Алессандро Мандзони «Обручённые»
«Обручённые» или «Помолвленные» — первый в Италии исторический роман. Признаётся вершиной итальянской прозы эпохи романтизма.
В 2010 году Умберто Эко опубликовал одноимённую повесть, пересказав для детей сюжет классического романа.
Награды и премии:
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Линдабрида, 3 июля 2017 г.
Сказочно-фольклорный сюжет — вот что бросается в глаза первым делом. Все мы в детстве с замиранием сердца слушали истории о том, как злобный Кощей похищает Василису, а Иван-царевич разыскивает невесту за тридевять земель. В такую вот историю и попадают Ренцо и Лючия — крестьяне с гор Ломбардии. Лючия — одно из тех ангелоподобных существ, без которых трудно представить себе роман XIX века. Ренцо более реален, он может и напиться в неподходящей компании, и некстати замешаться в голодный бунт, но не лишен смекалки и обаяния. Но смекалка и честность — это так мало, когда в дело вмешивается знатный и влиятельный дон Родриго. Перед ним Ренцо и Лючия совершенно беззащитны.
Простота, даже некоторая лубочность сюжета — не баг, а фича. Собственно, сюжет нужен автору лишь в качестве приманки, чтобы разбавить длинные рассуждения об истории Милана. Это особенно хорошо видно во второй половине книги. Распихав бедных обрученных по разным углам и напрочь забыв о злодее доне Родриго, Мандзони с головой погружается в перипетии итальянского XVII века.
Так что жаждущим романтики или приключений я не стала бы советовать роман Мандзони.
Зато здесь можно найти обстоятельное повествование о закостенелом, безнадежно коррумпированном обществе, рассказанное тоном легкой иронии. Вот как идет, например, беседа Ренцо с адвокатом Крючкотвором. Вначале адвокат полагает, что крестьянин пришел к нему от лица какого-нибудь вельможи: «Вы должны назвать то лицо, которое дало вам поручение, — разумеется, это особа знатная и в таком случае я сам схожу к нему, это так уж полагается. Понятно, я не стану ему говорить, что узнал от вас про данное им поручение, — в этом вы уж положитесь на меня. Я скажу ему, что пришёл умолять его заступиться за бедного оклеветанного парня. С ним вместе я и предприму нужные шаги к тому, чтобы закончить дело по-хорошему. Поймите вы, — спасая себя, он спасёт и вас». Но вдруг узнает, что все наоборот, и Ренцо встал знатному вельможе поперек дороги: « — Что вы! — быстро прервал его доктор, нахмурив брови, сморщив красный свой нос и скривив рот. — Что вы! И зачем вы приходите забивать мне голову подобным вздором? Ведите такие разговоры между собой, раз вы не умеете взвешивать своих слов; и не ходите вы за этим к благородному человеку, который знает цену словам. Ступайте, ступайте: вы сами не понимаете того, что говорите!» Серьезный тон удается Мандзони куда хуже: когда ирония автору отказывает, роман воспаряет в выси прописной морали.
А картины созданы впечатляющие. По Ломбардии проезжают все четыре всадника Апокалипсиса. Неурожай и голод, попытки народа добиться справедливости и попытки властей усмирить бунтующий народ сменяются новой мрачной картиной. Через Ломбардию проходят ландскнехты: регион краешком задела Тридцатилетняя война — грабежами, насилиями, пытками. И наконец, как будто всего этого еще мало, в Милан приходит чума...
А Ренцо и Лючия? Не волнуйтесь, о них все же вспомнят — под самый занавес.
Aoidos, 28 декабря 2015 г.
Впервые я узнал об этой книге из «Заметок на полях “Имени розы”» Умберто Эко. Знаменитый писатель рекомендует «Обрученных» как образцовый исторический роман, и это не могло не привлечь моего внимания.
Роман посвящен судьбе двух влюбленных. Накануне свадьбы случается несчастье, и юноша с девушкой оказываются разлучены, чтобы воссоединиться ближе к концу книги. Действие развивается неторопливо с многочисленными авторскими отступлениями и обращениями к читателю. Вроде: «Вам не терпится узнать, что будет с главной героиней? Почитайте-ка лучше вместо этого целую главу про второстепенного персонажа!». Любители историко-приключенческих романов могут быть разочарованы – шпаги покидают ножны в романе лишь однажды.
