Джордж Р. Р. Мартин «Человек-в-форме-груши»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Джесси, художник-оформитель, переехав в новую квартиру обнаруживает у себя в доме странного соседа, человека-в-форме-груши, имени которого не знает никто, что не мешает ему проявлять невиданный интерес к новой соседке...
Входит в:
— антологию «The Year's Best Fantasy: First Annual Collection», 1988 г.
— антологию «Omni Best Science Fiction Two», 1992 г.
— сборник «Ретроспектива», 2003 г.
— антологию «Тьма», 2010 г.
— антологию «The Horror Hall of Fame: The Stoker Winners», 2011 г.
— сборник «Миры Джорджа Мартина», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1987 // Повесть / Короткая повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1988 // Повесть | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2005 // Короткая форма, переведённая на французский | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2006 // Зарубежный рассказ (США; повесть) |
- /языки:
- русский (5), английский (6)
- /тип:
- книги (10), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Гольдич (4), И. Оганесова (4)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ThomasWinter, 14 октября 2024 г.
Есть такой интернет-мем «скуф» и этот рассказ ярко показывает страх прогрессивной молодежи перед скуфами, и страх самим стать скуфом.
Тимолеонт, 21 сентября 2023 г.
Умеет же Мартин накручивать и вызывать отторжение и брезгливость. Его ужастики тем и берут — чувство неприязни, желание оттолкнуть и никогда больше эту гадость, в которой нет ничего, вроде, сверхъестественного, и больше никогда её не видеть. Ан нет, придётся и пообщаться с гадостью, и переживать о ней, да и вообще отвязаться так просто не получится. В общем, действительно пугающая история, страх которой взывает к человеческой брезгливости.
Carex, 6 марта 2024 г.
Рассказ впечатляет и надолго запоминается. По-страшнее любого лавкрафтианского хоррора. Но это лично для меня.
Несколько неопределенная концовка, точнее недосказанность, только усиливает эффект. Я был в восторге от прочтения.
AlisterOrm, 3 декабря 2022 г.
Ещё один эмоциональный рассказ, и вновь перо Джорджа Мартина активно «визуализирует» ужас, переводит его в сферу не голой психологии, но чувственности, практически физиологии. «Человек-груша» — удивительно сильный в своей омерзительности образ, автор строит его отталкивающий образ практически из карандашных набросков, лёгкими, но навязчивыми штришками. От наиболее очевидного — сырных чипсов, которые быстро сливаются с жирными похотливыми пальцами толстяка, до вечного чернильного пятна на рубашке от кучи непонятно для чего предназначенных ручек в нагрудном кармане. Такие люди пугают нас, пугают не только своей непохожестью, чудаки бывают разные, а именно своей, скажем даже, показной отвратительностью, выпячиванием наиболее отталкивающих своих черт. Такая вызывающая, едва ли не чуждая инаковость приводит в ступор, и вызывает страх.
Концовка осталась туманной, да она и присутствует здесь только, что называется, для галочки. Главное — выстроить образ, и у Мартина это удалось.
ash945, 4 февраля 2021 г.
Честно говоря, не впечатлен.
Довольно средний рассказ, по моему мнению. Немного аморфный. Немного отталкивающий.
Но написан, надо сказать, вполне на уровне — мастерски нагнетается атмосфера, подробно описаны детали, простые бытовые мелочи, что придает рассказу правдоподобности (в этом аспекте, конечно очень походит на Кинга).
Но сам сюжет, повторюсь, не впечатлил.
maxxx8721, 15 сентября 2018 г.
Вот так и возникает брезгливость... Рассказ оставляет после прочтения далеко не самые лучшие ощущения чего-то отталкивающего, гадкого, склизкого с неприятным сладковатым запахом и пятнами от потекших чернил.
Но как все-таки исполнено. Это действительно сильно. Толстяк так атмосферно описан: внешность, поведение, одежду, еду, этот сладковатый тошнотворный запах, что порой я и сам чувствовал комок, который стремительно подкатывал к горлу. Бывает, есть всячески мерзкие рассказы, которые вызывают неприятные чувства и их легко бросить читать с мыслями (да ну его), а вот этот рассказ держит напряжение до последнего.
В итоге вышел довольно мерзкий рассказ, который стилистически круто исполнен. Но советовать его я вряд ли кому-то рискну.
Илориан, 12 июня 2014 г.
По поводу того, что противно. Не просто противно — омерзительно, гадливо. Даже какой-то слизкий осадок на душе остаётся. При чтении буквально физически ощущаешь эту мерзость.
Но вот этого-то автор и добивался. И добился.
Потому что данный рассказ — то не просто ужастик. Хотя, кто желает, может читать его именно в хоррор-ракурсе и получить оправданное удовольствие: тут есть всё необходимое для желающих побояться — интрига, загадки, постепенное нагнетание атмосферы, депрессивность, странности, метаморфозы сознания и непредсказуемый финал.
Но это на самом деле не ужасы и не мистика. Мартин не писал в то время просто развлекательного чтива. Это социальная фантастика, глубоко проникающая во внутренний мир человека. Рассказ показывающий глубокую пропасть между внешней красотой и внутренней мерзостью, которая может уживаться в одном и том же человеке. Именно для того, чтобы читатель ощутил сию гадость, Мартин и вводит сюда все эти мерзопакости.
Кого вам жалко? Джесси или Человека-в-форме-груши? Ответ очевиден. Конечно, красивую, умную, успешную, обиженную несправедливостью Джесси. А, если подумать? Демон ли этот Груша? Или таких Груш множество ходит вокруг нас, а у нас просто не хватает для них человечности?
