Эдуард Геворкян «Высшая мера»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Общество будущего. Главная профессия – Учитель. Каждый Учитель ведет с раннего детства, обучает и воспитывает Десятку учеников. Двух самых лучших из каждой Десятки готовят в учителя (суперширокая и глубокая подготовка). За преступление любого из учеников ответственность всю жизнь несет Учитель (это страшное наказание для совершившего проступок – изолируют на дальней планете со связью раз в год его Учителя). Все члены Десятки также несут ответственность друг за друга.
Входит в:
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 30», 1985 г.
— антологию «Проба личности», 1991 г.
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 8/2. Советская фантастика 80-х годов», 1994 г.
— антологию «Фантастика века», 1995 г.
— сборник «Правила игры без правил», 2001 г.
— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1986 // Малая форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кропус, 23 января 2025 г.
В философском смысле идея идиотская. За все ошибки и преступления человека (взрослого) ответственность несёт его учитель. А как же личная ответственность? А никак. Во всяком случае для большинства. Есть правда группа людей отказавшихся от такого «счастья» и выбравшие индивидуальную, но они представлены, как крайне нехорошие и «предавшие» своего учителя.
Любопытно, что прямо в этом тексте есть сильный аргумент против такой системы:
по такой логике за ошибку учителя в воспитании должен отвечать его учитель и так далее вплоть до Адама. Но контраргумента не приводится.
— Мне так не кажется, — говорит герой.
Вот и всё.
Мне ещё ничего, — думает осуждённый учитель, — отсижу свою ссылку и всё, а вот он (ученик) будет всю жизнь мучится от совести.
Извращённое какое-то правосудие. god54 совершенно правильно сравнил его с круговой порукой и правосудием Чингисхана. Автор, впрочем, явно считает это утопией.
god54, 6 июня 2010 г.
В свое время Чингисхан ввел круговую ответственность: струсил один, казнят десять; струсит десять — казнят сто и т.д. Жесточайшая система коллектива, принцип социализма и нацизма: один ничто, коллектив всё. Автор нарисовал утопическое общество, но поиск смысла оставил для читателя, какая система воспитания лучше? Система воспитания зависит от целей общества...
Yazewa, 17 февраля 2008 г.
Идея, аналогичная АБС-ской: роль Учителя, «ведещего» группу ребят много лет подряд.
Все же явный перебор с этим судом. Практически, отнимается право на какое-то саморазвитие, что ли, на приобретение каких-то качеств самостоятельно. За все отвечает Учитель...
Должно быть, это общество идеальных людей, если ошибки Учителей наперечет? Утопия...
И слишком прозрачная ассоциация с желтым шариком...