fantlab ru

Чарльз Шеффилд «Эсхатон»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.97
Оценок:
63
Моя оценка:
-

подробнее

Эсхатон

At the Eschaton

Повесть, год

Аннотация:

Стремясь спасти смертельно больную жену Ану, Дрейк Мерлин замораживает её тело и подвергается замораживанию сам. Любовь, преодолевая препятствия, ведёт его через века, тысячелетия, миллионы лет и целые эоны до самого конца Вселенной — точки Омега или Эсхатона.

Входит в:

— антологию «Далёкое будущее», 1995 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Далекое будущее
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Far Futures
1995 г.
(английский)
Far Futures
1997 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/Wl3zp).

В отличие от https://fantlab.ru/work40393, замены концовки (где также применен сценарий Большого Сжатия для судьбы Вселенной) в соответствии с более актуальными космологическими данными не было сделано ни в этой повести, ни в романе https://fantlab.ru/work40426, который выступает ее расширенной версией. Шеффилд ограничивается натужным указанием, что на каком-то этапе измерения внезапно стали показывать уровень массо-энергетической плотности, превышающий критический, и эволюция Вселенной приняла характер, обеспечивающий смену красного смещения синим и режим Большого Сжатия. Четкого объяснения этому не дается, хотя читатель при очень большом желании может списать модификацию на вмешательство в историю со стороны Бога, или, вернее сказать,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
самого же Дрейка Мерлина, превратившегося в величайшего хранителя и стража всего известного космоса.

А может, просто квинтэссенция оттаяла.

По счастью, от увеличения объема, позволившего чуток сгладить головокружительный темп прыжков через миллиарды лет, роман выиграл и воспринимается с куда большим интересом (если не считать откровенно вырвиглазного ответа на тайну вторжения Шивы, которая в повести разумно оставлена слегка завуаленной), особенно в тех частях, где Дрейк Мерлин, не мысливший себя даже дирижером военного оркестра, становится верховным военачальником Галактики. А ведь обычно происходит обратное: в малой форме столь бесшабашно смелая концепция энтропийного романса кажется убедительней. Космооперы стэплдонианского масштаба же и так страдают врожденным пороком, периодически сваливаясь в болезненное мелкотемье из-за неспособности автора выскочить за автобиографический силовой барьер или размеренно и бесшовно переключаться между сценами действия. Когда не тысячи, но сотни миллионов и миллиарды лет сюжетной линии вы со свистом пролетаете за один абзац в бездне между галактиками, ощущение чуда окончательно угасает под спудом несколько безжизненного в отстраненности своей стиля этой работы. Финал ее и вовсе кажется после перечитывания чем-то из репертуара хоррор-автокинотеатров... на Солярисе Стивена Содерберга.

Я не поставил бы обе версии сюжета на одну ступеньку с «Днями Соломона Гурски» или «Кольцом Вертанди» Макдональда, «Континуумом Нуль-А» Джона Райта или «За стену ночи» Мартина Изитта по мотивам «Ночной земли» Ходжсона, но вот с «В память о прошлом Земли» Лю Цысиня, «Диаспорой» и «Лестницей Шильда» Игана или пенталогией другого «Эсхатона», от того же Джона Райта, они уже вполне способны потягаться. Впрочем, и «Эсхатон» Шеффилда, и «Эсхатон» Райта много бы выиграли, подкрути им кто баланс между наукообразной оснасткой человеческих или постчеловеческих цивилизаций, действительно достойной восхищения, и болезненной любовной одержимостью, которая производит отталкивающе неправдоподобное впечатление: разум, способный пронести неизменным такую силу и фокусировку чувства (это даже не обычная страсть, а нечто принципиально мощнее, и тем парадоксальней скупость сюжетных красок, какими она показана) через эоны, окажется настолько однобоким, что просто не сможет отвлекаться на подвиги стэплдонианского размаха.

А в каком бы обличье ни странствовал бывший композитор по пыльным тропинкам далеких планет, он остается намертво сосредоточен на единственной задаче — воскрешении своей покойной супруги Анастасии Верлих. Вернуть ей жизнь бессильна сколь угодно развитая людская наука, будь то через триста лет после смерти или пятьсот, четырнадцать тысяч или шесть миллиардов. Остается ждать милости от природы, постоянно рискуя угодить в дурдом от приступов футурошока.

Пожалуй, Шеффилду очень не повезло в том, что и повесть, и роман писались в период ошеломляюще бурного рывка астрономии и космологии. Многое он оперативно сумел учесть, переписывая повесть в роман, кое-что кажется следствием этой явственной спешки (к примеру, превращение Урана в миниатюрное Солнце не поможет растопить ледовую оболочку на Европе, луне Юпитера, между ними без малого 15 астрономических единиц!), но финальный удар по заклепкометрии сеттинга произошел уже на следующий год после публикации https://fantlab.ru/work40426, когда было открыто, что Вселенная не просто расширяется, а вдобавок с ускорением.

