Юстина Южная «Перворожденная»
- Жанры/поджанры: Фэнтези («Классическое» фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спасение мира | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Альтерра – одно из отражений нашей Земли. Мир, родившийся из магической катастрофы тысячелетия назад и открывшийся для волшебства и народов Упорядоченного. Мир, где ожили все мифы и легенды Терры. То, что считалось «мифами»…
В таком мире живет мастер Финеас Юрато – темный маг и бывший наемник, скрывающий тайны своего прошлого ото всех, в том числе от себя самого. Тьма не равна злу, и он знает об этом, как никто другой. Знает об этом и дочь дивного народа, Перворожденная, попросившая мага о помощи. Увы, в борьбе со слугами Хаоса, проникшими сюда, на далекую Альтерру, ей не устоять одной.
И мастер Финеас отправляется в путь, ведущий к неминуемой гибели. Ведь даже темным магам иногда приходится спасать мир.
Входит в:
— цикл «Миры Упорядоченного»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 285
Активный словарный запас: высокий (3176 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
РосКон, 2014 // Мультимедийный проект |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sosnitskiy, 12 мая 2022 г.
Роман получился удачный, получилось классическое фэнтези, хотя роман слегка и затянут но получился интересным, автор допустил только одну ошибку в романе во время боя с Зафиром Финеас вытащил кристалл с посоха с остатками магии и швырнул его в пасть челюсти хаоса и тем спас себя, но кристалл должен был быть уничтожен, но после боя кристалл опять был в посохе, а так роман полон женских интриг и главная интриганка сукуб Мара, под конец автор оставил возможность продолжить приключения героев и обиженная Мара сукуб теперь из за мести к герою переходить на сторону хаоса, буду рад если Юстина вернется к своим героям в следующем романе, хотя уже прошло и много времени, ведь этот роман окончился без счастливого конца.
quemado, 30 января 2014 г.
Перед нами фэнтези самой что ни на есть классической пробы, причём фэнтези хорошее. Это значит, что на фоне условно-средневекового мира и магических битв полярных сил читатель станет свидетелем истории, раскрывающей человеческие характеры и описывающей нелёгкий путь становления героя. Сплетение судеб тёмного мага Финеаса Юрато, эльфийской девы Исилвен и суккубы Мары не всем пойдёт на пользу, но откроет нечто новое в каждом из действующих персонажей.
За что сразу хочется похвалить книгу, так это за стиль и литературный язык. История читается легко и приятно, захватывает быстро и качественно. Плавность и неспешность повествования работает на более глубокое погружение в мир, хочется читать вдумчиво и не стремиться поскорее закончить. Лёгкий бриз на побережье Лигурийского моря, свежий запах выпечки, тишина дремучих лесных чащоб и нервное ожидание битвы чувствуются как вживую.
Роман вышел в серии проекта «Ник Перумов. Миры», продолжает тему вселенной Упорядоченного, и в связи с этим хочется отметить одну интересную деталь. Не секрет, что мир Хьёрвард, с которого началась сага об Упорядоченном, основали выходцы из Средиземья, изначально придуманного Дж. Р.Р. Толкином и описанного Ником Перумовым в трилогии «Кольцо тьмы». И в «Перворождённой» Юстины Южной читатель встретится с эльфами Арды — да-да, теми самыми, Профессорскими. Кого-то этот факт может возмутить, но лично мне кажется логичным ходом использование персонажей отчасти родственных литературных вселенных. Напомню, что перед нами традиционное фэнтези, так почему бы и нет?
Кроме классических эльфов Арды автор использует ещё один классический приём, любимый американскими сценаристами: показать большую трагедию на семейном мини-эквиваленте. Жених Исилвен предал возлюбленную и стал слугой Хаоса, зависть и желание стать сильнее любой ценой — проторенная дорожка на тёмную сторону. Разумеется, их пути пересекутся, и встреча станет испытанием для обоих. Реализация подобной сюжетной завязки требует от писателя поиска новых, неизбитых путей и качественной реализации замысла, и мне кажется, с этой задачей автор справился.
