Гийом Мюссо «Бумажная девушка»
Талантливый, успешный писатель Том Бойд переживает не лучшие времена — его бросила любимая девушка, он почти разорен, но главное — слова больше не хотят складываться в предложения, и ему кажется, что никогда в жизни он не напишет ни строчки.
Появление в его доме Билли, героини его романа, перешагнувшей границу, отделяющую вымышленный мир от реального, возвращает ему вдохновение. Ее жизнь под угрозой, и спасти ее может только он, тот, кто ее выдумал.
И вот, очередной роман готов, Билли исчезает из его жизни. Опять — громкий успех, съемки и интервью, хвалебные рецензии и толпы восторженных поклонников.
Но отчего же так тяжело на душе?
Он спас Билли, но кто спасет его от тоски по ней?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Календула, 13 октября 2015 г.
В этом романе необычно многое. В первую очередь, композиция. Первые десятка три страниц — этакая расстановка действующих лиц, даже преамбула: из газетных и интернет-статей, интервью и журнальных заметок мы узнает краткую основу того, что послужило толчком к описываемым дальше событиям. Молодой начинающий, но уже популярный писатель влюбился в прекрасную пианистку, которая позже его бросила. Это повлияло на его социальное поведение и погрузило в пучину тоски и антидепрессантов. Далее следуют письма от поклонников со словами поддержки и описанием того, как его книга изменила их жизни. А затем начинается само действие, но главы написаны не только от лица писателя Тома Бойда, но и, когда речь идет о других героях, от лица автора, т.е. личное повествование перемежается с отвлеченным. Таким образом автор охватывает «слепые пятна» — то, что Том знать не мог, поскольку не присутствовал при этом, но что важно и нужно знать читателю. Опять же каждая глава предваряется эпиграфом, который задает ей тон и настраивает читателя на тематику главы.
Второй аспект — это сюжет. Динамичный, не затянутый, с неослабевающей интригой, получающей удивительно сильную и гармоничную развязку: то, что кажется фантастическим, в финале принимает совершенно иной оборот, о котором без спойлера не скажешь. Сюжет оригинален. Плюс прозы Мюссо в том, что он пишет любовный роман, на таковой не похожий: здесь нет слащавых словоизлияний, приторной показушности и наигранной романтики, но есть искренняя забота о близких, готовность ради них пойти даже на преступление, щедрость души и широта взглядов. Здесь нет лишних деталей — напротив, все они играют важную роль в повествовании и точно выверены, раскиданы по тексту, а задача читателя найти их и собрать по кусочку целую картину. Это одна из особенностей авторской манеры Мюссо.
Третий момент — это герои. Колоритные, яркие, с четкими характерами, обладающие индивидуальностью, живые, имеющие не только достоинства, но и недостатки — такие, как все мы. В первую очередь, отмечу, насколько разная у них манера говорить, у каждого своя, неповторимая и узнаваемая. Это важно для восприятия персонажа, но зачастую авторы об этом забывают. Эта черта оживляет диалоги, добавляет пикантности даже в самый незначительный спор или обмен репликами. Погрязший в пучине собственной тоски и не справляющийся со своими демонами писатель Том Бойд. Его друг детства Мило — повеса и балагур, но это лишь видимость, на самом деле он страшно переживает за друга и готов ради него на многое. Их подруга Кароль — строгий полицейский, носящий в себе страшную детскую травму и тайну Тома. «Бумажная девушка», выпавшая из плохо отпечатанного романа Тома, Билли -острая на язык девушка, имеющая за плечами груз проблем и ворох неудачных романов, живая и естественная, как дыхание ветра. Именно она призвана спасти Тома, а он — ее. Автора — талантливая пианистка, ускользающая нимфа, в которую влюблен Том, видение, ангел, однако не без червоточины внутри. И множество эпизодических персонажей, мелькающих на периферии, составляющих фон, но вместе с тем помогающих соткать целостное полотно, — без них ничего бы не вышло. Каждый из персонажей, будь то главный или второстепенный, прописаны четко и рельефно, все они запоминаются, все нужны и важны для сюжета — здесь нет лишних героев, как нет лишних деталей.
