Карел Чапек «Средство Макропулоса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Сатирическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Во время гастролей знаменитой певицы старый аристократ признает в ней близкую знакомую из своей молодости. Только раньше она носила совсем другое имя, но была такого же возраста.
Комедия была написана Чапеком в мае-июле 1922 года. Премьера состоялась 21 ноября 1922 года в пражском Городском театре на Краловских Виноградах. Отдельной книгой вышла осенью 1922 года. В 1924-1926 годах выдающийся чешский композитор Деош Яначек (1854-1928) написал на сюжет «Средство Макропулоса» одноименную оперу.
Входит в:
— «Театр FM», 2004 г.
Экранизации:
— «Средство Макропулоса» 1979, СССР, реж. Майя Маркова
— «Рецепт её молодости» 1983, СССР, реж. Евгений Гинзбург
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 15 августа 2024 г.
Вот такая вот музыка. Такая, блин, вечная молодость (Чиж & Co)
Пьеса, название которой было на слуху уже много лет, а то и десятилетий, но до текста которой так и не дотянулись руки. Не дотягивались. Но вот пришло время…
Вообще эта тема «вечной жизни» или «бессмертия» в творчестве возникала стопитцот раз. В разных вариантах и интертрепациях. Кто только не пытался получить некий эликсир вечной молодости или вечной жизни! Вот и здесь мы встречаемся именно с таким вариантом, когда один учёный грек нашёл-таки рецепт бессмертия и испробовал его на собственной юной дочери. Средство прижилось, и девушка стала жить. Десятки, а потом уже и сотни лет. Конечно же, меняя имена, меняя амплуа, меняя города и страны, меняя возлюбленных и любовников, меняя …
Но тут во время очередных гастролей её фактически узнаёт тот, кто когда-то несколько десятилетий тому назад был её возлюбленным. И, конечно же, закрутилось-завертелось и помчалось колесом. Ибо всем захотелось получить этот рецепт и заполучить это бессмертие. Но! Но после откровенного разговора с нашей бессмертной героиней почему-то вдруг не нашлось того, кто взял бы этот рецепт вечного счастья себе. Впрочем, нет, одна всё-таки нашлась…
Podebrad, 21 марта 2022 г.
Оказывается, рецепт бессмертия был открыт ещё 400 лет назад. Не совсем бессмертия, рано или поздно с каждым что-нибудь случится, но неограниченно долгой жизни. Досталось это счастье женщине, в общем-то доброй, но поразительно пустой. То ли глупая она от рождения, то ли поглупела с возрастом. Может быть, дело и хуже. При дворе Рудольфа II кормились не только алхимики, но и чёрные маги, ну, те, кто так себя рекомендует. Недаром Эмилия жалуется, что у неё умерла душа.
Пусть всё не так плохо. Эмилия просто с годами поглупела и опустилась. Но вот рецепт достаётся целой компании людей, в большинстве своём очень неглупых. Какие будут предложения? Подарить бессмертие людям, всему человечеству. Наградить избранных, достойных бессмертия. Оставить эликсир присутствующим. Оставить наследникам изобретателя. Открыть торговлю бессмертием. Думаю, сегодня, спустя ровно 100 лет, это предложение прозвучало бы первым и, возможно, последним. Но как только участники дискуссии задумаются всерьёз, настроения меняются. Очень разные люди, деловые, умные, циничные, жизнелюбивые, один за другим отступают. Оказывается, физическое бессмертие — вещь довольно жуткая.
Кажется, ерунда. Каждому хочется прожить как можно дольше. В этом сомневаться невозможно. Но вот представить себя в этой ситуации. Пережить жену, ребёнка, внуков, правнуков, прапра... и т.д. Пережить всех, с кем было хоть что-то общее. Оказаться в мире, где всё тебя раздражает, и где ты сам никому не нужен. Разве что историкам. Да и то, много ли мы сможем рассказать историкам такого, что они не узнают без нас. Можно только принять вариант с бессмертием для каждого. Но физическое бессмертие всех людей означает смерть человечества. В этом тоже сомневаться невозможно.
«Средство Макропулоса» стало одной из самых заметных пьес XX века и, вероятно, самой известной пьесой Чапека. Конечно, «RUR» — это такая философская глыба. Она породила, помимо прочего, само понятие «робот». Но герои «RURа» какие-то малоубедительные. А персонажи «Средства Макропулоса» разные и живые. Они действуют и меняются естественным образом.
Одна деталь показалась мне более фантастической, чем эликсир бессмертия. Барон Прус, человек, совсем не склонный делиться с ближними, по первой просьбе знакомит адвоката противной стороны со спрятанными в его доме документами, которые могут повлиять на исход тяжбы. Нет, чтобы выставить адвоката на вполне законных основаниях, самому найти бумаги, ознакомиться, уничтожить и гарантированно выиграть процесс. Но ему это и в голову не приходит. Мало того, остальные персонажи считают поступок Пруса совершенно естественным. Видимо, и первые зрители пьесы думали так же. Всё-таки они были какие-то другие, люди, воспитанные на исходе XIX века.
god54, 11 июня 2019 г.
Сильное произведение, впечатляет, ибо каждый участник пьесы личность и ты воспринимаешь их, как живых людей. А, это уже дорого стоит, это уже шедевр. И пусть у автора свой взгляд на бессмертие, а у меня свой, но проникаться его идеями было в удовольствие, словно делаешь открытие, нет не подглядываешь, а просто узнаешь мнение другого человека, который его высказывает, а не навязывает. Текст, сюжет, напряжение... Все позволяет получить радость от прочтения и возможности вернуться к нему. А значит место ему в коллекции, несмотря на то, что на дух не переношу пьесы.
Sawwin, 9 сентября 2015 г.
Одна из самых знаменитых пьес Чапека, но всё же я не могу считать её удачей великого писателя. Действие комедии заканчивается тем, что рецепт зелья был уничтожен, зрителя и читателя пытаются убедить, что такая долгая жизнь людям не нужна, и ничтожное существование Эмилии Марти тому доказательство. А если бы эликсир достался более достойному человеку? Бессмертие человеку и впрямь не нужно, но, как сказал Вадим Шефнер: «До обидного жизнь коротка». «Нам не нужно бессмертие, мы просто не хотим умирать», -- эти слова принадлежат Станиславу Лему. А средство Макрополуса, именно то, о чём мечтают люди, что им остро необходимо. Возможность жить не вечно, но сколько нужно -- что может быть лучше? А автор безжалостно изничтожает мечту. Обидно...