Подводя итоги, повторюсь, что «Перворождённая» — пример хорошо написанной фэнтези, достойной того, чтобы с ней познакомиться. В книге есть пища для ума и эстетического удовлетворения, найдутся небанальные мысли и красочные описания, мостик доверия между читателем и автором выстроится достаточно быстро и не рискует обрушиться до самого конца.
jacob.burns, 1 сентября 2013 г.
Роман в рамках проекта «Миры Ника Перумова» — серия книг, действие которых происходит в мирах Упорядоченного, точнее отражениях Земли. Этому сеттингу Перумов посвятил два десятка романов, от Гибели богов до Войны мага.
Итак, «Перворожденная». Темный маг Финеас Юрато отдыхает от жизни в городке у моря на севере Италии (если переводить в современные географические реалии). Ему хочется верить, что он нашел тихую гавань, где можно не особенно напрягаясь продавать бюргерам волшебную виагру. Но покой ему только снится, с моря приходят захватчики, которые разрушают городок, несмотря на мужество жителей города, помощь Финеаса, а также вмешательство небольшого, но эффективного отряда. Предводитель отряда гибнет практически на руках Юрато, и завещают ему найти «перворожденную Исилвен». Финеас разыскивает девушку, чтобы влюбиться и вместе с ней вступить в войну. К ним присоединятся орден Хединитов и влюбленная в мага суккуб Мара.
Юстина – отважная девушка не побоялась привлечь практически табуированных в наше время эльфов. Что ни разу не противоречит сеттингу Перумова, который сам не чурался этой расы бессмертных снобов.
Что получилось? С одной стороны, олдскульная «традиционная» фентези, добро против зла, причем зло несомненное, выписанное черной краской без каких-либо полутонов. Зафир представляет силу, чуждую «всему живому» — чистый Хаос, но сам он вполне человеческий злодей, жаждущий власти, манипулирующий другими, и силу черпает вовсе не из абстрактного «хаоса», а из кровавых жертвоприношений. И цели у него понятные – освободить подельников, сидящих на альтернативных земле в специально под них сконструированных магических тюрьмах. Зачем ему плодить конкурентов не очень ясно.
Сторона добра, в свою очередь, — сплошные полутона. Все через «но». Финеас – маг темный, но положительный, Мара – суккуб, но любит мага и так далее.
Силы добра и зла определены изначально, ничто уже не изменит расстановку сил. Хотя, упоминается одно предательство в ретроспективе, еще одно вполне вероятно во второй книге, если таковая состоится.
Что в «Перворожденной» импонирует больше всего – это книга о любви. Финеас Юрато вовсе не считал, что нападение сил Хаоса – «его война». Равно как и не считал Салику родным городом. Да. Он нашел тут дом и покой, но и не слишком много потерял при ее разрушении. Жалко, конечно, но не более того. По сути он был привязан (не так уж сильно) всего к двум жителям города – старому магу и суккубу. Первого он вытащил из горящего города, вторую предупредил чтобы не совалась в огонь. И все, никаких связей с этим местом, некого спасать, не за кого мстить. Принимать последнюю волю хединита всерьез ему было незачем. Он чуть ли не от скуки начинает искать эльфийку. Жизнь изменилась, а это занятие ничем не хуже прочих. В тексте много раз акцентировано, что Финеас не считал эту войну своей. Но увидел девушку, услышал ее историю, и сразу нашествие хаоситов стало его личным делом.
Конечно же, главная героиня романа – Исилвен. В ее истории заложена трогательная метафора – она лишилась вдохновения, способности к творчеству. И если в реальной жизни творцу, которого постигла такая беда, жаловаться не на кого, кроме жестокой судьбы, ту есть персонифицированный злодей, который магией отнял у человека самое главное. Практически его душу.
