Николай Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Религиозное (Христианство (Православие ))
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Полюбил Петрусь дочку своего хозяина, Пидорку. Да кто ж отдаст дочку за бедного работника без роду, без племени. И подвернулся тут Петру дьявол в человеческом обличье Басаврюк, как раз в ночь на Ивана Купала, когда цветет папоротник.
Щедро расплатился Басаврюк за услугу, сыграли молодые свадьбу. А вот зажили ли счастливо?
Входит в:
— цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком» > Часть первая
— антологию «Great Tales of Horror», 1933 г.
— антологию «Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt», 1983 г.
— антологию «Witches and Warlocks: Tales of Black Magic, Old & New», 1990 г.
— антологию «Russian Tales of the Fantastic», 1994 г.
— антологию «Ярмарка колдовства», 1994 г.
— антологию «Киевские ведьмы: Русская фантастика первой половины XIX века», 1996 г.
— антологию «Рассказы русских писателей для детей», 2012 г.
— антологию «Русский жестокий рассказ», 2014 г.
- /языки:
- русский (271), английский (3), немецкий (2), испанский (1), французский (1), украинский (4), румынский (1)
- /тип:
- книги (272), аудиокниги (11)
- /перевод:
- М. Минто (1), И. Сенченко (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 14 сентября 2024 г.
Это история о том, как один парубок заключил договор с чертом (точнее, его человеческим воплощением) для того, чтобы собрать необходимую сумму для «выкупа» своей избранницы у ее престарелого отца. А договор заключался в совсем уж фантастическом действе: необходимо было добыть для нечисти цветок папоротника, который якобы распускается только в ночь перед Иваном Купалой (т.е. с вечера 6 и по утро 7 июля)...
Я бы скорее отнес данное произведение к чистой фантастике, чем к мистике, как поступило большинство моих коллег по ФантЛабу. Причина тут проста: ведьмы и черти никак не проявляют своей мистической сущности, являясь герою повести в человеческом виде, зато папоротник цветет ярким цветом! Любой, кто учил в школе ботанику, должен хорошо знать, что это растение никогда в своей жизни не цветет, ибо относится к растениям, размножающимся спорами. Так что повесть Гоголя либо сказка, либо фантастика. Тем более, что по повериям цветок папоротника обладал способностью находить закопанные в землю клады. Собственно, за этим он герою и понадобился. Другой разговор — а зачем он понадобился нечисти? Ведь все свои преимущества он раскрывает только перед человеком! В частности, способность повелевать нечистой силой. Самой нечисти это вряд ли будет полезно, ведь она хочет повелевать божьим миром, а не его изнанкой! Так что тут какая-то нестыковочка выходит... Впрочем, смысл сюжета совсем в другом. Будет ли счастлив в жизни тот человек, который в той или иной мере пошел на поводу у нечистой силы? Писатель считает, что не будет, ибо такова парадигма христианской веры — никаких договоров с «нечистыми». Если же вы атеист, то вам все равно, с кем именно договариваться. Об этом говорит практика предпринимательства в нашей стране, никак не связанная с религиозными постулатами. Так что либо бога на самом деле нет, либо все предприниматели давно продали свою душу дьяволу...
------------
РЕЗЮМЕ: сказочная история о том, как цвет папоротника помог одному парубку жениться, но не принес счастья в его дом. Автор намекает на то, что всего в жизни нужно добиваться своими силами, а не рассчитывать на какое-то волшебство.
AlisterOrm, 25 ноября 2019 г.
Зачем цветёт папоротник, и что нужно дьяволу?
Петрусь никогда не был ни к кому приязан, всегда был сам по себе... Поэтому внезапная и такая естественная в его парубичьем возрасте страсть к юной и красивой Пидорке, причём страсть взаимная, свела его с ума, и заставила шагнуть за грань этого мира. В обыденность сельской глубинки Малороссии, описанной Гоголем, вполне естественно вплелся мир иной, не предназначенный для человека, чуждый человеку. Мир, который всегда рядом, за окраиной опушки леса, в котором стоит дом мёртвых на курьих ножках, и цветёт алым, нечестивым цветом папоротник. Блескучее золото этой изнанки достаётся только в обмен на собственную душу, даже не на порабощение, а именно сокрушение, уничтожение, разрыв. Какой же человек может убить, во имя страсти, во имя богатства, шестилетнего ребёнка? Не сломает ли это его?
