «Разрушенная империя» вышла какой-то невесомой. По сути этой связи и нет. Хотелось бы, чтобы обе трилогии теснее переплетались.
Финал вышел очень крутым, добавляю за него балл. Во-первых, он достаточно объёмный. Во-вторых, в финале Лоуренс, с одной стороны, расставляет всё по своим местам, а с другой стороны, он задает новые вопросы. Более того, финал вышел таким, что читать дальше необязательно. Поэтому те, кому книга не нравится, могут быть спокойны.
Заключение: интересный роман, читается легко, присутствует юмор. Но до уровня Принца\Короля\Императора пока не дотягивает. Хотя продолжение буду ждать.
Arurek, 10 мая 2015 г.
Ну, я рад сказать, что Марк Лоуренс не «разовый» писатель. С «Принцем шутов» он подтвердил свой талант к темному фэнтези. Интересные персонажи, захватывающий сюжет и жестокость – всего этого в романе предостаточно. Да и читается «Принц шутов» полегче, чем трилогия Терний.
Не обошлось и без неприятного момента. Эгоцентричный и трусоватый Алан и рядом не стоял с жестоким и расчетливым Йоргом. Одна из главных причин, заставляющих меня поначалу читать эту книгу – это желание, чтобы с главным героем случилось что-нибудь плохое: руку оторвало или в евнухи переквалифицировали.
Но понемногу понимаешь, что главный герой оригинальный, реальный и остроумный, а несмотря на его вечную трусость, он как правило, либо вынужден совершать героические поступки, либо они выходят у него совершенно случайно. Ни о какой нездоровой жажде убийств у главного героя речи быть не может. Но автор нашел хорошую альтернативу – Алан просто нереальный бабник и стремится затащить в постель любую очаровательную даму. Так что протагонист не так уж и плох. Тем более все его недостатки разбавляет второй персонаж – Снорри, храбрый и сильный воин, крушащий все на своем пути.
Излишне говорить, что я жду следующую книгу серии.
Goodkat, 21 сентября 2015 г.
Книга очень похожа на полуаберкромби (который «Полукороль»), как мне кажется, тот же главный герой — принц на букву «Я», тот же трус и негодяй, не лишенный внутренней глубины, то же беглое отношение автора к собственному детищу.
В достоинства зачислю остроумие Лоуренса, некоторые обороты, сравнения, диалоги — пошлые, но по-черному забавные и смешные.
На фоне Ярви (полупринца Аберкромби) принц Ялан мне нравится больше. К сожалению, в нем также нет определенности и ясности образа. Дальше небольшой анализ его развития с сюжетными спойлерами:
Но смущает то, что Ялан также говорит о себе, как о великом лжеце и обольстителе, а в книге, по-моему, ни разу ему не удается доказать на деле свой талант, и это приводит к мысли, что Лоуренс иронизирует над своим персонажем. С такой точки зрения принц не является трусом, что делает жизнеспособным предположение об изначальном наличии отваги у Ялана. Тут допускаю действительное развитие и взросление персонажа и реальные перемены в его характере. Просто перестал быть ребенком.
В общем, двойственность образа с одной стороны заставляет приятно поразмышлять, с другой — существенно путает.
Порадовал забавный флэшбэк – встреча с Йоргом, главным героем предыдущей трилогии Лоуренса. Больше даже не знаю, что хвалить. В целом, этот роман в моем представлении – непонятное нечто. Хорошо, это фэнтези. Но дальше?
Для исторического есть лишь общие термины без внутренней логической привязки, до юмористического не дотягивает количество, собственно, юмора, для темного – нет саспенса, густо-гнетущей атмосферы, на эпическое роману явно не хватает размаха и подробностей, а для героического экшн и локации слишком невыразительные. Получилась странная солянка, с обрезанными приветами из разных жанров.
Интрига слабая, трагедия только создает вид, что она есть, приключения и описания порой ляповатые — присутствуют недомолвки и откровенная промотка важных цепочек связей. Мир не раскрыт и играет роль картонной декорации в дешевой пьесе. Парочка намеренно разномастных главных героев шаблонна (большой силач и маленький хитрец), со второстепенными совсем беда — они «улетучиваются из памяти быстрее, чем принц Ялан из постели очередной девицы», как метко выразился один мой добрый приятель.
Нет, эта книга не так плоха, как может показаться со стороны, Лоуренс собрал неплохой скелет книги с чернушно ухмыляющимся черепком, но мясца и жира не хватило — от всего ощущение поверхностности, как будто автор писал этот роман на скорость.
По итогу, «Принц шутов» не самая лучшая книга для того, чтобы скоротать время и сделать жизнь эмоционально или смысло-насыщенней, но читается быстро и слегка развлекает. Продолжения не жду, но и не жалею о прочитанном. Конкретно у Лоуренса, думаю, лучше почитать «Принца терний». Это более четкий, определенно мрачный и действительно жестокий атмосферный роман, местами убегающий в мистику вместе с ярким и брутальным Йоргом.