Анатолий Шавкута «Чистенькая жизнь»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
titanik, 3 сентября 2024 г.
Не скажу, что мне всё понравилось – произведения РАЗНЫЕ. Что-то очень тяжело воспринимается, что-то на первый взгляд не имеет смысла, а некоторые рассказы очень теплые, близкие и понятные. Возможно, я «не доросла» до такой литературы.
В трёх местах пришлось перечитывать: начало истории после гибели учителя, зеркало, в очереди за клубникой. О чем речь, понимала только ближе к окончанию эпизода, поэтому noch einmal.
Признаюсь, читая про розы, искала изображение и сравнивала с описанием. Описания привирают, преувеличивают, в действительности цветы выглядят скромнее.
«Папа Мейян, пурпурная бархатная, с круто заваренными лепестками, с огромной температурой в самой сердцевине, раскаленный до черноты вихрь. Кусты Татьяны приподымали жгучие, багровые, с запыленными, как у бабочек, крыльями цветы, растущие на почтительном расстоянии друг от друга, чтобы краса каждого в отдельности была неоспорима, чтобы между цветками было много воздуха. Рыхлый, вызывающе крупный барон Э. де Ротшильд, нарядный, как с бисквитного торта; желтый в красных брызгах Пер Гюнт; роковая червонная дама Лили Марлен на низком кустарнике; нежизнерадостные бледно-лиловые цветы Майзера Фасонахта, монстры среди роз, похожие на припудренную Жизель из второго акта; буйный розовый Саспенс и, наконец, небесная, классическая, проникновенная Дольче Вита...»
В сети есть более развёрнутый вариант произведения, состоящий из трёх глав, но даже это не помогло мне. Повествование ведется сумбурно, от лица трех человек, людей высокообразованных, разбирающихся в литературе и музыке. Отдельные моменты прописаны пронзительно, но у меня они не складываются в общую картину, смысл ускользает. О чем эта повесть? Для чего она написана? Я, увы, так и не разобралась.
Марина Карпова «Ловля майских жуков»
Воспоминания маленькой девочки, местами до мельчайших деталей, а в другой раз, словно память сопротивляется, заменённые словами «кажется», «не помню», «не понимала». Детство у неё было счастливое. Ее не били и она даже ничего себе не ломала. Счастливое детство… А душевные травмы? Она их не осознаёт, описывает, но прерывает себя на полуслове.
Всё пронизано какой-то брезгливостью к чувственности, словно её существование признают, но не принимают, отторгают, отрицают и с тяжёлой душой в конце концов смиряются с ней.
Марина Кретова «Чистенькая жизнь»
Сколько может вынести женщина? А Элке предстоит влачить свое существование дальше, перебирая в памяти события своей недолгой «чистенькой жизни». Однажды она попыталась вырваться, но тем горше возврат к прежнему положению вещей. Она сильная, всё про себя знает и когда-нибудь добьётся своего, но не в этот раз. Сон – лучшее лекарство от болезней, тревог и проблем. Утро вечера мудренее.
Анна Мхеидзе «Выбор за мной…»
Нас учат ещё в школе, что зависимость – это болезнь. Курильщики, алкоголики, наркоманы, игроманы и прочие – больные люди, их нужно лечить, понимать и всячески поддерживать. Нино полюбила такого мужчину, чем больше равнодушия он ей выказывал, тем сильнее была её тяга. Она боролась за него так, как умела, терпела всё и держалась. Но есть обстоятельства, которые нельзя предусмотреть. Нино не учла того, что «болезнь» наносит невидимый глазу вред, и пострадала сама. Теперь, когда она удостоверилась, что одержала победу, ей уже ничего не нужно. Её старания напрасны? Сможет ли любимый устоять и после несчастья, постигшего их, не вернуться к прежнему, если Нино больше не будет поддерживать его?
Светлана Василенко «Звонкое имя»
Алкоголь, зависть, неприкаянность, тоска одиночества, неустроенность… Что еще может толкнуть женщину на предательство по отношению к подруге. Любовь? Натка, приходя в себя, спускается с небес на землю. Чем сильнее чувство вины, тем настоятельнее потребность защищаться. И постепенно обманутая подруга превращается из жертвы в обвиняемую.
