Андрэ Нортон «Принц приказывает»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа | Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Как-то раз один мальчик попросил меня рассказать ему «историю». В ней должны были быть «бои на шпагах и разные невероятные события». Насколько могла, я сочинила такую историю, соединив дворцы и замки, коронованных принцев и коммунистов. Рассказ занял не дни и не недели, а целые месяцы. Однако свое обещание я выполнила». (из предисловия автора)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
krakhno1, 3 декабря 2023 г.
Литература в жанре фэнтези является одним из основных руководителей неофеодальных и монархических идей в современном мире. Она насаждает сакрально-аристократический дух. Первой книгой классика фэнтезийного жанра Андре Нортон является «Принц приказывает» (1934) – небольшая вещь о Майкле Карле, осиротевшем принце южной, балканской страны Морвании, выросшем в Соединенных Штатах, не зная о своем происхождении.
« По центральному проходу, в скромных зеленых мундирах и волчьих шкурах, контрастирующих с придворными нарядами, шествовал отряд волчьей гвардии короля. За ним группа высших офицеров. Юноша заметил лицо в шрамах. Полковник Гримвич.
А дальше — один — шел король.
Майкл Карл наклонился вперед. Лицо его двоюродного брата побледнело. Щеки избороздили складки, но шел он уверенно, почти триумфально. Он победил.
В соборе теперь все стихло. Принц слегка повернулся, и легкий звон его кольчуги прозвучал неожиданно громко.
Вперед выступил архиепископ.
— Кто пришел к алтарю Рейнского собора? — спросил он, и его слова эхом отразились вдоль прохода.
— Тот, кто должен быть коронован, — ответил Ульрих Карл. Он по-прежнему стоял один в центре внимания толпы.
— Тот, кто пришел короноваться, должен быть наследником по праву. Кто скажет за тебя?
Из толпы выступил офицер. Под алыми и золотыми кружевами Майкл Карл узнал герцога.
— Я скажу! — воскликнул герцог.
— Подлинный ли это наследник трона и будет ли он владеть им, как его предки-короли в течение тысячи лет?
— Он наследник и будет владеть троном. Клянусь честью моего рода, это правда.
— Как твое имя, сын мой? — архиепископ повернулся к Ульриху Карлу, а герцог отступил.
— Ульрих Карл.
— Ульрих Карл, клянешься ли ты править этой страной во благо её, будешь ли ты служить ей всей своей жизнью, будет ли все, принадлежащее тебе, принадлежать ей, и не откажешься ли ты от своей клятвы, пока живешь?
Наступило недолгое молчание, а затем прозвучал чистый и ясный голос Ульриха Карла:
— Клянусь! Я принадлежу Морвании!
— Ульрих Карл, приблизься к алтарю и получи, как символ твоего звания, корону королей.
С центра алтаря архиепископ поднял что-то сверкнувшее собственным ярким светом. Ульрих Карл встал коленом на бархатную подушку, архиепископ наклонился к нему и надел корону на темноволосую голову короля. Ульрих Карл встал и повернулся лицом к своему народу.
Тут же вверх взлетели все сабли и раздался громовой клич:
— Да здравствует король!
Когда крики стихли, подошел герцог Иоганн, на руках у него лежал огромный меч — великий Государственный Меч, наследственным носителем которого он являлся. За ним следовал другой лорд со скипетром и третий с мантией.
Ульрих Карл принял все это после благословения архиепископа и взошел на трон. Когда он проходил мимо, Майкл Карл взглянул на лицо брата. Оно по-прежнему выглядело белой застывшей маской. Ульрих Карл, его друг и спутник, исчез, на троне сидел король Ульрих Карл. »
Наступает полный успех роялистов, монархия в Морвании укрепляется. Планы коммунистов и предателей-компрадоров, желавших передать богатства страны в лапы иностранцев, провалены. Во время коронации Майкл присягает Ульриху, а затем сознательно делает выбор в пользу бытия аристократом, отказавшись уезжать обратно в Америку.
Кроме вымышленной страны с романо-германскими чертами, словно созданной Бонапартом в 1810 году из герцогства, здесь больше нет признаков фантастики, хотя и намекается на волкодлаческие ритуалы обитателей гор. Интересно, что эта приключенческая повесть уходит в фантасмагорическую картину тайной истории Европы, принадлежащую перу автора второй половины XIX века, французского криптографа и историка Клода Состена Грасе д’Орсе. По его мнению, жреческая корпорация «жителей башен», галльских поклонников Богини Луны, со временем трансформировалась в определенную организационную форму, могучий тайный орден, называемый Квинтой, или еще менястрелями Морвана. Последние в Грасе д’Орсе отождествлены с носителями идеи родовой аристократии и патриархального строя, с европейской шляхтой, обитавшей в башнях-замках. Менестрели Морвана связаны с Югом и летним солнцестоянием. Основной их нравственный принцип: «Делай то, что хочешь», несомненно, соответствует аристократическому духу и божественному предопределению. Избранничество позволяет отвергнуть общепризнанную этику и возвыситься над толпой, а фаталистическая определенность заранее обуславливает свободу в действиях для достижения целей. В основе мировоззрения Квинты лежал солипсизм,а краеугольным камнем общественной доктрины был элитаризм. Ей противостояли сторонники Мурсии, или Кварта, которые отстаивали общественное равенство и выродились в эгалитарное масонство. Сама история сквозь призму взглядов Грасе д’Орсе движется противостоянием этих двух группировок.
Сначала Грасе д'Орсе считал тайный символический язык Кварты и Квинты забытым, их противостояние десакрализованным, соответственно и влияние на ход истории сошедшим на нет. Однако в конце своей жизни он изменил свое мнение и написал, что вопреки его прежним убеждениям тайная история Франции не прервалась, она продолжается, о чем свидетельствуют некоторые шифрованные произведения искусства, для разгадки которых нужен особый ключ. И вот довольно необычное проявление его теорий в американской литературе.
bvelvet, 20 ноября 2014 г.
Очень милая книжка, демонстрирующая сильные и слабые стороны начинающего (тогда) автора. К сильным можно отнести динамику повествования, экономное использование деталей, убедительные портреты. К слабым — стереотипность характеров и общую вторичность сюжета, которая местами просто зашкаливает. История американского юноши, который оказался (надо же!) наследным принцем, и его приключений в выдуманной стране — явное продолжение традиции «руританского» романа, отсылающее к Хоупу, Стивенсону и Стокеру; правда, устарел этот жанр к моменту выхода изрядно, хотя экранизации Хоупа пользовались успехом. Вот и книжка очень кинематографичная, явно такие фильмы и смотрела А. Нортон в детстве. При всем моем скепсисе — понравилось; пару часов с удовольствием провести над книгой можно... Но очень уж я сам жанр люблю..
mysik_eco, 5 февраля 2009 г.
здесь есть все чего только душа пожелает и шпаги и любовь и кровь и много детских приключений..