Юрий Домбровский «Факультет ненужных вещей»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
1937 год. Маховик сталинских репрессий докатывается до провинциальной Алма-Аты. Её жертвой становится интеллигент, работник краеведческого музея. Ему угораздило подвернуться под планы местных сотрудников НКВД касательно показательного процесса над врагом народа, шпионом и антисоветчиком. В романе отображены пульс эпохи, атмосфера советской глубинки и реалии застенков чекистов.
Годы написания: 10.12.1964 — 05.03.1975.
Впервые в 1978 году роман был опубликован на русском языке во Франции (в СССР издан в 1988 г.).
В том же 1978 году Домбровский пишет сценарий для фильма 'Шествие золотых зверей'. Сценарий — авторская адаптация романа.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Факультет ненужных вещей»
— журнал «Новый мир № 10, 1988», 1988 г.
— журнал «Новый мир № 11, 1988», 1988 г.
— журнал «Новый мир № 8, 1988», 1988 г.
— журнал «Новый мир № 9, 1988», 1988 г.
Экранизации:
— «Шествие золотых зверей» 1978, СССР, реж. Теодор Вульфович
- /языки:
- русский (20), французский (1)
- /тип:
- книги (17), периодика (4)
- /перевод:
- Ж. Катала (1), Д. Сеземан (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Paganist, 23 ноября 2019 г.
Роман неоднозначный, потому как каждый герой имеет свою правду, ею руководствуется и живёт сообразно ей. И пусть автора можно заподозрить в симпатии к главному герою — главной жертве, внутренние конфликты персонажей и их разрешение прописаны блестяще. Что интересно, раскрываются они преимущественно через диалоги. Именно на них, на длительных, может и немного высокопарных, но неизменно блестящих и написанных живым, жизненным языком и держится роман.
Есть претензии по поводу развития сюжета. Стилистическое своеобразие накладывает на развитие сюжета свой отпечаток и потому его восприятие оказалось каким-то неровным, лишённым целостности. Но к чему не придраться — к атмосфере. Подсознательный, сокрытый и/или осознанный страх, безысходность, невидимые жернова карательных органов, которые повсеместно незримо окутывают умы и сковывают сознание. А жажда жизни, которая всегда берёт своё, пытается прорваться сквозь догматы нового мира и идеалы революции, за что неизменно бывает бита.
В «Факультете ненужных вещей» автор показывает не противостояние человека и системы, а систему больную, поражённую тяжёлым недугом. В попытке излечиться пожирает саму себя на фоне только усиливающихся симптомов. Роман — словно симбиоз картин Ивана Владимирова и Василия Шульженко, описанный словами.