Алексей Калугин «Осколки реальности»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Лейтенант Джагг Апстрак, под именем которого действует агент космической службы спасения Андрей Макеев, получает новое рискованное задание на планете Дошт. Цель Апстрака — вытащить блокированную катастрофой исследовательскую группу из Гиблого Болота. Однако с первых же шагов его отряд сталкивается с ловушками относительного времени, искореженным пространством и жуткими монстрами — порождениями запредельной реальности.
Входит в:
— цикл «Точка Статуса»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 333
Активный словарный запас: низкий (2476 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 58% — на редкость выше среднего (37%)!
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 15 августа 2020 г.
Третья часть из цикла о цивилизациях Статуса балансирует на грани бумагомарательной беллетристики. Оно и понятно: первый роман пишется по свежей идее и оригинальному сюжету, который хорошо продуман автором, второй пишется на волне успеха первого и продолжает старую сюжетную линию, либо увеличивая масштабы происходящего, либо добавляя в повествование новых персонажей, а вот третий роман на старых колесах уже не прокатит — нужно придумывать что-то совсем новое. Именно на третьей части у многих авторов происходит срыв с уходом в сторону нудного и утомительного бумагомарательства. Впрочем, все зависит от потенциала придуманного автором мира: если он велик и многогранен (как мир Основания или Янтарного Королевства), то без особой потери в качестве можно написать и более трех частей. Но для этого ИДЕЯ должна быть хорошей изначально. А у Калугина идея была одноразовой как пластмассовый стакан в пивбаре. Параллельная реальность? Да по этой теме разве только мамонты не потоптались! Ее эксплуатирует каждый третий новичок в жанре фантастики, так как при этом в сюжет можно вставить практически любой кусок нашей временной истории, исказив его до нужной степени неузнаваемости. Лично мне второй роман цикла («Мятеж обреченных») напомнил небезызвестный роман Назарова «Силайское яблоко», только в худшем исполнении: на Силайе десятилетиями исправно правил давно умерший Оксиген Аш, а в Сабатской цитадели — некий Нени Линн. В обоих произведениях распоряжения от лица правителей отдавались автоматами: у Назарова это делал специальный механизм, работающий по законам хаоса, а у Калугина — обычный персональный компьютер (что не так оригинально). А смог ли придумать автор что-нибудь новенького для третьей части?
Айвель5 заключили в пространственный кокон, чтобы предотвратить распространение запредельной реальности (в дальнейшем — ЗП) на остальную вселенную. Где-то я это уже читал... На самом деле похожий прием использован множеством авторов: есть он у Зана в «Пульте мертвеца», в трилогии Гира «Грозные границы», Стивен Кинг уделил ему внимание в своем романе «Под куполом». Но самое главное — что Калугин уже использовал такой же прием в своей дилогии про Резервацию! Если это и новость, то изрядно устаревшая.
Спасение группы Ги Церкуса, заблокированной в Гиблом бору. Стоп! Это ведь уже было... Причем два раза. Этот — третий по счету. Опять?! Сколько ж можно повторяться? Да и само путешествие отряда Макеева/Апстрака по измененному миру Кедлмара сильно напоминает поход сталкера из «Пикника на обочине» в Зону.
Ну, может, хотя бы воображаемые монстры. Воображаемые потому, что они появляются тогда, когда кто-то о них думает. Например, живые мертвецы кейзи, которых Андрей встретил на нижних уровнях Пирамиды. В предыдущих романах о них говорили как об элементах фольклора, а напрямую с ними никто не сталкивался. Хотя это всё же не новость: материализация чудовищ разума — излюбленная тема многих мастеров мистического жанра, таких как Говард, Лавкрафт, Бирс или всё тот же Кинг. На этом же фокусе выстроил сюжет своего романа «Сфера» классик кино-фантастики Майкл Крайтон. Увы, и тут мимо цели...
Правда, есть в романе забавный персонаж (опять же из местного фольклора) — Воин Тьмы или Гефар. На исчадие ада он совсем не похож, а вот на эдакого умного шута — в самый раз! Являясь порождением извращенной реальности, он весьма хитер и болтлив словно... старик Хоттабыч! Не знаю, читал ли Калугин Лагина, но данные персонажи действительно имеют много общего. Гефар тоже злой демон, который делает добрые дела. Правда у него на это есть свои резоны. Но в принципе мне этот персонаж понравился: помогает героям преодолеть опасный путь до Гиблого бора, по пути развлекая всех своей болтовней и придавая всем диалогам некую дополнительную пикантность.