Первое появление Исилвен «в кадре» скорее обескураживает. Абсолютно обезличенное описание в стиле «об одном тебя прошу, не говори красиво». Кроме набора вычурных метафор этот текст не сообщает нам ничего ни о внешности девушки, ни о ее характере, ни даже о впечатлении, которое она произвела на мага. А куча красивых алегорий, посвященных ее взгляду, даже не доносит до нас цвет ее глаз. Единственный мессадж описания – «это эльфийка, она не похожа на человеческих женщин». Финеас, между тем, уже видел эльфийских девушек совсем недавно. Он только что заночевал в эльфийском городе.
Кстати, Мара, основная конкурентка за сердце Финеаса, с самого начала показана живой девушкой, с характером и судьбой. До судьбы же Исилвен нам еще предстоит докопаться. Однако, уже ретроспектива о молодости, первой любви и утрате Исилвен, раскрывают образ ярко. Как я уже говорил, потеря творческого начала, измена любимого, пребывание в плену и палача Зафира – тяжкий груз, который еще надо вынести. Исилвен выжила и не потеряла себя, можно ей простить легкое ощущение «замороженности», возникающее при первом знакомстве. В дальнейшем она ведя себя вполне логично – гордая эльфийка, относящаяся к любви очень серьезно, и это несмотря на предательство любимого, и конечно девушка раскрывает свое сердце медленно, с опасением. Не веря ни себе, ни магу.
Итак, «Перворожденная» — классическое фентези о борьбе добра со злом. Добро слабее, но готово сражаться «через не могу» с сильным злом. А любовь – роскошь, которую редко могут себе позволить хорошие люди.
Гиленур, 1 июня 2015 г.
Тьма не равна Злу или как отойти от канонов...
Тёмный маг с мучениями совести и эльфийка с разбитым сердцем, что ещё нужно для романа в жанре фэнтези, написанного девушкой. На секунду представим,что может ожидать нас на страницах этой книги. Итак: любовь с полным набором сопутствующих дополнений: зависть, ревность, слёзы потерь, злой герой или героиня ,пытающийся разлучить влюблённых и тд. Без всего этого ни один женский роман, даже в стиле фэнтези, увы не обходится. Итог один, читательская аудитория предопределена-мужчинам тут не место. Перед нами шестой роман проекта “Ник Перумов.Миры” — “Перворожденная”.
Уже само название книги акцентирует наше внимание на том, что речь пойдёт о эльфах, а конкретно о прекрасной представительнице их расы.Но уже аннотация романа нас в этом разубеждает, и с первых же страниц повествование идёт от лица тёмного мага Финеаса Юрато. Место действия на этот раз Альтерра , и по хронологии событий,если я правильно разобрался, события проходят намного раньше описанных в предыдущих книгах проектах. Итак,на город Салика нападают неведомые твари, во главе которых стоят тёмные маги. Ни светлым волшебникам, ни бывшему боевому магу, даже с помощью появившихся из ниоткуда воинам, не удаётся отстоять городок. На руках Финеаса умирает предводитель, пришедших на помощь городу солдат, он оказывается одним из адептов тайного ордена Равновесия, в задачу которых входит борьба с силами Хаоса не на жизнь, а на смерть. Перед смертью,тот просит тёмного найти эльфийку Исилвен и передать ей послание, что некий Зафир вернулся. Тут меня пробивает мысль, мол вот он типичный канон:получен квест,поди туда,передай тому,забери то,отнеси сё...Финеас отправляется в путь. Тут встаёт вопрос,как найти эльфа?Правильно,спросив у другого. Маг принимает решение найти соотечественников эльфийки, и уже от них узнать, где она находится.Названия мест,где довелось побывать Финеасу за время поиска, обычному читателю могут ничего и не сказать, и только если вы сведущи в истории и географии нашей планеты,то сможете худо бедно во всём разобраться. Это одна из болевых точек всего проекта, отсутствие карты сильно затрудняет прослеживание пути того или иного героя.