Столь ли важно, Басаврюк ли шептал на ухо Петрусю, что надобно делать? Это был его собственный выбор, и его собственный грех, который довлел надо всем остальным. Этот грех, грех детоубийства, и подточил его рассудок, сокрушив и душу, и собственный дом, и судьбу несчастной красавицы, которая стала лишь жертвой чужой, неудержимой страсти...
zotovvg75, 16 октября 2021 г.
Одна из самых жутких повестей цикла, с готовым сюжетом для кассового фильма ужасов. Здесь все пропитано страхом и кровью, кошмарны описываемые сцены: обезглавленный детский труп с пьющей из него кровь ведьмой, беснующаяся в темноте нечисть-помню в детстве при чтении от этого бросало в дрожь и на душе остался какой-то тяжелый осадок ужаса. Ну и конечно же не обошлось без дьявола, воплотившегося в человеческой плоти под личиной Басаврюка. Как всегда щедр на дары извечный враг человеческого рода, но ничего не дается даром, за все приходится платить и чем больше вожделенная награда, тем страшнее цена и последующая расплата за содеянное.
Конечно, безысходность страшная вещь и она заставляет людей идти на самые отчаянные поступки. Страх потерять любимую толкнул Петра на кровавую сделку с сатаной и в этом отношении отчаянье можно по праву считать одним из людских грехов, ибо оно толкает человека на самые безумные поступки. Само отчаянье оправдать можно, но порожденное им преступление-ни в коем случае, так как безвинные не должны становиться жертвами страстей другого человека. Образ убиенного Ивася всегда будет укором ищущим для себя или других оправданья. Существует черта через которую нельзя перешагивать, какие бы ни были толкающие к этому обстоятельства. Это моральный закон для всех времен и народов. Тем более, Гоголь показывает нам неизбежность расплаты за содеянное, когда не приносит счастья ни обретенная любимая, ни баснословное богатство. Очевидность этой морали ясна и как бы хотелось видеть ее практическую трансформацию в нашу жизнь, тогда на свете было бы гораздо меньше зла.
korsrok, 29 декабря 2023 г.
Снова очаровательный и крайне живописный рассказ о трагичной любви в которой замешан чёрт: главный герой будучи бедняком (сірим) не мог подкатить к любимой девушке лучшей красавице в хуторе из-за своего жалкого положения, отец красавицы Корж чуть не высек парубка нагайкой, когда застал в его объятиях дочь. Паренька спас маленький мальчик, братик красотки. И тут начинается чистый хоррор, когда чёрт обещая руку любой дівчини, посылает храбреца в мрачный лес к ведьме за папоротником
Вернулся козак из лесу с мешками золота, тут-то сразу стал Коржу любим синком и свадьбу роскошную сыграли с ряжеными, только с каждым днём содеянное всё больше гнетёт его в лучший традициях Эдгара По. На следующий год пішла жінка к ведьме
muravied, 19 сентября 2022 г.
Самый первый рассказ Гоголя, написанный им в 21 год. Помню читал эту жуть ещё в школьные годы и охреневал, что в произведении, рекомендованном к чтению детям, происходит сцена отрубания головы у невинного мальчика с последующим выпиванием крови из фонтанирующей шеи. Вот уж воистину сатанинская вещица. Сегодня мне уже 37 лет, но тем не менее читать эту сцену было довольно жутко. Плюс на фоне всех этих событий в мире как-то напрягало это постоянное «цыгане, жиды и москали», типа как самые отвратные существа. Даже черти и те вроде как не такие негодяи, как кляты москали.
По поводу Любви, тут до меня правильно сказали: никакой любовью тут не пахнет. Обычная страсть вперемешку с нищетой, которая свела с ума бедолагу Петруся. Кстати имя Петрусь я больше ни в одном фильме, книге не встречал. Так он и остался символом хоррора из детства: тёмный лес, папоротники, Петрусь и кровавая простыня на мальчике..Бр-р-р
tolstyi1010, 21 мая 2019 г.
Петрусь влюбился в Пидорку, дочь своего хозяина, который категорически не согласен отдать свою кровинку за бедного работника. И вот в ночь на Ивана Купала повстречал молодой человек Басаврюка, у которого есть для парубка задание сулящее мешок золота.