Есть в романе и серьезная философия об ответственности человека за «бесцельно прожитые годы». Даже наметки местных верований, представляющих собой симбиоз кельтской мифологии и индуистской религии.
Вероятно, автор планировал написать и четвертую часть, где было бы рассказано о том, как оставшиеся в живых совершат марш-бросок в более безопасный район Кешепского полуострова, откуда планируется начать возрождение Кедлмара. В этом повествовании могли бы приоткрыться новые страницы местной мифологии, например, более детальное описание мистического Прохода Каффы, а также его веселого хозяина. Но что-то не срослось, и автор предпочел поставить вместо точки многоточие.
-----
ИТОГ: интересный, хотя и во многом вторичный роман про забавные будни галактических Прогрессоров. В какой-то степени третья часть получилась даже удачнее второй.
Fairy, 10 мая 2016 г.
Сама книга, да и весь цикл очень понравились, но Господи!! Так нельзя поступать с читателями!??? Как же я хотела читать дальше! хотелось узнать чем все кончится, но не судьба! разочарована отсутствием продолжения... Автор отправил нас в свободное плавание))) Мы сами выберем оптимальный конец, но все таки я так привыкла к героям, что расставание было очень печальным
ilovecores_62, 3 ноября 2011 г.
Начну, пожалуй, издалека. Все-таки, третья книга в цикле, а отзывов я на предыдущие книги “Точки…” я не оставлял. Итак, повествование в цикле идется от третьего лица, о простом парне Андрее Макееве, которого вдруг навещает инопланетянин гуманоидного происхождения и предлагает весьма непыльную работенку. Андрей, будучи не слишком удачным ученым, охотно соглашается отправиться с незнакомцем в космос. Там же ему, в том самом Статусе, межгалактической службе по надзору за цивилизованными планетами,“вводят” личность другого агента Статуса, Дейла Колтрейна, ссылаясь на его совместимость с личностью Андрея. Затем нашего “два в одном” отправляют на планету Айвель-5, работать надзорщиком за тамошним человечеством. В единственной стране Айвеля, Кедлмаре, царит атмосфера разрухи и хаоса, ибо главный законодательный орган, Пирамида, издает непонятные законы по истреблению численности самих жителей, да и управляется она, якобы, ее же создателем, Ненни Лином, который, по законам бытия, должен был умереть еще пол-века назад. Следит за людьми Андрей-Дейл, а на самой планете известный как сержант Джагг Апстрак, в своей военной части, имеющей название “Кейзи”. Затем на Кедлмаре выявляется утечка так называемой запредельной реальности, которая все время “живет” параллельно нашей реальности, но иногда пытается сюда, к нам, прорваться.
В конце второй книги, “Мятежа Обреченных” запредельная реальность волной захлестывает весь Кедлмар, ну а нашему главному герою со своими бравыми бойцами придется, конечно же, ей противостоять.
Характера… Они отлично открыты еще в предыдущих двух книгах, так что, читая Осколки, уже внимания на них не обращаешь. Все герои как родные.
Вот чего не следовало делать Алексею Александровичу, так это пытаться сделать качественный экшен. Ну не его это. Слишком много рутины в этом. Драма – это да, у него она получается сверхкачественно. Но никак не экшен.
Есть моменты, в которых нет-нет, да слезинка потечет… И, все-же, таких моментов два-три, и то, плакать заставить они могут только чувствительных девочек лет десяти отроду.
Вот большущий плюс книги – это то, что Алексей Александрович наконец-то не побоялся в роман добавить любовную линию (которая, в свою очередь, перерастает в две). Очень интересно наблюдать, как Андрей влюбляется в иноформа, а Дейл в посыльную Статуса.
И все-же, несмотря на все плюсы, книга, честно говоря, разочаровала. Не ожидал такого от Алексея Александровича, не ожидал. Вскоре после открытия книги я начинал скучать, да и в середине ситуация была все та же. Надеялся, что конец все исправит, но он не шибко порадовал. Цикл потерял какой-то шарм... Если в конце «Мятежа» я попросту не хотел открывать третью книгу именно из-за того, что по ее окончании придется прощаться с главными героями, то уже прочитав 1/3 «Осколков», я продолжал ее давить только чтобы узнать, как закончится эта история. В итоге, конец с намеком на внекадровое продолжение, то есть вольный.
Средняк. 6,5/10
Мне очень жаль, что любимейший автор настолько разочаровал
Utconoz, 4 декабря 2009 г.
Гиблого Болота ? Может быть все таки Гиблого БОРА ?
Только сейчас, спустя несколько лет после прочтения первых двух книг, узнал что есть и третья.спасибо сайту