Фред Саберхаген «Крылья тьмы»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Космический корабль «Надежда» эвакуирует людей с колонии, подвергшейся атаке берсеркеров. Берсеркеры идут по следу, и единственная защита «Надежды» — носитель космических истребителей «Юдифь». Но людей для управления истребителями катастрофически не хватает...
Входит в:
— цикл «Берсеркер» > роман «Заклятый враг», 1979 г.
— журнал «Worlds of If, March-April 1974», 1974 г.
— антологию «The Spear of Mars», 1980 г.
— антологию «Hallucination Orbit: Psychology In Science Fiction», 1983 г.
— антологию «Starships», 1983 г.
— антологию «Space-Fighters», 1988 г.
— антологию «Врата времени», 1995 г.
— журнал «Если 1995'6», 1995 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents Volume 5», 1998 г.
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 20 января 2025 г.
Один из рассказов цикла Фреда Саберхагена о войне будущего человечества с разумными машинами истребления — берсеркерами. Этот эпизод охватывает возможность использования моделированных личностей людей прошлого Земли в качестве управляющих систем боевых космических аппаратов. Отмечу, что если читать целенаправленно серию про берсеркеров, то воспринимается текст гораздо лучше, чем отдельно, поскольку начало рассказа чисто психологическое, но потом возникает интрига, причём весьма лихая.
Как отдельный рассказ оценка 7, читается неплохо.
Darth_Veter, 17 февраля 2023 г.
Данная новелла как бы продолжает тему, начатую в предыдущей истории про Игру. Только на этот раз игра вовсе не виртуальная, а самая что ни есть материальная. Правда теперь ее ведут виртуальные личности — своеобразная форма искусственного интеллекта. Берсеркерам само понятие игры неведомо, поэтому они беспечно «клюют» на приманку и тем самым допускают фатальную ошибку. Впрочем, большинство читателей на нее тоже «клюнут», ибо не так хорошо знают историю Первой мировой, как герой рассказа, историк Иэн Мэлори. Весь фокус состоит в упомянутых выше виртуальных личностях, что управляют боевыми кораблями. Разве может машина понять всю тонкость данной игры, если ее слуга-человек тоже ничего не понял? Сюжет построен так хитро, что сам факт использования виртуальной личности вместо человека уже не кажется удобным «роялем». Другой разговор — будет ли такая замена эффективна, ведь все личности не полностью соответствуют своим оригиналам (о чем герой рассказа предупреждает своего противника заранее). На это обращаешь внимание только после прочтения, т.к. главное заключается в скрытом смысле такой замены. Берсеркеры руководствовались только законами логики, вот она их и подвела — ведь человек (пусть и виртуальный) руководствуется в своих поступках вовсе не логикой, а чувствами. В частности, чувством долга.
-------------
РЕЗЮМЕ: история о том, как берсеркеры пытались использовать против людей их же оружие. Кстати о переводе: одного из лучших асов Первой мировой войны зовут Вернер Фосс, а не Возз (прочие имена летчиков также искажены до неузнаваемости).
MR.SANDMAN, 22 октября 2017 г.
Самый удачный перевод названия — «Эскадрилья из забвения». Потрясающий рассказ, который в своё время произвёл огромное впечатление. Другие рассказы и повести из цикла «Берсеркер», воспринял более спокойно, какие-то нравились, какие-то оставили равнодушными, но этот запомнился надолго. Запомнился не столько боевыми сценами или фантастическими элементами, а щемящим чувством печали, жертвенностью, которая проявляется, когда тебе действительно нечего терять.
Любые рассуждения о сюжете вполне могу стать спойлером, поэтому не буду портить впечатление нечитавшим. Скажу только, что эпиграфом идеально подошли бы строчки Высоцкого: «Наши мертвые нас не оставят в беде, Наши павшие как часовые...»
pssc, 16 мая 2017 г.
«Переводчикам» названий, иногда надо читать само произведение, чтобы знать о чем идет речь.
Более неправильного перевода, чем «Крылья тьмы», к этому рассказу и придумать нельзя.
lubar, 10 декабря 2010 г.
Рассказ понравился. Человек для которого важна только собственная жизнь утрачивает гибкость ума. И Берсеркерам стоило бы учитывать это, прежде чем доверять обработку новичков своим рабам. Идея с псевдоличностями кончено не понятна. Но тут как видно Главное, что исходными данными для принятия решения является модель поведения конкретной личности, что делает действие мало предсказуемым для Берсеркера. Ну и конечно отлично обыграна многоранность одних людей и зашоренность сознания других. Действительно, если человек не может удержаться в седле, разве он может быть опасен Берсеркеру.
AlisterOrm, 31 октября 2010 г.
Интересно, а чем компьютерная модель личности отличается от машины, от берсеркера? Мне личто не совсем понятно.
В любом случае, наглядно показано, что даже совершенный мозг берсеркера не в состоянии постичь разносторонность человека.