Андрей Буторин «Червоточина»
Что, если мы и наша реальность — лишь программа, написанная для дипломного проекта нерадивым Студентом откуда-то с Той стороны? И что, если мы просто исчезнем, если враг Студента преуспеет в попытке сорвать защиту диплома?
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 338
Активный словарный запас: низкий (2486 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 29 декабря 2018 г.
«Сфера»
Рецензия на «Червоточину» Андрея Буторина
Андрей Буторин — давно состоявшийся талантливый писатель, с чьим творчеством до сих пор я был знаком по шести его романам для «Вселенной Метро 2033» (плюс по небольшому вкладу в «Перекрёстки судьбы» и по рассказу «Огонёк» из того же проекта) и одному рассказу для серии юмористических антологий «S.W.A.L.K.E.R.». Пришло время выйти за пределы известного мира и окунуться с головой в другие направления литературного полёта фантазии этого замечательного писателя.
Первым романом, не относящимся никак ко «Вселенной Метро 2033», стал роман «Червоточина». Он был издан аккурат после выхода всех трёх частей его первой метро-трилогии «Полуостров надежды» и оказался десятым крупноформатом в творчестве Андрея. За неполные десять лет автор завоевал немалую популярность, чему во многом поспособствовало аккуратная проработка сюжета и персонажей, что влюбляют в себя с первых страниц.
Вполне справедливым будет отметить, что действующие лица «Червоточины» чем-то напомнили типажи из «Полуострова надежды» и более поздней трилогии «Вотчина сказок». Точнее, не просто «чем-то», а чертами характера, поведения. Герои Буторина не просто реагируют на странности и обыденности, а проявляют убедительно яркие эмоции. Если пропал сын, переживают, не находят себе места, ищут способы выяснить больше и, по возможности, его вернуть. Если вокруг пустой мир, выглядящий как компьютерный полуфабрикат, надо разобраться, а заодно познакомиться ближе со случайными товарищами по несчастью. Простые, казалось бы, действия ставятся во главу угла и наполняют сюжет уютом и убедительностью.
Профессиональные писатели гораздо лучше талантливых, но любителей умеют давать индивидуальные черты своим персонажам. Нича, его отец, Соня и другие то и дело произносят свои любимые выражения, демонстрируя каждый раз ёмкое отражение своих взглядов и вкусов. В финале на это особенно обращается внимание, показывая, что герой изменился в душе.
Не обошёл вниманием Андрей и любимую «пасхалку» русскоязычных писателей. Волк Юрс назван в честь многажды раз убиенного и воскрешённого Юрия Семецкого. Забавная внутренняя шутка, хотя, если подумать, при всей своей приятности она немного выбивается из общей сюжетной колеи. Но на то отсылки и существуют, чтобы легохонько встряхивать мерное повествование такими вот чёртиками из табакерки.
Впрочем, сказав, что повествование мерное, то бишь размеренное, я несколько покривил душой. Главы я проглатывал одну за другой, потому что сюжет постоянно удивляет, подсовывает всё новые неожиданные события, развязку которых ищешь через главу. Линий в романе две, если не привязываться к персонажам, с чьей точки зрения они ведутся от главы к главе. Одна линия происходит в скопированной Сфере, другая же — в мире обычном. Иногда, увы, настрой сбивался, особенно на особо острых клиффхангерах, но вскоре вновь набирал обороты, приводя к очередным неожиданностям.
Вообще, концепция, описанная Андреем в «Червоточине», довольно любопытная. Есть в ней что-то от «Матрицы», а больше — от «Тринадцатого этажа» (фильма, что вышел примерно в то же время, но почти не замеченного на фоне кинотрилогии братьев Вачовски) и некоторых произведений Евгения Константинова, где также задействовались спецслужбы и параллельные миры, яркие образы и чистая любовь. Впрочем, персонажи Буторина мне нравятся больше, чем у Константинова, так как они лишены в большинстве своём вредных недостатков, их увлечения либо не указываются, либо ближе мне, чем активный отдых на природе, возносимый Евгением, зато показывают более высокие моральные качества, отчего выглядят чище, привлекательнее.
Начав читать «Червоточину», наткнулся на статью в журнале «Популярная механика», посвящённую квантовой механике. Авторы приведённого материала привели теорию, согласно которой квантовой механики на самом деле не существует, а все её эффекты можно объяснить взаимодействием, проникновением друг в друга параллельных миров. И вот, прямо в романе, я встречаю что-то подобное. И это притом, что он написан года за четыре до этой научной статьи!
Напоследок хочу обратить внимание на финал. Творчество Андрея Буторина мне давно понравилось за то, что я всегда ищу в художественных произведениях: доброту и надежду. «Червоточина» ими наполнена, однако, как уже не бывало в ряде других произведениях автора, концовка всё-таки не абсолютно светлая, есть небольшая, чуток грустная кислинка, что ещё больше подчёркивает торжество светлых сил. Так или иначе, послевкусие осталось приятное, и этот роман буду ещё долго вспоминать с восхищением.