Ну вот цель достигнута, и тёмный маг сражён...любовью. Я всегда задавался вопросом, а могут ли эльфийки быть не красивыми.Получается они этакий шаблон красоты, и в Исилвен это проявляется в полную меру.Винить Финеаса грех, он наверно успел влюбиться ещё того, как понял,что любит.
Послание передано, и эльфийка просит нашего героя помочь. Окрылённый маг естественно соглашается,очередной канон спросите вы,мол полюбил и согласился.И да, и нет. Как я сказал ранее, Финеас ещё не понял ,что влюблён, а Исилвен уж тем более не испытывает к нему чувств. Она предлагает деньги, от которых Финеас естественно отказывается, и рассказывает ему историю из своего прошлого, где фигурирует некий Зафир, да, именно это имя и было посланием умирающего адепта Равновесия. Тут же маг узнает, о странной силе эльфийки,некогда принадлежавшей ей, а именно — “музыка творения”. Знающие люди естественно сразу вспомнят историю возникновения мира Арды (Средиземье), та самая музыка Айнур, и не ошибутся. К этому времени это будет как минимум третьей отсылкой к миру Джона Толкина. Видимо писательница, явная поклонница творчества Профессора. Конечно прекрасная Исилвен не обладает божественной мощью, но её магия — это “созидание” в чистом виде. Зафир каким-то образом смог отобрать её, но вот для чего…вопрос.
Вот,что я люблю, это, когда обе стороны представлены в произведении,Зафир сам становится корреспондентом, рассказывая читателю зачем он явился на Альтерру: в ходе древнего магического эксперимента, на двойнике Земли, оказались два мага Хаоса, из тех,кому удалось пережить падения оплота хаоситов в Упорядоченном, острова Брандея.
Главные герои вроде определены,но автор знакомит с ещё одним весьма интересным персонажем, суккуба Мара, а по совместительству бывшая любовница Финеаса. Каковой она себя отнюдь не считает. Ей приходит сообщение-предупреждение от возлюбленного,как же тут останешься равнодушной, и она отправляется на свои поиски.
Фигуры в этой шахматной партии расставлены, игра началась. Зафир готовится освободить заточённых магов, а Исилвен и Финеас отправляются на поиски храма,под которым и сидят заточённые магическим барьером хаоситы. По пути они узнают,что народы Альтерры несут огромные потери, а единственные,кто мог помочь,эльфы, связаны своей войной. По пути они преодолевают различные опасности, и найдя давнего сторонника Равновесия, они создают отряд по борьбе с Зафиром, своего рода братство. Правда тут отсылку к Толкину не ждите, отряд настолько разношёрстен,что сложно представить,какая идея смогла бы их собрать вместе. Горечь потери, очень сильный мотив: суровый воин Ирдис,потерявший своего лучшего друга;суккуба Мара, потерявшая в детстве родителей и ставшая ненужной тёмному магу,но в тоже пытаясь доказать свою полезность; мэтр ди Альберто,не сумевшей защитить Салику и потерявший при этом штурме,всех своих собратьев;ну и конечно Финеас и Исилвен со своими тайнами прошлого.
За это время Исилвен сильно изменилась, она разительно отличается от той, прежней себя. Финеас конечно замечает эти перемены,и искренне радуется, но с ней приходит и грусть.Он всё ясней понимает насколько сильна разница между ними, да и та тайна,что он пытается усердно сохранить не даёт ему покоя.
Времени на размышления нет, отряд отправляется к храму,где готовит ритуал “освобождения” Зафир. Момент схватки с хаоситами один из наиболее интересных,хотя бы тем, как автору удалось показать смесь боевой магии и рукопашного боя,одна подготовка Финеаса, его ритуал воззвания к одной из сторон силы, чего стоит. Описывать всё это, нет смысла,нужно прочитать. Итог же неоднозначен, с одной стороны Исилвен вернула свою силу и алтарь жертвоприношений был разрушен,но Зафиру увы удалось уцелеть.
