Эфраим Севела «Остановите самолёт — я слезу!»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Юмористическое | Ироническое | Сатирическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Ближний Восток ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Если вы любите еврейский юмор, если вам нравятся одесско-еврейские анекдоты — это книга для вас. О евреях в России и о их исходе на «землю обетованную», о том как добирались до Израиля, а потом, как многие, «сбегали» в Америку и все это с добротным еврейским юмором.
// «Искусство кино», 1989, №№ 7-10.
Входит в:
— сборник «Изранное», 1994 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
crystalowl, 14 ноября 2021 г.
Небольшой сборник коротких зарисовок из жизни еврея-мигранта из СССР в Капиталистический Мир в 60-70 г.г.. Условно все зарисовки можно поделить на 2 части: 1 часть несет общий посыл, что не имея навыков реальной работы, будучи тунеядцем, коих миллионами воспитывал Совок и которые «мерилом работы считают усталость», в западных странах делать нечего — там и свои такие же есть. Если в России/СССР можно занимать начальственное кресло, не имея представления даже о предмете своей работы, то в Израиле, США, ЕС и прочих Австралиях, такое не прокатит. С этим посылом Автора согласен полностью, и именно зарисовки на эту тему показались мне наиболее интересными.
2 часть зарисовок, или, скорее, баек, представляет из себя обычные бытовые клише о жизни на Западе и к реальности не имеют никакого отношения — тут вам и про невозможность выйти погулять вечером на улицу в Нью-Йорке (убьют, зарэжут! Прямо в Цэнтрал парке, ага) и про аристократок Немок, которые в 70-х все мечтают о торшерах из человеческой кожи и про Израильский бизнес, нанимающий мигрантов из СССР только на 1 год, потому что этот год платит зарплату сам Израиль и много чего еще в том же духе. Не исключаю, что 30 лет назад данные тексты могли восприниматься более серьезно, но сейчас звучат как бред и ахинея.
В целом вполне употребимо, ибо очень просто написано и легко читается. С основным посылом Автора: «не умеешь ничего делать — сиди в России/СССР» тоже трудно не согласиться, поэтому оценка скорее положительная 6/10.
возрастной ценз 40+
Молодежь просто не поймет о чем тут написано, им покажется бредом. Нет смысла тратить время.
rrq64k, 28 января 2016 г.
Эфраим Севела. Остановите самолет…
Назвать это Литературой язык не поворачивается.
Набор баек, которые обычно рассказывают в кругу знакомых, зарисовки, основа для хорошей кинокомедии положений (что закономерно, ибо бОльшую часть жизни автор был связан с кино) – это да, но на полновесный литературный текст не тянет. Читается легко, автору удалось передать несколько утрированную манеру изложения полуинтеллигентного еврея, парикмахера по профессии. Этот парикмахер к еврейской эмиграции из СССР 70-х годов, в водоворот которой попал и сам, относится с юмором, а иногда и с нескрываемым недоумением. Ведь зачем было бежать из СССР, скажем, преуспевающему писателю, поэту-песеннику, всеми любимому и снимаемому актеру или режиссеру, литературному критику? Все эти люди в СССР получали по тем временам весьма приличные деньги, были элитой советского общества, печатались, снимались, ставили спектакли, громили неугодных писателей на страницах центральных газет. Их песни исполнялись на самых значимых концертных площадках страны, вплоть до Кремля. Но им захотелось свободы. Похвальное желание. Но, как выяснилось, эту свободу еще надо было заслужить. И не смогли. Вспомните, сколько их, уехавших уже даже в 90-х, вернулось, так и не найдя ТАМ своего места под солнцем. Михаил Козаков, Валентин Никулин, Максим Леонидов, Леонид Каневский etc… Оказалось, что там они не шибко кому нужны – и ведь это еще из лучших! Как бы ни гордился своей американской карьерой Савелий Крамаров, но ведь это же просто смешно – две с половиной малозначительных роли в фильмах второго эшелона. Да и ныне кратковременные и, прямо скажем, малоуспешные западные контракты Машкова, Тактарова, Хабенского говорят сами за себя. Писателям там тоже не особенно пофартило, Веллер вернулся, Аксенов (правда, Аксенов – это отдельная тема, ибо моя нелюбовь к нему не умещается в рамки двух-трех абзацев). Оказалось, что зарабатывать литературным трудом на Западе, могут лишь единицы, остальным надо иметь и другую – заметьте! – основную работу, которая давала бы средства к существованию. И Аксенов преподавал. А остальные пробивались кто чем, не зная ни языка, ни реалий другого мира, воспитанные на программах вроде «Международная панорама», «В мире бизнеса», попавшиеся на удочку различных радио-«голосов», вещавших об ужасах жизни в СССР и о молочных реках в странах победившей демократии. Печальна судьба Сергея Довлатова и подобных ему. Конечно, Довлатов и здесь был не жилец, но и там оказался не ко двору. Почитайте его эмигрантскую прозу – сколько в ней тоски и безнадеги, скрытых за внешним тонким слоем иронии!
Оказалось, что и на исторической родине, и на благословенном Западе, куда с земли предков постепенно перетекли многие эмигранты из СССР, хорошо бы что-то уметь делать руками или же понимать что-то в точных науках – физике, химии, впоследствии – в компьютерах. Была альтернатива – поливать грязью свою бывшую Родину по радио, что тоже дано далеко не всем. Да и не во всех желающих нуждались (это сейчас можно заниматься подобным, не покидая уютного кресла в центре Москвы). Остальные же годами сидели на «велфоре», работали посудомойками, уборщицами, таксистами, тоскуя по своей проклятой и любимой «доисторической родине» (Э. Севела) и удивляясь, кой черт их сюда занес?
Я ничего не придумал (лишь слегка расширил тему эмиграции до 90-х годов), обо всём этом написал в своей книге Эфраим Севела. Лукавил он или нет, пусть останется на его совести.
По поводу: читать или не читать? Прочитайте, не самый плохой текст, умел автор создать и настроение, и интригу. Впрочем, многое в его книгах взято из собственной биографии, весьма богатой на события и интриги. И прошу заметить – после длительной эмиграции умер в Москве, похоронен на Митинском кладбище. Притяжение «доисторической родины» оказалось-таки сильнее притяжения родины исторической.