Фёдор Березин «Создатель чёрного корабля»
На поверхности Геи после очередной атомной войны воцарился хрупкий мир. Но в толще морских глубин по-прежнему идет незримое противостояние сверхдержав.
...Сверхсовременный подводный крейсер отправлен на боевое задание самой мощной империей планеты. Но оказывается, врагом являются не только затаившиеся в глубине океана Бесконечности субмарины далекой южной республики. Предстоит столкнуться с совершенно не планируемыми трудностями.
А шторм-капитану Стату Косакри придется думать, в чем цель существования этого страшного мира, и нужно ли пытаться хоть что-то делать для его спасения. Он не знает ответа, но решение все едино требуется принимать. Иначе кто-то или что-то сделают это за него.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Чёрный корабль»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 354
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2990 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 83 знака, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 23%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2007 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением . 3 место («Бронзовый Кадуцей») |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 19 апреля 2025 г.
«Великий океан Бесконечности»
Рецензия на «Создателя чёрного корабля» Фёдора Березина
Третий роман цикла «Чёрный корабль» значительно уступает первым двум по объёму и кажется гораздо более отвлечённым произведением. Между ним и сиквелом прошли те же три года, что и между сиквелом и оригиналом, но в общем и целом их связывают только последствия Третьей Атомной войны.
Аннотация намекала на то, что ядерная война отгремела, но военные действия продолжаются за пределами материков, в толще океана Бесконечности. Подводные лодки, морские сражения, экзотические острова — замечательное сочетание с большим потенциалом.
Что мы получаем на самом деле? Подводная лодка действительно наличествует. Главный герой — шторм-капитан эйрарбакской субмарины «Кенгуру-ныряльщик» Стат Косакри. Исполнительный, но любит поразмышлять на отвлечённые темы. И вот как раз отвлечённые темы делают роман таким, каким он получился.
Догадаться о содержании следовало бы по названию. Если предыдущий роман назывался «Экипажем чёрного корабля» и, по сути, играл одновременно как на глобальном уровне (жители Геи), так и на локальном (команда «Сонного ящера»), то «Создатель…» фактически открывает двери в доселе слабо затрагивавшуюся в предыдущих частях тему.
Помню, меня удивило при чтении «Экипажа…», что браши называют небесные тела не так, как эйрарбаки. Отчасти у них получились поэтичные названия для лун и солнц, отчасти — слишком уж вычурные. Бедный Эрр у них вообще то Красный Пожиратель, то Пожиратель Крови. Сами с собой определиться не смогли? Впрочем, как раз в сиквеле отмечается и то, что редкая вещь, о которой смогли договориться две сверхдержавы, — это длительность и наименование циклов. Однако тут важно другое: в обоих полушариях кратные звёзды выступают богами для своих народов.
Здесь же Фёдор Березин идёт дальше и развивает религиозную тему ещё больше. Мы узнаём о верованиях аборигенов, которые также связаны со звёздами. На самом деле концепция не нова. По большому счёту, даже в авраамических религиях можно углядеть схожесть Бога с Солнцем, что уж говорить о вымышленных инопланетных религиях!
Помимо религии, автор затрагивает и культурологический пласт всё тех же туземцев. Отдалившись от Эйрарбии и Брашпутиды вглубь слабо исследованного океана, мы по-новому взираем на Гею. Наши знания о ней, её жителях, поэтически говоря, экипаже чёрного корабля, значительно расширяются.
Ещё несколько раз мне показалось, что впервые за цикл автор позволяет себе лёгкий, почти незаметный юмор. Отдельные ситуации выписаны так, что воспринимаются они с тенью, а то и без таковой, иронии. Даже название одной из частей: «Проблемы туземцев» — совершенно внезапно напомнило мне афоризм: «Проблемы негров шерифа не волнуют». Может быть, это просто я сам читал в приподнятом настроении этот роман, а может, и впрямь Фёдор разнообразил достаточно серьёзное повествование озорными нотками.
В любом случае «Создатель чёрного корабля» в равной мере продолжает два первых тома и преподносит нечто качественно новое. Да, если не считать заявок на юмор, написан роман в том же самобытном стиле, однако именно нюансы делают текст особенным.
Одно озадачивает: первые два романа предлагали многоступенчатую концепцию подготовки к ядерной войне и выживания сразу после неё. «Огромный чёрный корабль» казался и вовсе opus magnum Фёдора Березина, учитывая, сколько лет он ему посвятил, пусть и не подряд. «Создатель…» показывает Гею уже после разразившейся катастрофы, но поскольку для неё она не в новинку, то и делать большую проблему из обмена радиоактивными «подарками» там никто не пытается.
Если так поразмыслить, в каком-то смысле данный роман следует воспринимать как жизнеутверждающий. Сколь велика ни была бы катастрофа, всегда найдётся заповедный уголок, где, как в старые добрые времена, жизнь будет идти своим чередом, а если кто и попытается в неё вторгнуться, тех обязательно остановят и продолжат жить как ни в чём не бывало.
Asmodey, 24 сентября 2010 г.
Весь цикл Ф. Березина, прямо скажем, не радует разнообразием своего повествования. Исключением не стал и третий по счёту роман из цикла. Ядерная война на Гее закончилась, вопрос о том, каким образом это произошло, автор оставляет без внимания.
И тут нас переносят в подводный мир, в одну из подводных лодок. И те, кто надеялся (среди них и я, конечно же), что афишированная в аннотации война продолжится «в толще морских глубин», будут огорчены.
Вкратце стоит рассказать о том, какие сюжетные ходы затронул автор в этой книге и чем надеется заинтересовать взыскательного читателя (я сейчас иронизирую, разумеется): 35% романа посвящено тому, как капитан подлодки «Кенгуру-ныряльщика» размышляет над таким сложным явлением как «подсознание» (очевидно, таким образом, автор хотел продемонстрировать эдакую самостоятельность персонажа, его «некартонность», но попытка, честно говоря, неудачная); 35% — команда подлодки стоит у берега и чинит повреждённые двигатели; и оставшиеся 30% — экскурсы в прошлое и отвлечённые размышления самого автора. С точки зрения развития сюжета, подобный ход повествования не радует.
Опять-таки, как и в прошлых романах, герои не отличаются какими-либо особенностями друг от друга, да и, вообще, ничем не отличаются. Даже аборигены каменного века от современных (в рамках Геи, безусловно) людей. Этот факт огорчает, но уже, в принципе, привычен.
В рамках экскурсов прошлое Ф. Березин расскажет о строительстве большой армии военных самолётов одним из государств, которые поднявшись в воздух внезапно все взорвались. Почему это произошло, автор не объясняет. Он лишь посвящает одну из глав предположениям о том, что могло произойти: извержение вулкана в сторону самолётов, падение астероида и т.д., но в итоге, не найдя ответ и признав эти предположения неразумными, тему с авиацией заканчивает. Точно также происходит со многими вопросами, которые он поднимает. Высказывая лишь предположения, автор никогда не даёт чёткого ответа.
В целом, роман, конечно, слабоват. Начав цикл с ядерной войны, автор в итоге скатывается к боевику, тем более довольно скучному. Цикл «Чёрный корабль», скорее всего, стоило закончить уже на втором романе, ничего нового в продолжение автор не привнёс.
vovana, 26 мая 2012 г.
Сверхдержавы, ядерная война, США, СССР, империя — писатель какой то свихнутый на теме мирового правления! Как такое печатают!