Героев в «Обрученных» сравнительно немного. В центре юные влюбленные Ренцо и Лючия. Стандартные влюбленные из романа XIX в. Он – храбрый, порывистый, самоотверженный, она – тихая, застенчивая, добрая. Примечательнее характеры второстепенных героев: по-крестьянски хитрая и практичная мать Лючии Аньезе, аббатиса, которая сочувствовала Лючии, но, увы, под шантажом вынуждена была сыграть негативную роль в ее судьбе, трусоватый священник дон Абондио. Но самый сильный образ в книге – кардинал Федериго. Самый удачный, что мне встречались, образ в литературе настоящего глубоко верующего и праведного человека, не просто верующего, но и поступающего всегда по законам своей веры.
«Обрученные» могли быть просто романтической книгой про любовь, но это еще и историческое произведение. Книга показывает, каким может быть исторический роман. Действие начинается в 1628 году, но великие и не очень исторические события происходят где-то за сценой – испанский наместник Гонсала де Кордова осаждает Казале, по Северной Италии маршируют французские и испанские армии. В романе нам покажут образ жизнь головорезов-брави, составлявщих свиты дворян, жизнь города, набитого беженцами и потом охваченного чумой. Мероприятия по борьбе с голодом и эпидемией. Через героев нам показывают круг чтения образованных людей XVII века. В общем, великие битвы и великие исторические личности оказываются «за кадром», зато автор пытается показать нам жизнь Италии XVII века с множеством деталей. Иногда меня поражало, что такой роман был написан два столетия назад. Остается пожалеть, что не так много исторических романов, подобных «Обрученным».
В конце хочу отметить очень красивый, неторопливый слог романа. С множеством описаний, которые оказываются в книге очень органичными. «Обрученные» это просто роман, написанный хорошим слогом, история влюбленных со счастливым финалом и необычный исторический роман.
Ishamael, 26 июня 2013 г.
Решил прочитать «Обрученные» только из-за слов Дж. Верди. Он говорил, что романа лучше просто не написал человек. Так же и реквием прославленного итальянского композитора, написанный по смерти Мандзони, заставил заинтересоваться творчеством последнего. И, признаться, нравятся мне исторические романы, а чувства к Италии я испытываю самые теплые.
Итак, основная нить повествования рассказывает о всепобеждающей любви двух крестьян — Ренцо и Лючии. Это типичная история доброй и чистой девушки и смелого, открытого юноши. В их чувствах нет фальши, они любят сердцем и превозмогая невзгоды остаются вместе. Но все было бы прекрасно, если бы не некоторые обстоятельства, отдалившие счастье героев. Как видно из названия романа, молодые обручены и должны пожениться, но тут в игру вступает дон, по имени Родриго.
Вот тут Мандзони и начинает раскручивать второстепенные, но самые главные нити. Жизнь итальянцев в Ломбардии, в период господства над ней Испании, очень живая и актуальная тема для автора. Те же Габсбурги, только австрийские продолжали хозяйничать на Апеннинах, лишая народ целостности, во времена Мандзони. Недаром роман считали идейным двигателем Рисорджименто.
Далее автор мастерски вплетает нить, обличающую власть и произвол дворян. Нужно заметить, что все выпады в сторону власти в романе являются непосредственной составляющей повествования и смотрятся необычайно лаконично. Вспомним историю Гертруды и дона Родриго. Первая, несчастна из-за произвола отца, второй несчастен из-за распутства нравов. Их действительно жалко.
Отдельно хочется упомянуть священника Абондио. Необычайно яркий и смешной образ получился у автора. Это был выверенный, до последней буквы правильный и незабываемый персонаж. Его характер, отношение к жизни и философия хоть и являет перед читателем труса каких еще поискать, но в чем-то верна. Одним словом это было стопроцентное попадание и находка Манзони.
Описание чумы и бунта. О это прекрасно! Нет, сами по себе эти явления ужасны и страшны, но то, как автор сумел рассказать о них, вызывает восхищение. Нигде более я не находил такого ужаса, страха, власти толпы, того чувства бессилия перед эпидемией, как на страницах романа. Бесспорно эти сцены изюминка романа.
Далее можно перечислять еще множество аллюзий на современную автору действительность. Но лучше подумать, чем роман ценен для нас. Да, это классика итальянской литературы, но это не дает роману право быть ценным для нас. Подводя итог скажу, что роман это в первую очередь попытка автора показать неизменность человеческой натуры. И в опасности есть люди стойкие и преданные, как и им противоположные. Есть несостоятельность и глупость власти и людские суеверия. Есть волнения, борьба, смерть и любовь. А все это написанное таким красочным и деликатным языком являет собой великолепное произведение, которое не останется забыто. Потому что все, что сказал автор – правда.