Лео Таксиль «Забавная Библия»
«Забавная библия» Лео Таксиля ( псевдоним Габриэля-Антуана Жогана Пажеса) ироничным доступным языком остроумно разоблачает многочисленные казусы, историческим несоответствия и противоречия в Ветхом Завете.
Насколько реальные «ветхозаветные» версии событий; как, когда и почему исправлялись, редактировались или изымались неугодные кому-либо тексты; есть ли исторические документы, подтверждающие или опровергающие изложенные в религиозных трактатах.
На эти и многие другие вопросы доступно и доходчиво отвечает это произведение.
Наряду с двумя другими произведениями этого автора переведёнными и изданными на русском языке — «Священным вертепом» и «Забавным Евангелием или Жизнью Иисуса» несомненно представляет замечательный образец антиклерикальной сатиры конца 19 — начала 20 века.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alexferrow, 7 сентября 2017 г.
Книга отлично подходит для спора «Креационисты против атеистов». Однако стоит отметить, что книге уже больше века, и создавалась она в самое начало больших научных открытий, которые порой доводят аргументы современных креационистов до абсурда, и ценность этой книги в возможности взглянуть на этот великий спор со стороны противников веры как таковой.
Автор подходит с юмором к пересказу Пятикнижия, но и его произведение так-же стоит читать через призму критического мышления
glupec, 31 декабря 2014 г.
Некоторые моменты в книге старика Лео — очень, очень наивны; много «полемического задора», мало доказательств (например, когда он утверждает, что Самсон = Геракл... это мнение устарело еще до начала XIX в. ;))
Или вот, скажем, его стремление разделить всех персонажей Ветхого Завета на «благочестивых» и «нечестивых» — в Библии об этом не говорится ни разу. Даже наоборот: многие герои древнего Востока — живые люди, со всеми присущими им недостатками. Тот же Давид: сколько раз он впадал в неправедный гнев? сколько женщин (ни в чем, кстати, не виноватых) так не вовремя подвернулось ему «под горячую руку»? А при этом — великий герой, спаситель родины... иными словами, ни «добрым», ни «злым» его как-то не назовешь. Сложный характер, всего в нем перемешано помаленьку. То же самое касается, допустим, праотца Иакова... и еще огромной кучи библейских персонажей.
Но — при всем при этом — книга явно полезная. (На всякий случай: я верю в Бога. И готов повторить — вслед за Вольтером — что даже если бы Бога не было, Его бы стоило выдумать. Потому что хоть какие-то идеалы добра и праведного поведения людям нужны. Если их не будет — придется признать, что «жизнь дерьмо», и жить по бандитским «понятиям». Чего, разумеется, никому не надо).
Так вот, о Таксиле... Даже верующий человек, в принципе, то, что в Библии написано, воспринимает не всегда серьезно (ну вот хотя бы: «Нил, как известно, протекает не в Азии, а в Африке и в направлении совершенно противоположном Тигру и Евфрату, то есть с юга на север» — как же эти три реки могли вытекать из одного и того же Эдемского сада?) Если внимательно читать -- обнаруживается много таких любопытных вещей. Например: в Пятикнижии (да и вообще во всем Ветхом Завете) почти нет упоминаний про сатану, Люцифера и т.п. (А какие есть — те до того несерьезны, что... говорить не о чем). Значит, образ «искусителя», врага Бога, почти такого же могущественного, как Он — это поздняя придумка. Евреи, будучи умным народом, не сомневались, что добро от природы сильнее зла.
Потом еще: «который из двух сыновей Адама, по-вашему, послушал Бога в выборе профессии? Конечно, Каин, потому что Господь приказал человеку обрабатывать землю и питаться исключительно тем, что производят поля. А Авель стал пастухом... Он разводил своих овец на жаркое» -- вообще, умно и тонко подмечено: будь ты хоть сто раз примерным «исполнителем воли Божьей», важно не это, а -- что у тебя в душе. Каин был вегетарианцем, но он был злым. Авель был мясоедом, но камнем брата не бил...
Одним словом. Бредятины тут, конечно, много -- но и разумных вещей хватает. Читать надо «через призму критики», примерно так же, как сам Таксиль читал Пятикнижие. И отделять «агнцев от козлищ», а мух -- от котлет.
ps Догадываюсь, что получу много минусов за этот отзыв... но, вероятно, это неизбежно ;)) Убежденным теистам, деистам и пр. «афеистам»: ребята, давайте жить дружно! :-))
Vlad lev, 30 июня 2013 г.
«Забавная Библия» вместе с ещё двумя произведениями — «Священным вертепом» и «Забавным Евангелием или Жизнью Иисуса» переведёнными и изданными на русском языке сатирических произведений выдающегося французского писателя конца 19 — начала 20 века антиклерикала Лео Таксиля ( псевдоним Габриэля-Антуана Жоган Пажеса).
«Забавная библия» посвящена казусам, историческим нестыковкам и противоречиям в Ветхом Завете.
Едко-иронично излагаются версии «ветхозаветные», и им мастерски противопоставляются реальные исторические события.
Вот первые строчки начала книги:
«Бог был всегда. В начале времён он был один. На свете не было ничего, кроме него. Не было, впрочем, и никакого «света». В ту пору бог назывался «элохим». Так величает его древнееврейский текст книги «Бытие». Слово «элохим» буквально означает «боги». Довольно странно, что Библия называет так совершенно одинокого господина.»