Четвертое — язык и слог. Легкий, простой и понятный, не перегруженный излишними описаниями, внутренними монологами, рассуждениями и морализаторством. Слог летит вперед наравне с сюжетом. Читать легко, нет запинок. Стоит отметить и переводчика, работавшего надо романом. Слова журчат и плавно струятся, как ручей.
И последнее — финал. Он заслуживает отдельного упоминания, настолько он логичен и так удачно завершает историю. Сильный финальный аккорд, ставящий жирную точку, и нет ничего лишнего.
Роман, конечно, больше дамский и развлекательный, нежели претендующий на серьезную прозу. Есть в нем и что-то от Дэна Брауна — что-то неуловимое в атмосфере и сюжетной динамике. Но иногда очень приятно почитать именно такую книгу — легкую, складно написанную, добротно проработанную, динамичную, интересную, с интригой, любовной линией и небольшой загадкой, витающей над всеми персонажами, не перегруженную деталями и не перегружающую читателя. Такая светлая история нужна в определенные моменты жизни.
free-aeroplane, 18 июля 2014 г.
Последнюю треть дочитывала везде: в дрожащих тенях на детской площадке, в игрушечном магазине под детскую трескотню о Лего «Старварс», в тихих сумерках катящего через весь город к дому автобуса… Ее невозможно было отложить на «потом» или на десерт, или на «перед сном». Читать надо было прямо здесь, прямо сейчас. И не от того, что распаленный близостью развязки мозг лихорадочно заглатывает строчки, а от того, что вспыхивающую с каждой перевернутой страницей светлую щемящую нежность невозможно отложить хоть на когда-нибудь.
Любовных историй там не одна и не две. Прозрачными слезинками чужие мечты о счастье искрятся и переливаются в толще романа.
Десятки эпиграфов, камертоном предваряющих каждую главу, настраивают сразу и наверняка, наполняя историю хором созвучных смыслов.
В послевкусии лишь прозрачная радость от этой жизни…
Это впечатление по закрытию книги. А через 24 часа вдруг осознаешь главное: ее писал здоровый человек! Никто не пытался заставить меня выпутываться из мерзкого клубка собственных комплексов, страхов и сомнений. Никто не пытался отработать и пережить посредством душевного эксгибиционизма свои трагедии и уроки. Никто не тряс перед моим носом извращенной гениальностью и не травил своим чувством вины – нет! Этот роман писал человек, способный радоваться жизни ПРОСТО. Без «солнца в холодной воде», без «поисков утраченного», без экзальтации, истерии или тоски. Гийом Мюссо жив и счастлив.
И, оказывается, я совсем забыла, какое это восхитительное волшебство – «подключаться» к чувствам и разуму такого человека.
mssw, 5 сентября 2014 г.
С одной стороны, это просто любовный роман, есть штампы, есть некоторая излишняя простота и наивность.
Но это не главное. Совсем не главное.
Потому что понимая всё это, я не могла оторваться. Затянуло неожиданно и бесповоротно. И не только интрига и динамика событий в этом виновата, хотя они есть и претензий не вызывают. Сама атмосфера, герои — хорошие, симпатичные, им сопереживаешь и хочешь добра. Сейчас «серьезные книги» невозможно представить без маньяков и извращенцев, копании в социальных и прочих психологических мерзостях и ПОЛНЫЙ ДЕПРЕСНЯК. В этой книге ничего такого нет — есть дружба, взаимопомощь, любовь, творчество, радость и горе (но нормальные, понятные всем простым людям) и ОПТИМИЗМ.
Таких авторов мало и они существуют где-то на грани любовного романа, но повыше, посерьезнее — А. Гавальда, местами К. Панколь. Теперь для меня добавился Г. Мюссо. И ведь все французы?!!