Понимая, что теперь его будет не так просто найти,герои возвращаются к отправной точке,им предстоит война. Началось долгое ожидание, за время которого Исилвен,полностью возвращает себе свою магию, Финеас видя,что он ей якобы не нужен,начинает спиваться и тут то его в свои сети ловит Мара. Всё это время она лишь могла скрепя своими остренькими зубками, бессильно наблюдать,как Финеас боготворит эльфийку, и предоставившейся случай не упускает. А что Исилвен спросите вы, ну а тут правда жизни, тиски льда разжимают душу перворожденной. Сама того не понимая, она начинает что-то чувствовать по отношению к тёмному магу,который раз разом бросался ей на помощь. Она не понимает,что она чувствует,сострадание, благодарность или же всё таки,что-то более. И вот идя к магу, она встречает в его постели другую. Естественно обида вытесняет всё хорошее, и она уезжает. Отъезд Исилвен своего род стимул для Финеаса, он перестаёт пить и усиленно начинает готовиться к бою с недобитым врагом.
Объединив усилия,захватчиков удаётся не только остановить,но и начать наступление. В этот момент становится известно место пребывания Зафира, и армия, к которой примкнул отряд эльфийских магов вместе с Исилвен начинает упорно пробиваться туда. И тут наконец происходит неслыханное, Финеас объясняется с Исилвен.Он рассказывает ей о своём прошлом. В этом разговоре слов о любви нет,они завуалированы, но им они и не нужны всё становится понятным и так. Зачем куча возвышенных слов там, где достаточно и взгляда. Прошлое наконец то отпускает Финеаса.
Последующие события проносятся на одном дыхании, тут вам и финальные сражения, где Зафиру опять таки удаётся сбежать, и бой у алтаря хаоситов, самым значимым из всего этого является встреча Исилвен со своим бывшим возлюбленным,из-за предательства которого она и потеряла в своё время, дар. Он стал ближайшим сподвижником Зафира, и именно ему пришлось стать проводником для силы Хаоса, когда маг бежал. В этой схватке Исилвен удаётся вырвать победу,но какой ценой. Борьба сильно истощает её,приведя её к гибели, но её душа не смогла оправиться в чертоги Мандоса, ибо что-то или быстрей кто-то смог удержать её в бессмертном теле.
Силы Хаоса повержены,Исилвен на зыбкой границе жизни и смерти, а любящий Финеас получает её прощальный подарок,дар истинной любви — долгие и долгие годы жизни,чтобы когда нибудь, может в другое время он мог дождаться её пробуждения.
И напоследок…
Подводя итог своей непрофессиональной рецензии,хотел бы выразить огромную благодарность автору романа, за столь прекрасную книгу. Скажу честно по началу пришлось немного поскучать, но дальнейшие развитие сюжета проглатывал не прерываясь. В этой книге каноном остаётся лишь сюжет, всё остальное это сложная работа над характерами людей. Да их не прописывали детально, с долгими витиеватыми размышлениями, всё тут на поверхности, в тех или иных поступках. Не надо судить произведение не перевернув последнюю страницу. Всё грамотно подаётся именно на протяжении всего романа.
Автор, очень сильно любит своих героев, и порой сочувствуешь даже ненасытной суккубе.
Несмотря,на не столь объёмный текст, в нём находится место описаниям ритуалов, свойств магии и хорошо прописанным боевым сценам. Отдельно от всего стоят многочисленные отсылки к миру Средиземья, любители расшифровки имён тоже найдут для себя занятие по душе Ну, а для особо внимательных, есть небольшая “пасхалка” к вселенной Упорядоченного.
Каждый читатель примет по своему этот роман...каждый найдёт для себя своё понимание прочитанного.
Это не женское фэнтези, с присущей ей мелодраматическими нотками, как я выразился вначале — это каноничное фэнтези, с не каноничными героями...