Согласно теоретическим представлениям, Вселенная имеет открытую природу и, скорее всего, будет расширяться вечно, не исключен даже Большой Разрыв всех атомов и субатомных частиц, но с учетом свежих данных эксперимента DESI-1YR он стал еще менее вероятен.

В частности, судьба Вселенной в далеком будущем зависит от того, стабилен ли протон или, как предсказывается некоторыми теориями, неустойчив относительно распада по каналам инстантонного квантового туннелирования, хиральных аномалий, сфалеронного катализа и пр. В книге предельный возраст Вселенной оценивается в 65 млрд лет; существуют модели, в которых продолжительность жизни Вселенной в ее нынешней итерации достигает по крайней мере 1 гугола или даже 1 гуглоплекса лет. Вообще же развитие событий в заключительных главах книги несколько напоминает британский научно-фантастический комедийный сериал «Красный карлик», весьма популярный в период создания романа, особенно эпизод «Уроборос» из 7-го сезона сериала. Это тем более вероятно, что создавались они, похоже, одновременно, а вот насколько независимо, еще вопрос (фамилия Хлои Аннет, исполнявшей роль Кристины Кочански, даже созвучна имени Аны).

Считается, что катализатором перехода Шеффилда в научную фантастику послужила смерть от рака его супруги Сары Сандерсон (1977), которая здесь и выведена в образе Аны. Впоследствии Шеффилд, в отличие от Дрейка Мерлина, был женат еще дважды, последним и наиболее коротким браком — на известной американской писательнице Нэнси Кресс. Спустя несколько лет после публикации «Эсхатона» и https://fantlab.ru/work40426 у самого Шеффилда неожиданно обнаружилась раковая опухоль, приведшая его к быстрой кончине. Информации о том, было ли его тело подвергнуто заморозке для последующего оживления в будущем, нет.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из данной повести вырос роман «Tomorrow and Tomorrow»: герой теряет любимую и отправляется в будущее, чтобы там ее вылечить (не удалось, но нашли обходной вариант «по Тейяру де Шардену и Олафу Стэплдону»). Романтическая линия, однако, находится скорее на втором плане, а на первом — фрагментарная история будущего, насколько грандиозная, настолько же и неправдоподобная. Где-то после трети текста люди эволюционируют до сущностей за пределами нашего понимания, и читать становится скучно, т.к. некому сопереживать. Шеффилд не логик, как Лем, не футуролог, как Стэплдон и не сатирик, как Джон Райт. Миллиардные масштабы пространственные и временные он описывает в фантазиях уровня сказки, настолько это со всех сторон малоправдоподобно: такое произведение можно было написать и в 20х годах (что в общем-то уже отчасти и было — в пьесе Бернарда Шоу «Назад к Мафусаилу»): бессмертие, далекое будущее, сверхразум и т.п. Причем сказки, написанной языком сенсационной научной статьи из таблоида вперемешку со слезовыжимательными сценами и заламыванием рук.

Бессодержательно, вторично и от того скучно. Второй раз в реку, где купались титаны типа Кларка, Стэплдона и Лема не войти.

1 балл, не рекомендую.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда, наконец, кончилось заунывное начало я, было, сильно порадовался, но, по большому счету, за здравие оказалось меньше трети рассказа. Вторая половина скатилась в тухлую гуманитарную фантазию.

Скажем, если сравнивать с фильмом Spoiler с Гэри Дэниэлсом, то фильм поинтереснее будет сюжетом, чем этот рассказ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Есть по меньшей мере один один серьезный сюжетный фейл: если он перед полетом на Плутон прошел «курсы крионики», то как он мог не знать, что «конструкция криорезервуара не предполагает вскрытия»?

Надо же, взял и угробил на полпути, какой облом (для читателя). Прямо как в «Psycho» Хичкока, где главная героиня в середине фильма — бац! — и умирает. Как-то это не по законам жанра.

Спасение галактики глупый треш. Конец вселенной незачетный!

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениальное произведение и столько глубоких мыслей и невероятная история любви сквозь века.

Действительно эту повесть я не скоро забуду. :smile:

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучше читать роман Tomorrow and Tomorrow — расширенный вариант данной повести. Несмотря на притянутость за уши некоторых моментов и временами раздражающую одержимость ГГ (имеется в виду не его главная цель, а откуда такая незаинтересованность в мире будущего?), моя оценка — очень хорошо (8).

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже если отбросить интерес к описаниям мира будущего, то есть будущих, произведение всё равно остаётся очень сильным. Страшно подумать, куда может завести человека его любовь. Отправляясь в это путешествие, Дрейк Мерлин и предположить не мог, что его ждёт, но он не отступил.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх