Эдуард Геворкян «Тёмная гора»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы ) | Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ) | Мировой океан, моря | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Древний мир | 20 век | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Ксенофантастика | Контакт | Двойники и раздвоение личности | Сновидения, формы изменения сознания | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
Много тысяч лет назад величайший из героев Эллады повстречал в своих странствиях Тёмную Гору могущественной, таинственной расы — расы, которую могли бы назвать атлантами, но не назвали.
Сейчас человечество обитает в симбиозе с пришельцами — Менторами. Сейчас покоряют Вселенную не звездолеты, но пирамиды, машины пространства. Сейчас всё по-другому, всё не так...
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 332
Активный словарный запас: средний (2869 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 79 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Филигрань, 2000 // Большая Филигрань |
Номинации на премии:
номинант |
Странник, 2000 // Крупная форма | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2000 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2000 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2000 // Крупная форма, романы | |
номинант |
Мечи, 2001 // Меч в зеркале |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 14 ноября 2024 г.
В «Темной горе» Эдуард Геворкян придумал и описал очень эффектный неординарный мир (конечно, с массой заимствований из западной НФ, но хорошо и оригинально переработанными заимствованиями), однако, к сожалению, не смог придумать интересный сюжет. В результате все события романа происходят «вдруг», просто потому что должно происходить хоть что-то. Любой сюжетный поворот можно безболезненно для общего впечатления из «Темной горы» убрать. А описательные детали этого удивительного мира, наоборот, очень хорошо связаны друг с другом.
То есть, «Темная гора» больна типичными недостатками творчества Геворкяна — размах на серию книг, вступительный роман, описывающий предстоящее место действия и... дальше — ничего. Вероятно, по мнению автора роман не имел такого успеха, чтобы был смысл продолжать сюжет в тех же декорациях. А может, автор просто не смог придумать сюжет.
wayne coyne, 3 января 2017 г.
Удивлен столь нелестным оценкам читателей. На мой взгляд книга — прекрасный образчик отечественной фантастики 4-й волны, т.н. турбореализма. Разумеется это не боевая фантастика, поэтому не ждите простых ответов на все ваши вопросы. Красивый и увлекательный мозаичный сюжет, необычный античный сеттинг в том числе и с соответствующей стилизацией речи героев, интересная трактовка фабулы про перемещения во времени. А что в конце все некоторым образом запутывается — так это основной конек жанра. Сравните с теми же Лазарчуком или Столяровым, у которых дело обстоит в разы запутаннее. Книги подобные явно рассчитаны на 2-3 подхода: ответы есть и даже выделены автором, но при первом прочтении даже очень внимательный читатель вряд ли обратит на них внимание, потому что смысл этих деталей появляется как раз ближе к концу.
Кропус, 6 июля 2017 г.
Полностью согласен с Babayka. Концовки откровенно не понял. Почему менялось реальность? Как это связано с главным героем одной из линий. В книге связь постулируется, но никак не объясняется. Откуда взялся звёздолёт с пришельцами из мира победивших римлян. (Если ничего не путаю, то он был именно оттуда). Почему они его взорвали? Каковы цели путешественника во времени из другой сюжетной линии? Что вообще произошло? Похоже автор сам этого не знает. А жаль. Уж больно оригинальный мир. Но непонятная концовка всё загубила.
Babayka, 17 октября 2014 г.
Вопросы, которые у меня остались после прочтения, можно перечислять очень долго, но в все их можно объединить в один: «Что тут, черт возьми, произошло?»
Стоит отдать автору должное, разбрасывать интригующие зацепки он начал с первых же глав, а где-то с середины понемногу стали появляться ответы и объяснения. На первый взгляд, все нормально. Откровенно говоря, именно это — необычный мир, загадочные сущности, запутанные события — в некоторые занудные моменты поддерживало интерес к дальнейшему чтению. И вот, последние главы, кажется, сейчас все станет на места...
И тут началось нечто.
Череда событий, одно безумнее другого, поступки персонажей, ничего не объясняющие, а еще больше все запутывающие.
Что? Откуда? Почему? Что за хрень тут творится? Отвечать на эти вопросы автор, похоже, посчитал ниже своего достоинства. На мой взгляд, такой безумный конец был бы перебором даже для книги, являющейся частью серии, когда еще можно надеяться, что впоследствии все еще прояснится. Но «Темная гора» не имеет продолжений, и, судя по году написания, ждать их не приходится. И если сюжетная линия Одиссея еще как-то может существовать как отдельное, законченное произведение, то вот линия Таркоса буквально рассыпается на части, потому что 90% всех событий вообще не имеют внятных объяснений.
Знаете, мне кажется, фраза в отзыве tkatchev «Книга в стиле «что курил автор».» как нельзя лучше отражает смысл этого произведения.
йети, 28 июня 2015 г.
Какая-то солянка сборная. Похоже, автору надоело связывать сюжетные линии в какие-то логические пучки и он так и оставили торчащими их в во все стороны без внятного логического объяснения. Читать вроде как интересно, , но вопросов много, так и не выясненных. ну, бывают же непонятные книги. Это одна из них. А жаль. И автор хороший и сюжеты закрутил неплохие. А вот поди ж ты... не срослось.
С.Соболев, 14 мая 2008 г.
В фантастике есть жанр «альтернативная история». Геворкян написал книгу в жанре «фантастическая альтернативная история», потому что параллельный мир, возникший благодаря вмешательству Гомера (ослепшего путешественника во времени) появился не из нашей исторической реальности, а из фантастического, придуманного мира цивилизации атлантнов.
Стереотипно это смесь Лазарчука, Щербакова и маленького рассказа К.Саймака «Спокойной ночи, мистер Джеймс» — вмешательство атлантов, понастроивших по всему миру пирамид, измененные состояния окружающего мира и постоянные подозрения одного из героев о своем искусственном происхождении. Плюс ко всему армейская муштра и жукеры из «Звездных рейнджеров» Р.Хайнлайна и подгонка человеческого тела под инопланетные условия, как скажем, в «Некрасивом биоформе» К.Булычева.
Греки правят миром из города Микены, а греками правят гигантские разумные жуки-телепаты инопланетного происхождения, прозябающие на нашей планете уже несколько тысячелетий. Земляне (гибкое определение: под него попадают и люди, и насекомые) путешествуют посредством телепортации к иным звездам, но электрические лампочки в быту — страшная роскошь, а тяжелую работу выполнят прирученные и искусственно выведенные гигантские насекомые (которые заодно всех собак извели). Радио не существует. Продолжительность жизни подскочила до 120-150 лет, но жесткая регламентация социального мироустройства, кастово-цеховая система и атрибуты полицейского государства не дают мне права назвать этот мир утопией.
Редко-редко где-нибудь используют паровые машины: как в нашем мире эллины не доверяли пару, так и в альтернативной реальности изобретение Герона не нашло должного применения. Живорождение запрещено и аморально: для продолжения рода существуют инкубаторы. Бунты и социальные потрясения остались в далеком прошлом, несогласные с генеральной линией развития переселяются на иные подходящие для жизни миры — когда тайно и негласно, когда в приказном порядке.
Любопытны маленькие детальки: например, столица Восточной Гипербореи, город Тангас Ка, погибла от удара всем известного метеорита…
tkatchev, 5 ноября 2010 г.
Книга в стиле «что курил автор».
Богатая извращенная фантазия, тщательная проработка интересных деталей и хороший язык.
К сожалению, в остальном отсутсвует сюжет, нет внятной темы и заканчивается роман ничем.
Читать любителям вышеозначенного стиля.
Ny, 24 декабря 2007 г.
К сожалению, мне так и не удалось собрать в кучу все сюжетные и смысловые нити романа. Я его просто не понял. Общая картина рисуется, но слишком смутно. Зачем здесь Одиссей, при чём тут парень-водолаз? Для завязки на историю и пространно-загадочного финала? Пафосно-архаический (под Гомера) стиль изложения истории с одной стороны даёт «+«(оригинальность, погружение в события древности и маскировка слабоватого, на мой взгляд, повествования), с другой стороны это мешает воспринимать и анализировать логику событий, путает в уже знакомых вещах. Осмелюсь порекомендовать роман для любителей крипто- и альтернативной истории античности.
LAN, 17 декабря 2007 г.
Притча на древнегреческом материале.
Почему-то у меня роман не пошел. Дочитал только до половины (хотя и крайне редко бросаю книги).
Причем другие вещи автора нравятся.