Мистическая повесть Гоголя, где в отличие от «Сорочинской ярмарки» действительно присутствует нечистая сила, и которая заканчивается печально. Хотя в том что конец истории печальный ничего удивительного нет. Гоголь нам в открытую говорит, что сделка с нечистой силой благополучно закончиться не может. Но был ли выбор у Петруся? Такой любви, ради которой можно убить маленького ребенка не существует. Я, конечно, все понимаю, что он ее очень любил, отец против, денег нет, а к девушке уже ходит богатый жених, но выход есть всегда. Всегда можно убежать, земля ведь большая. Можно попытаться заработать деньги честным путем, или хотя бы пообещать отцу, что его дочь не будет не в чем нуждаться. Отец тоже человек, должен был понять. Но нет. Девушка готовилась к самоубийству, а молодой человек готовился убивать ребенка. Что за крайние меры.
Жуткая, атмосферная повесть, которую стоит прочесть.
фрейзи, 14 сентября 2015 г.
Школьная программа к моменту появления детей забывается начисто. А зря. Помнила б я, какой ужас в этом произведении, детям читать не стала бы точно. Самое страшное у Николая Васильевича после Вия, это Ночь накануне Ивана Купала. Кульминация потрясает до спинного мозга, а события, приводящие к развязке, делают рассказ всё более и более жутким.
Читала останавливаясь, много объясняла. И был в моих объяснениях детям такой момент – часто повторяла, у Петруся был выбор, вот только неправильное решение он принял. Сруби голову он не ребёнку, а ведьме, результат был бы лучше. Страшно, так схватил бы малого под мышку и, перекрестясь, бегом из лесу. К сожалению, Петрусь сделал так, как он сделал, сгубив не только себя, но и ещё троих человек.
Быть может, Басаврюк и так владел его душой, поскольку приняв решение о самоубийстве, Петрусь утратил свою волю начисто. Пидорка в этом плане, получается, оказалась сильней. Наверно, отмолить их несостоявшуюся семью у неё вышло.
Ну и снова, не смогла удержаться, чтобы не сравнить жизнь того времени и сегодняшнюю. Не обзаводятся люди нормальным жильём, ибо в любой момент могут набежать литва, татары, ляхи, и лишишься всего разом. У кого как, а у меня сразу стойкие ассоциации….
И нравы, нравы. На свадьбе ряженные, всё как положено, раньше было лучше, веселились веселей и всё такое. Но один момент меня поразил. У женщины платье загорелось, а все смеяться начали. Волосы сгорели, одежда пропала, а пьяная на дармовщинку толпа только хохочет. Сейчас, все б телефоны повытаскивали….
А потом всем стало не до смеха.
Ламинарский, 1 июля 2012 г.
Одна из самых страшных повестей (наряду со «Страшной местью») цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Даже, возможно, самая страшная. Но и поучительная. И вызывающая воспоминания.
...Мне, наверное, было 10 лет, а может 11. Финал советских времен, год так 1988, 89-й. Были тогда такие летние лагеря при школах (они и сейчас есть). После обеда учительница читает нам «Вечер накануне Ивана Купала». За окном школьного кабинета горячее лето, а мне холодно. Холодно и страшно, но при этом я боялся пропустить хоть слово, затягивали эти слова и обо всем заставляли забывать, что в мире вокруг делалось... Помню, как я всей душой желал, чтобы Петрусь не убил топором шестилетнего брата своей возлюбленной. Но вот он уже поднимает топор, бьет им и... кровь, которую начинает высасывать безобразная ведьма. И я, вздрогнув, не смог удержаться и вскрикнул «Не-е-ет!!!», да так, что учительница даже хотела прекратить чтение повести.
...Оказалось, детское впечатление живуче. Перечитывая совсем недавно эту повесть, я также хотел (снова!), чтоб это убийство ни в чем не повинного ребенка не произошло! Но оно происходит, и я опять вздрагиваю, и сам не замечаю, как кричу «Не-е-ет!!!» Вот такое воздействие классической русской литературы, живого гоголевского слова.
Ему некуда было деваться, скажут мне. Он на это пошел, чтобы быть с любимой. А я отвечу, что не верю я в такую любовь, и, словно, в ответ на это неверие, Гоголь раскрывает страшную картину жизни молодых героев после их свадьбы. Петрусь понемногу сходит с ума, говоря современным языком, такой «депресняк» на него напал, что не дай Бог никому!.. И, конечно, страшный финал...
Paganist, 5 ноября 2014 г.
Классический сюжет украинских страшилок: честный парубок, ослеплённый любовью к дивчине готов на всё, чтобы заполучить её. Беда в том, что не все способы хороши, как иногда кажется. А тут и черти, и ведьмы, и всякая нечисть так и норовит заполучить чистую православную душу в свои тенета. Ну и мораль, конечно же — куда ж без неё: лёгкое (и тем более кровавое) богатство способно свести с ума, отравить и погубить жизнь.
