Олаф Стэплдон «Четыре случайные встречи»
Автор описывает четыре диалога с разными людьми — христианином, ученым, мистиком и революционером — каждый из которых раскрывает свой образ мыслей и доказывает свою правоту.
Это не роман с обычным линейным сюжетом: автор планировал серию из десяти самостоятельных новелл, но написаны были только четыре истории.
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Л. Самуйлов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
240580, 1 февраля 2022 г.
К сожалению, не имел доступа к профессиональному переводу, потому довольствовался тем, что могут дать сетевые сервисы. На этот раз вышло хуже чем обычно. Но и этот некачественный суррогат даёт определённое представление о том, какие мысли автор вложил в данные встречи.
Христианин говорит о том, что бог есть любовь, а любовь есть бог. Если вдуматься в смысл этого утверждения, то выходит, что клирик не так уж и далёк от истины. Об этом писал в своих произведениях и Олесь Бердник. Христианин, впрочем, не может выйти за рамки религиозного понимания Любви. Ведь грядущее, очевидно, за любовью всеобще-гуманистической, всечеловеческой — именно в такой любви не только к ближнему, но и к дальнему, угадывается всеобщее благо.
Учёный в романе показан бездушным циником, нигилизм которого порочит саму идею научно-технического прогресса. Жаль, что автор уготовил ему именно такое место среди изображённой четвёрки.
Мистик — самый бесполезный персонаж, напускающий на себя «много туману», проповедующий испорченность мира и «просветление» в духе для избранных.
Казалось бы Революционер обладает самым трезвым взглядом, поскольку лучше всех познал реалии этого несправедливого мира. Однако между строк чувствуется, что сам автор не со всем согласен в отношении позиции Революционера. Интересно было читать, что Революционер закрывает глаза на тиранию сталинизма и считает, что в СССР установлен настоящий социализм.
Очевидно, надо понимать, что все четыре персонажа, которых успел изобразить Стэплдон, избраны не просто так. Все они отображают мировоззрение Великого Визионера, сливаясь в единый сплав его философии. У каждого из них есть что критиковать, что, впрочем и делается, однако львиная доля наследия каждого — это просто разные стороны видения мира и человека Стэплдоном. В монизме философа-фантаста отражено определённое противоречие между иделазмом (Христианин+Мистик) и материализмом (Учёный+Революционер), которое нам так знакомо по его другим произведениям.