Николай Рерих «Алтай - Гималаи»
Путевой дневник знаменитой Центрально_Азиатской экспедиции, осуществлённой Н.К.Рерихом и его семьёй в 1923-1828 гг. и пролегавшей через Индию, Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет.
В произведение входит:
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vvs813, 8 сентября 2024 г.
В книге 12 глав, которые идут в хронологическом порядке Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха 1923–1928 года. В библиотеке мне досталось превосходное оригинальное издание 1974 года в обтянутой белой тканью обложке, снабженное картой путешествия и множеством фотографий из экспедиции, а также картин автора.
Книга не обычный дневник. Слог хороший и красивый, некоторые места хочется прочитать несколько раз но не ради повествования, а ради смысла. На 70% это глубокий анализ всего увиденного. Анализ был заложен даже глубже, но Рерих многое не стал писать. Скорее всего, он просто не мог до конца объяснить увиденное, поскольку культур в регионах его путешествия очень много, как и необоснованных слухов всех обо всех. Экспедиция временами проходила в достаточно тяжелых условиях. Например, в Тибете ее заставили зимовать на перевалах на высоте около 4500м, а Рерих пишет о температурах до -70С. Умерло 90 из 104 животных и множество членов экспедиции. Правда, в комментариях издательством уточняется, что о таких температурах в том районе науке не известно, но с учётом фактора ветра такое возможно. С чем я, имея альпинистский опыт, склонен согласиться.
Поражает, насколько враждебны некоторые культуры. Особенно выделяется культура Тибета бон-по, «черная вера». Тибету посвящена последняя глава, она одна из самых интересных. Черная вера – противоположность буддизму, где все обычаи делаются буквально наоборот, а также символы развернуты наоборот. Рерих пишет, что в Тибете традиции отравлений передавались через поколения, вранье было буквально повсюду и часто не имело никакого смысла, все новшества категорически отвергались, строения были некрасивые и грубые, а от культуры только остатки – но при этом там процветало необоснованно заносчивое отношение к другим культурам, включая Индию.
Китай во времена путешествий Рериха представлял собой разрозненные земли, где обращались разные деньги, люди весьма враждовали друг с другом, стояли таможенные пропуски, действовали разные законы, взятки и воровство поражали прогресс, армии разбегались, работа растягивалась на неопределенный срок, не было нормальной связи, документы терялись, люди попадали в рабство, бандиты бесчинствовали, а отношение к экспедиции было очень разным. Культура в основном характеризуется как темная, примитивная, а по-настоящему тонкие изящные произведения искусства делались очень давно, а во времена экспедиции уже лишь только физически похищаются вороватыми чиновниками.
Любопытно, что Рерих однозначно положительно отзывается как об Америке, так и о России! Про Россию говорится, что там производятся качественные вещи, а люди очень любят учиться. По-видимому, в Азии в 1920е гг. с Советской Россией были связаны надежды на перемены к лучшему во всём мире. К Америке у него отношение как к технически продвинутому месту, полном возможностей. Рерих жалуется, что в Китае не жалуют Америку. К России при этом отношение, по-видимому, лучше хотя бы потому, что представители бизнеса из Советской России имеют кое-где неплохие позиции и нет запретов на общение с ними. Россия это место эволюции, растет сила народа.
Америка в книге упоминается весьма часто. Так, Рерих явно защищает интересы США. Например, он описывает, как в 1926 году они формируют обвинение против одного правителя в том, что он не уважает «достоинство США», «оскорбительно отказывается принять» консула США, «оскорбительно отказывает» миссии в консультациях со шведами и американцами. Китайскую власть называет преступной. Он говорит, что в будущем в американском музее должен быть отдел иностранцев, творчески и культурно обогативших Америку. Также многие красоты и пейзажи, увиденные на протяжении экспедиции, сравниваются именно с американскими.
В Китае, по мнению Рериха, совершается великий процесс по отсечению старых ветвей от новых побегов. Он приводит цитату китайского деятеля, который восторгается Лениным, считает его «звездой человечества» и опирается на него в надежде воспитать честных, смелых, светлых китайцев.
Главный вопрос: на кого работал Рерих? И кто в итоге выиграл от его экспедиции? Кажется, что в итоге выиграли многие. А тёмное учение бон по-прежнему иногда корчит страшные рожи.