Лариса Ванеева «Венецианские зеркала»
Автор живет при Свято-Успенском монастыре в Пюхтице. Видимо этим объясняется присутствие в тексте интересных наречий ошуюю, одесную, а также некий религиозный налет, который никак не вяжется у меня с выражением «твою мать» в последнем абзаце…
Татьяна Тайганова «Придёт понедельник»
Квинтэссенция одиночества. Такой болью всё пропитано, что хочется выть вместе с героиней. А на дворе Новый год… и за столом трое: она, амариллис и шаль, которую она гладит как кошку, чтобы ожила… И ёлки нет, потому что совсем недавно она похоронила мать – невозможно совместить символ нового года и запах поминок… Пытается начать жить с Нового года, приказывает себе, а не получится, так попробует в понедельник, опять нет, значит, в следующий… В воздухе витает вопрос: «За что?» Человек необычайной душевной щедрости, а счастья нет… И в поисках спасения от одиночества на рынок, где люди, где не одна…
Татьяна Набатникова «Домохозяйка»
Домохозяйка…Звучит пренебрежительно и обвиняюще. Она не приносит пользы обществу, чужая среди них. Чужая, потому что не спит усталая после трудового дня, а прислушивается к плачу больного ребенка соседки, переживает, завидев пожарную машину, видит то, что не замечают работяги. И есть муж, которого она ненавидит. Или просто разлюбила? А если бы работала, то не замечала бы всего этого? Но Лена перестает быть домохозяйкой, становится СВОЕЙ, а мысли и чувства никуда не делись, она все та же.
Татьяна Набатникова «Говори, Мария!»
Прошлого не вернуть, не исправить ошибок, но можно смириться с этим, перестать лелеять свои печали, отпустить. Можно не просить, а давать. И странное дело, отдавая, делясь, расставаясь с чем-то, становишься сильнее…
Раиса Мустонен «Ассерокс»
Варианты судьбы… Героиня не чувствует себя счастливой и не видит для себя надежды на счастье в привычной обстановке. Она ждет чуда или судьбоносной встречи, зацикливается на этом, совершает несвойственные ей поступки… А потом ее настигают муки совести за грех, которого не совершала.
Валентина Соловьева «У всех дети как дети»
«В чужих руках всегда кхм… толще», — хочется сказать этой мадам, которая срывает зло на дочери, винит ее в несостоявшейся личной жизни. Хочет, чтобы дочь была счастливее нее, но каждым своим словом морально уничтожает ребенка. Это произведение напомнило мне «Домохозяйку» Татьяны Набатниковой из этой же книги. Здесь Людмила осознает, что мучает дочь, но краткие минуты раскаяния сменяются приступами бессильной злобы, все возвращается на круги своя. Тот кто ближе, тот и страдает больше всего…
Наталья Моловцева «Нитка рябиновых бус»
Столько уважения и почтения к старшему поколению, терпения и милосердия, а в ответ зрелая мудрость и опыт. Этот рассказ очень глубокий несмотря на его кажущуюся легкость и понятность.
Людмила Петрушевская «Смотровая площадка»
Даже не знаю, что сказать. Сие произведение пришлось мне не по вкусу. Как-то все многословно, но не по существу. Проза жизни, написанная километровыми предложениями, в дебрях которых смысл расплывается, растекается. Хочется слить излишки воды.
Татьяна Толстая «Огонь и пыль»
Влачить существование или сгореть, как свеча? Откладывать и терпеливо ждать или брать всё и сейчас?
Татьяна Толстая «Самая любимая»
Ах, какой язык! Чистейшее наслаждение. И такая светлая печаль и тихая грусть после прочтения… Мне кажется, Женечка была самой любимой, пусть и не так, как воображали себе ее юные ученицы. Тот мальчик, ее первый ученик…
Нина Горланова «Казачий суд»
Какая-то неправдоподобная справедливость. Марш клопов, свист рака и разрубание пуховика – всё это сводит на нет торжество правды, да и ребенка во всей этой ситуации жалко.
Елена Полуян «Дом без хозяйки»
Вот оно всевидящее око соседей. Кто жил сельской местности, поймёт. Раздражает сложившийся порядок вещей, когда осуждают не оступившегося мужчину, а женщину, которая посмела дать отпор. Что это? Страх? Зависть? Важно, чтобы внешне всё выглядело благополучно, а что там внутри не принято показывать.
От людей на деревне не спрятаться,
Нет секретов в деревне у нас.
Ни сойтись, разойтись, ни сосвататься
В стороне от придирчивых глаз.
Лариса Тараканова «Лед»
Как много значит чужое мнение… Героиня совершила один решительный поступок, а на большее её уже не хватило. Людская молва страшное оружие, и никогда не знаешь к худу она или к добру. Порицание толкает на благородные поступки, а хвала возносит, но не всегда это идет во благо.
Наталья Суханова «Делос»
Нет судьи взыскательнее и строже, чем ты сам. Антона Аполлинарьевича склоняют к «смягчению срока» свидетельские показания. Немолодая женщина разводящая «цветочки лазоревые» помогает ему облегчить душу, да Екатерина Семеновна своим существованием напоминает, что всё было не зря. А ведь, если следовать женской теории судьба-не судьба, исход был заранее предрешен. Вот и оказался сон Кати вещим.
Любовь Миронихина «Живи, мама, хорошо!»
Сентиментальная, трогательная повесть. В ней слово «семья» не пустой звук, и порой принимаются непростые решения, все действуют в едином порыве, жертвуют чем-то, идут на уступки для того, чтобы не страдала одна маленькая душа.