Артуро Перес-Реверте «Баталист»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Антивоенное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Восточная Европа ))
- Время действия: 21 век | 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
…Он не собирался оправдывать жестокую правдивость своих снимков, подобно другим фотографам — тем, кто утверждает, будто рвется в горячие точки, потому что ненавидит войну и желает покончить с ней навсегда. Он не собирался коллекционировать различные проявления бытия и не пытался их истолковать. Он хотел лишь одного — постичь законы и формулы, подобрать ключ к шифру, который сделает терпимой любую боль. С самого начала он искал нечто особенное — точку отсчета, фокус, который поможет просчитать или уловить интуитивно путаницу изогнутых и прямых линий, головоломку, беспорядочное движение шахматных фигур, сквозь которое проступает механизм жизни и смерти, хаоса и его проявлений; его интересовала война как структура, как голый бесстыдный скелет гигантского космического абсурда…
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oleg83tt, 5 сентября 2024 г.
Одинокий художник, живущий в башне у моря, встречает гостя, с которым их связывает прошлая нить под название война. Некогда военный фотограф, а ныне простой художник таит в себе тайны, которые имеют общий корень со своим посетителем. Дабы дальше сильно не рассказывать сюжет и его ходы, напишу другое, что книга заслуживает внимания. Помимо поверхностных мыслей, которыми богаты все люди, автор сталкивает двух лиц, которые имеют разные «подводные камни» и пытаются отстоять свою линию. В этом противостоянии и заключается весь задел произведения. На мой взгляд вполне дельно, есть над чем задуматься и что рассмотреть, но без сильной глубины.
Рекомендую.
Strannaya_Masha, 31 марта 2017 г.
К военному фоторепортеру, отошедшему от дел и живущему уединенно в полузаброшенной башне, однажды приходит человек, утверждающий, что снимок когда-то сделанный этим фоторепортером сломал жизнь ему и его семье. Диалог двух мужчин, каждый из которых видел ужасы войны (один — через объектив фотокамеры, а другой — своими глазами, испытав все на собственной шкуре), воспоминания о любимых женщинах, которых они потеряли — все это становится фоном для главного вопроса, волнующего автора: подчиняются ли каким-то законам боль и страдания людей? Есть ли в хаосе какой-то порядок, или только Его Величество Случай играет человеческими судьбами?
Хоть я и была в курсе, что мои любимые «Девятые врата» сняты по роману этого автора, но все как-то руки не доходили. И тут вдруг наугад выбранная в библиотеке книга, и я просто в шоке, если честно... Хотя, если верить автору, случайностей не бывает.) Очень тонкая и глубокая, мастерски написанная литература. Не ожидала такого.
radyga1005, 17 февраля 2014 г.
Есть книги, которые невозможно читать быстро, невозможно читать много за раз. Для меня таким произведением и стал «Баталист». Автор безусловно мастер. Точные слова, яркие образы, все это погружает читателя в воспоминания военного фотографа, погружает с головой. и мне требовались перерывы, чтобы глотнуть свежего воздуха, выдохнуть и, дать отдых воображению от картин человеческой жестокости, беспощадности войны. Войны без романтического флера, без глазури героизма и самопожертвования ради высших целей. их нет. И на войне их быть не может, на той войне мирового масштаба, которую как фотоальбом, страницу за страницей раскрывает Перес-Реверте. Для меня «Баталист» стал еще и экскурсоводом в мир военной фотографии и живописи, я выписывала имена художников и их полотен, смотрела работы, упоминающиеся в книге. Сильные слова, сильные кадры... И такое сильное чувство к женщине. такие слова, что невольно думалось, какой же должна была быть ОНА, если мужчина всегда, до мельчайших подробностей, до капелек пота на лбу, носил этот образ с собой. Даже не любил..А гораздо больше. Жил ее и опоздал на секунду, на один шаг по тропинке. Или не опоздал? А отдал случаю судьбу женщины, которую терял? Мне было трудно представить двоих, беседующих друг с другом так, как описывает Перес-Реверте, нет, как вспоминает Фольк...Не диалоги, а размышления, как человек может беседовать с самим собой. Или автор — со своими читателями. В романе все очень органично и естественно. От начало, до самой последней строчки, до последних трехсот метров.
nostradamvs, 9 ноября 2009 г.
Сильный роман, очень сильный роман. Люблю я Реверте – за «Клуб Дюма», за «Учителя фехтования», а его военные вещи не очень, но «Баталист» производит впечатление, не отнимешь. Всего-то два героя – бывший военный фотограф, и бывший солдат, герой одной из фотографий того – разговаривают и вспоминают прошлое. Фотограф рисует на стене разрушающейся башни батальную фреску, солдат курит и философствует, они разговаривают, и один из них должен убить другого. А мимо нас проносится изнасилованная и убитая жена солдата, подорвавшаяся на мине любовница фотографа, чумазые дети, худые, как скелеты, женщины, смерть и грязь, боль и оторванные конечности, война, война и война. А фотограф вспоминает то, о чём захотел однажды забыть, и плывёт свои 300 метров, вечно плывёт свои 300 метров. Чёрт, умеет же писать. Умеет.