Читайте внимательно, особенно, концовку. Это рассказ о том, кто мы, если вывернуть нас наизнанку.
Zlata.24, 4 сентября 2018 г.
Настоящий психологический триллер. Бр-р! Даже мурашки по коже — настолько достоверно описана фобия героини.
Уродливо грузный человек, мерзко пахнущий и отвратительно выглядящий, определенно преследует Джесси, но никто не верит ее страхам. Наоборот, советуют побыстрей разобраться, заглянув страхам в глаза...
sergej210477, 5 ноября 2016 г.
Средненький рассказ. Д. Мартин , на мой взгляд, не особо силён в жанре хоррора. Фантастика — да, фэнтези — Да!!! А ужастики? Конечно, фанаты и поклонники писателя восхищаются и его хоррор рассказами, но я не нашёл в них ничего особенного.
Да, чего не отнять у писателя, так это его оригинального , мастерского стиля. Этот рассказ не исключение. Написан великолепно, герои образные, живые. Но сюжет? Страшно мне не было. Крови, убийств — не было. Скорее, это не ужасы , а мистика.
Было немного противно. До рассказ с полностью предсказуемым финалом. Напряжённости, динамизма я не ощутил.
Назвать плохим произведение я не могу — слишком хорошим языком оно написано. Но и интересным мне рассказ не показался.
romanpetr, 12 апреля 2012 г.
Страшилка-сказка,пожалуй,для американского населения. Очень много нестандартного и непонятного прописал Мартин. Рассказ,в целом, вызывает брезгливость и недоумение за главную героиню произведения, которую пытается «захомутать» тупая человекоподобная груша. Полное отсутствие рационального мышления, бесхребетность в общении с ,по сути, больным человеком, чипсофобия... Брр! Противный винегрет! Вроде автор вырисовывает правильную поступь в действиях героини, а на самом деле одно сплошное разочарование...
Может на это и рассчитывал книжных дел мастер — оставить нас в противоречивом состоянии. Если это так — то, браво,Джордж! Возьми с полки второго «Брэма Стокера» ! или « Чиз Дуддлс»? :)
Yazewa, 23 декабря 2010 г.
Классный психологический ужастик. очень натурально описано вторжение мерзкого человека-груши в жизнь, в мысли, в психику человека. Мастерски создано ощущение неотвязности этого образа, неотвратимость чего-то ужасного и омерзительного, что связано с ним. Отличная талантливая работа, абсолютно бесспорно.
valkov, 27 сентября 2009 г.
Каждый человек рано или поздно вынужден столкнуться со своими худшими страхами лицом к лицу. И он либо откинет свою боязнь в сторону, встретит их с распростертыми объятиями и переборет, либо снова в ужасе отшатнется и до конца жизни так и будет влачить свое существование под грузом фобий и комплексов, полностью поглощенный своим страхом. Возможно, эту мысль Мартин вложил в свой рассказ. А может и нет — концовка не дает четких ответов на вопросы, поставленные в ходе повествования. Есть в этом рассказе что-то от короткой прозы Рэмси Кэмпбелла. То же присутствие какой-то потусторонней сущности, которую невозможно понять, но придется ощутить вместе с холодком пониже шеи. Странно, сюрреалистично и необъяснимо. Как раз, как я люблю:sla:.
Этим рассказом завершается замечательный раздел «Гибриды и ужасы» первого тома авторского сборника «Ретроспектива», по итогам которого делаю вывод, что ни Мартин-фэнтезист, ни Мартин-фантаст не впечатлили меня так сильно, как Мартин-писатель ужасов.
Примагения-1, 6 января 2009 г.
Разумеется, Человеку-в-форме-груши не снискать лавров Танцующего Клоуна Пеннивайза, но Мартину удалось создать образ – образ яркий и запоминающийся. Омерзительный и, в то же время, притягивающий (вот так же стоишь перед его дверью, и знаешь, что она откроется, и он покажет свои вещи, но ты ведь не можешь уйти, так?). Как мне кажется, этот образ идеально подходит именно для той формы, в которую облек его автор – рассказ. В романе все превратилось бы в тягомотину, сырные палочки набили бы оскомину, а концовка, скорее всего, разочаровала бы, потому что потребовалось бы объяснить сущность Человека-в-форме-груши, и все получилось бы либо глупо, либо предсказуемо (либо и то, и другое)… А так – вышел добротный рассказ. Для чтения на ночь.
Dan-Master, 29 сентября 2008 г.
Еще один пример творчества Мартина — автора ужастиков, до Кунца и Кинга, конечно не дотянуть, но в целом не плохо. Очень точно подмечается черта американцев, особенно из малх городов, с огромной настороженностью относиться к малопонятному, не вписывающемуся в общую картину мира. НЕ ЯСНО — значит это УГРОЗА. С угрозой нужно бороться всеми возможными методами, сначало административно, потом физически. Героиня скромно вооружилась ножичком, перед визитом к «безобидному» толстяку.
Жаль, что автор в рассказе не раскрывает тайну сущности человека груши. Кто он?! Нил гейман сделал бы его падшим, забытым богом, Кунц — демоном, Кинг — ... даже страшно подумать. Мартин оставляет его ловушкой для любителей сырных палочек и Кока — Колы:biggrin:. В целом, по моему мнению — литературная ценность новеллы очень не велика, только для любителя творчества раннего Мартина и Грушефилов
ВаХхОббИт, 11 мая 2008 г.
8 за эмоции, было отвращение, к концу чуть-чуть страха и после прочтения была задумчивость и попытка ещё раз осознать прочитанное...но если не думать, то это жуткая гадость :wink: