Вячеслав Курицын «Группа продлённого дня»
Предисловие к сборнику произведений В. О. Пелевина — автор рассуждает об эстетике постмодернизма, концептуализма и соц-арта. А также об эпохе «новых русских», о месте Пелевина в отечественной литературе и о жизни насекомых.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glupec, 30 сентября 2014 г.
Сейчас это все звучит смешно и наивно. 96-й — «год рождения новой России, когда электорат проголосовал против коммунистов» =)))). Давным-давно нет ни «новой России», ни новых русских... А электорат по-прежнему голосует за тех же коммунистов. Как до перестройки...
«Понятно, какие кошмары творятся вдалеке от сытой Москвы — но понятно и другое: значение слова «стабильность». Во всяком случае, то, что оно существует» — да-да, в середине 90-х молодым интеллигентам очень хотелось верить, что все так и есть... А теперь — разве можно ту же Москву назвать СЫТОЙ? А жизнь в ней — хоть сколько-нибудь гармоничной и уравновешенной? Но так было всегда. «Совок» не слишком-то отличается от демократии, сейчас это очевидно даже слепому. Что поделаешь, другого глобуса у нас нет и не будет 8-)
Это первое. Второе — устарели (даже более чем) утверждения, что бол. лит-ра интересна только ИКСЕРАМ и РЭЙВЕРАМ (кто это такие, кстати?!) И вовсе не стоит эту самую бол. лит-ру сводить к «полетам с Дон Хуаном над кактусом и чаппаралем» (вспоминается Мих. Успенский с его ехидным: «А ты, мля, Коркиса-Боркиса читал?!») Давайте скажем прямо: сейчас уже прилично размыта граница между читателями коммерческой литературы (к которой, вроде бы, Пелевин не относится ну никак) и читателями мейнстрима. Возьмите любого отечественного фантаста, начинавшего в 90-е (кроме, разве что, Перумова — тут совсем запущенный случай). Чем Олди не бол. лит-ра? Чем валентиновский «Нуар» — не современная психологическая проза? Чем Лукьяненко и Громов... ну, тут ведь все понятно, правда? Они всю жизнь как были писателями-реалистами (махровыми и кондовыми), опять же неизвестно почему зачисленными в «фантасты»; так и есть до сих пор.
С другой стороны — ведь и Василий Павлович Аксенов тоже *кхе-кхе* фантаст? У него (какой роман из поздних ни копни) обязательно найдутся безумные сюрреалистические кунштюки вроде Минотавра — или мальчика, превращающегося в акулу (и это при том, что роман «Редкие земли» ни разу никем не позиционировался как фантастика, издавался не в той серии... ну и все такое).
Единственное, что (кажется) не устарело в статье — так это утверждение о тождестве соцреализма и пародийного «соц-арта». Как там у Когана: «Ты трактористку воплотил в прекрасной Афродиты тело». Да уж, если бы Пелевин до сих пор писал в таком стиле, было бы весьма занятно и любопытно... Но он выбрал другой путь. В принципе, оно и к лучшему ;))