Олег Куваев «Не споткнись о Полярный круг»
Художественная и документальная история поисков легендарной чукотской «Серебряной Горы» — Пилахуэрти Нейка.
Написана в 1960-1962 гг. Первая публикация: журнал «Вокруг света» (1962, №5). Дальнейшие книжные публикации немного отличаются от журнального варианта. Документальная часть повести была использована при написании книги очерков «Два цвета земли между двух океанов».
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1962'5», 1962 г.
— сборник «Зажгите костры в океане», 1964 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 12 февраля 2025 г.
«Золото Маккенны» по чукотски
Аудиокнига состоит из нескольких произведений (но из одного файла) и, по сути, представляет собой сборник. Сначала Олег Куваев в художественно-путешественной форме рассказывает нам о своей собственной попытке организации «экспедиции» для поисков легендарной серебряной чукотской горы Пильхуэрти Нейка. В присущей автору живой и непосредственной оригинальной манере Куваев рассказывает предысторию вопроса, а затем увлекательно повествует о попытке организовать собственную поисково-разведывательную любительскую группу и о том, что из всего этого вышло — водным и далее пешим ходом по тундре в условиях чукотского лета. В оба конца. Всего вдвоём.
Вторая часть аудиокниги представляет собой переписку автора гипотезы некоего Уварова с различными государственными организациями и органами, точнее мы услышим только лишь письма самого Уварова в эти учреждения или в адрес государственных деятелей. А круг адресатов весьма впечатляет — от управления геологии и разных министерств (включая МВД и МГБ) и ведомств до таких персон, как маршал Буденный, генеральный прокурор, министр МГБ и даже Первый секретарь ЦК Хрущёв. В этих письмах автор настойчиво утверждает, что с 30-х годов знает о существовании этой горы и с тех же лет пытался сообщить в соответствующие инстанции о её местонахождении, однако, по его утверждению, это дело было умышленно заволокичено.
Далее следует последовательное изложение о том, как эти разные инстанции реагировали на такое напористое обращение гражданина Уварова и какие практические меры принимались для проверки сути заявки Уварова об «открытии» им такого богатого месторождения. И в завершение всей этой истории следует финальная справка о самом Уварове и о завершении поисков.
Для любителей творчества Олега Куваева (к коим я себя однозначно отношу) несомненный интерес представляет сама художественно-документальная повесть. Однако и вся остальная документалистика тоже интересна, ибо можно реально посмотреть, из каких источников возникало куваевское творчество, чем оно пополнялось и подкармливалось.