Дж. Сидни Джонс «Пустое зеркало»
1898 год. «Золотая Вена» наслаждается бурной светской жизнью и расцветом изящных искусств. Но внезапно столица становится подмостками, на которых таинственный убийца разыгрывает кровавую драму...
Все новые и новые изуродованные трупы находит полиция в парке развлечений Пратер. Служители закона пытаются ухватиться за любую ниточку — и этой ниточкой становится связь одной из убитых с великим Густавом Климтом. Полиция готова взяться за эту версию — скандальный художник богемы отлично подходит на роль преступника.
Однако у Климта есть друзья. И среди них — блестящий адвокат Карл Вертен и легендарный криминалист Ганс Гросс. Они начинают собственное расследование, чтобы не просто оправдать художника, но и найти настоящего убийцу...
Входит в:
— цикл «Загадки Вены»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 7 февраля 2025 г.
«То, что Артур Конан Дойл сделал для Викторианского Лондона, Дж. Сидни Джонс делает для Золотой Вены».
Так вот, это не так.
Прежде всего, неправомерно сравнение с Конан Дойлом. Здесь нет ни блеска, ни иронии, ни компактности, ни логики рассказов о Холмсе. Перед нами типичный детектив современной эпохи. Тягучий, разбросанный, довольно натуралистичный, весьма идеологизированный. Надо отдать должное автору, в целом преобладает не современная повесточка, а те проблемы, которые были актуальны в 1898. Социальное неравенство, противоречия между модерном и традицией, напряжённость между немцами и евреями (пока ещё незначительная), первые шаги феминизма (пока ещё разумные).
Далее. Автор знает и любит Вену, но передать её атмосферу не смог. Вена — удивительный город. Красивый, лёгкий, помпезный, свободный, комфортный, уютный, доброжелательный, всё сразу. Как такое возможно, для меня загадка. При этом город сохранил облик конца XIX века и, как утверждают, во многом и дух той Вены. Так вот, этой атмосферы в книге нет. Есть описания, информация, рассуждения. Герои рассуждают, что город отстал от эпохи — мало автомобилей, а наряду с трамваями встречается конка. Насколько я знаю, в Лондоне тех лет трамвая вообще не было, а конные экипажи попадались на два порядка чаще, чем бензиновые.
Что касается детективного сюжета, он основан на сплетнях. Сплетни додуманы, приведены в системы и переработаны в теорию заговора. Поверить в неё можно только при самом поверхностном знакомстве с историей.
Получается, книга плохая. Нет, вполне приличная. Неглупая, спокойная, беззлобная, в меру интересная. Преисполненная уважения к людям XIX века. Их теперь как-то не принято уважать. Читается без напряга. Но возвращаться не захочется.