Мрачная история, печальная, хоть и приправленная местами несравненным юмором автора. Тем не менее, Гоголь верен своей манере рассказчика — эмоциональной, красочной, лёгкой и узнаваемой.
mario1205, 26 августа 2015 г.
Лишь раз в году на Ивана Купалу цветет папоротник, приносящий людям несметные богатства...
История о том, как влюбленный юноша Петрусь связался чуть ли не с самим дьяволом ради того, чтобы жениться на прекрасной девушке. Он отправился за кладом, не подозревая, чем обернется его путешествие...
Наверняка неизбалованным читателям середины XIX эта сказка казалась настоящим образцом литературы ужасов, от которого волосы вставали дыбом, сейчас интересно читать именно из-за красочности языка и аллегорических образов.
ivan2543, 20 апреля 2011 г.
Не помню уже, когда и как первый раз прочитал эту вещь. Кажется, было это еще когда я учился в младших классах, и, скорее всего, прочитал я ее в хрестоматии «Родничок». Впечатление было очень сильное, просто какой-то парализующий суеверный ужас. Пожалуй, сильнее напугал меня только «Вий» («Страшную месть» не читал я еще тогда).
В отличие от других повестей цикла, «Вечер…» несколько тяжеловесен по стилю, в нем практически нет диалогов и прямой речи, он представляет собой фольклорную стилизацию, сказовый «поток сознания», где повествование смешивается с воспоминаниями рассказчика. Что , в общем-то легко объясняется тем, что хронологически он был написан раньше других повестей цикла. В детстве читать было трудно, хотя сейчас, пожалуй, эта тяжеловесность уже не бросается в глаза.
Сюжет, в общем-то, прост и вполне характерен для сказки или народного предания. Даже несколько нравоучителен – мол, не будет счастья от кровавых денег. Но здесь главное то, о чем написана повесть, а как автору удалось придать ей литературную форму. А удалось – отлично.
Отдельно следует упомянуть образ страшного Басаврюка – этакого простонародного Мефистофеля, променявшего изощренную хитрость и сети казуистики на разбойничью лихость и устрашающую звероподобность. Ну что ж, какова дичь, такой и охотник.
Итог: несколько замысловато написанная, но очень впечатляющая страшная история.
dydyka, 10 мая 2009 г.
Разве здесь о любви идёт речь? Никогда любящий человек не пошёл бы на такое! Рассказ о слепой, безумной и злой страсти. И страсть обратилась в великую кару для совершившего преступление против жизни, против младенца. На мой взгляд, жена-красавица, из-за которой совершались злодеяния все же не должна была страдать, ведь она не подстрекала своего Петруся. Но, как это было позже подчёркнуто Булгаковым, «Тот кто любит, должен разделять судьбу того, кого любит».
Alexandre, 24 мая 2009 г.
Жаль Петруся, любовь его с ума свела, только неужели не было способа другого? Велика власть отца, но и он бы не посмел выдать дочь насильно замуж, если бы та под венцом сказала бы «Нет!» Но не осмелилась Пидорка перечить отцу, и потому Петрусь пошел губить душу свою. Да и то можно было бы поправить — не должен был говорить он, что «На всё готов!» Да и после этих слов — мог сдержаться и невинного Ивася не трогать — не повредила бы ему нечисть, а если так нужна была кровь человеческая — мог себе руку полоснуть — грех не больно велик был бы.
Эх, что теперь советовать, всё зря, а пропала душа, и как ни мерзок чёрт-Басаврюк, а согрешил-то Петрусь сам.
Вот в другой повести, «Ночь перед Рождеством» — сумел же кузнец Вакула, тоже влюблённый безнадёжно, и от чёрта помощь получить, и душу не сгубить. Да видать не всем так везёт.
Silena, 22 июня 2009 г.
Вообще не очень люблю Гоголя читать, но в последнее время заставляю себя читать разные книги. В принципе повесть неплохая. Были конечно и лучше. а Петруся жалко! Хоть он и ради любви это всё совершал, всё равно надо было другой способ найти завоевать свою любимую! Любовь это конечно хорошо, но душа должна быть дороже любви.:dont:
андрос, 15 сентября 2007 г.
Очень страшная поучительная притча о страсти и одержимости, о гранях, которые нельзя переходить, чтобы не потерять самое дорогое, что имеешь — душу.