Джон Дос Пассос «Манхэттен»
Роман, в котором отразилось подлинное многоголосье Нью-Йорка 20-х годов прошлого века.
Дос Пассос показывает картину жизни большого города, а точнее, одного из его районов — Манхэттена. Миниатюры из городской жизни, обрывки чьих-то мыслей, подслушанные фразы, несмолкающий шум толпы на улицах составляют изощренную мозаику разрозненных на первый взгляд эпизодов и диалогов. Чтобы передать хаос жизни, автор использует экспериментальные приемы, на которые его вдохновили «Улисс» Джеймса Джойса и киноленты советского режиссера Сергея Эйзенштейна.
В произведение входит:
|
Награды и премии:
лауреат |
100 книг века по версии Le Monde / Les cent livres du siècle, 1999 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 21 февраля 2024 г.
Один из трёх главных американских прозаиков «потерянного поколения» (наряду с Хемингуэем и Фитцджеральдом), властитель американских (и не только) умов эпохи «ревущих двадцатых» в романе «Манхэттен» реализует идеи, почерпнутые у Джойса и Эйзенштейна. Несмотря на то, что Дос Пассоса сложно назвать модернистом, этот роман во многом модернистский, где форма преобладает над содержанием.
Огромное количество действующих лиц, время действия — первая четверть 20 века, короткие как вспышки эпизоды, не связанные, казалось бы, друг с другом, отсутствие сквозного сюжета. Люди живут повседневной жизнью, радуются и страдают, работают и отдыхают — никаких приключений и свершений, только обычная каждодневная рутина. Автор хаотично перескакивает с одного персонажа на другого, показывая нам хронику повседневности. Нью-Йорк — символ Америки, который не совсем то и Америка, Манхэттен — как квинтэссенция Нью-Йорка. Как и указано в названии — это портрет города в городе, составленный, как мозаика, из портретов его жителей — людей, одиноких в толпе.
Книга, вошедшая в массу самых разнообразных рейтингов, списков и топов. Роман простой и сложный одновременно, сейчас не столь уж известный и популярный, в своё время он произвёл фурор и породил массу поклонников и последователей (взять хотя бы «334» Диша). Книгу однозначно стоит прочесть, проникнуться духом Вавилона ХХ века.
strannik102, 28 августа 2016 г.
Во времена оные была у меня книжка-сборник разных сценариев. Кажется, киностудии им. Довженко, и сценарии там были Эйзенштейна и прочих кинодеятелей советской эпохи времён 20-40 годов. Читать было увлекательно, но ассоциация с этим сборником вылезла не случайно — прочитанный роман Дос Пассоса по стилю оченно близок к тому, что было в тех сценариях. И, кстати, понятно, почему в своё время Эйзенштейшн заинтересовался этим романом американца — вот такая рваная и, как сейчас бы её назвали, покадровая и буквально расписанная по мизансценам, клиповая структура романа, видимо, была близка и понятна советскому кинорежиссёру и хорошо укладывалась на его киномЫшление и киновИдение. Во всяком случае то и дело внутри черепной коробки буквально возникали чёрно-белые слегка дёргающиеся картинки событий, излагаемых в «Манхэттэне».
Если я правильно прикинул временные рамки романа, то его действие происходит в течение 20 лет — с 1904 года и примерно по 1924 (хотя о смерти вождя мирового пролетариата в книге речи нет, а других заметных исторических событий толком и не припомню). И на протяжении этих двух десятилетий мы вместе с персонажами живём самую обычную жизнь простого американца — жителя Нью-Йорка. Поскольку основных персонажей несколько, то мозг едва успевает переключаться с одного имени на другое и с одних событий на другие происшествия — уже упомянутая рваная манера изложения литературного материала порой приводит к некоторым затруднениям, потому что только что речь шла о Джоне, как тут уже Майкл нарисовался, но в следующем абзаце речь уже идёт о Дженни, ну и так далее (имена приведены совсем не из романа, но для примера взяты первые пришедшие в голову американские).
Но в конечном счёте вот эта отрывистость и обрывистость событий и фактов оказывается не очень-то важной, поскольку все эти упомянутые и пропущенные автором факты и фактики американо-ньюйоркского существования в те самые оголтело капиталистические времена попросту постепенно складываются в причудливую мозаичную картину — портрет большого холодного равнодушного безжалостного голодного монстра. Имя которому — Нью-Йорк, капиталистический Нью-Йорк...