Дэн Симмонс «Песни Эндимиона»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Мессия | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Прошло 274 года со времени падения Гегемонии человечества и Великой сети. Останками человечества теперь управляет Церковь, возродившая религию при помощи крестоформов.
Рауль Эндимион из-за вспыльчивого характера оказался перед смертной казнью, но его спасает Мартин Силен. Взамен он хочет, чтобы Эндимион оберегал Энею. Она является дочкой первого кибрида и Ламии Брон, а значит, ей предназначено вывести человечество на новый уровень развития. Эта пара должна будет свергнуть тиранию уцелевшего Техно-центра, открыть глаза человечества на подлинную природу нашего мира и вернуть Землю на своё место.
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Песни Гипериона»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第31回 (2000) // Переводной роман |
- /языки:
- русский (20), английский (3), украинский (5)
- /тип:
- книги (25), самиздат (1), цифровое (2)
- /перевод:
- К. Королёв (10), Г. Михайловська (4)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 28 февраля 2025 г.
Путь к прочтению этой книги у меня был долог и тернист. :) «Гиперион» я видел на прилавках книжных магазинов ещё в 1990-е, но, испугавшись страхолюдной обложки, так тогда и не купил, а год назад всё же решился и был в восторге. «Падение Гипериона» тоже понравилось, но уже не так, а по поводу «Эндимиона» я долго сомневался, но в итоге не удержался и всё же прочитал.
Через без малого три сотни лет после эпохального паломничества к Гробницам Времени, описанного в «Песнях Гипериона» мир довольно сильно поменялся — ИскИны загнаны в подполье, а фактическим хозяином и единоличным правителем населённой людьми части вселенной стала католическая церковь. Крестоформ объявлен чудом божьим и поставлен на службу церкви и человечеству — благодаря ему стало возможно воскрешение и люди получили фактическое бессмертие. Казалось бы, живи и радуйся жизни. Но уже грядёт новый мессия (на самом деле — новая, но это не важно), а за ним и перемены, церковь будет пытаться его остановить, а главный герой — Рауль Эндимион — сопровождать и охранять.
«Песни Гипериона» здесь не только предыстория, но и (вместе со своим автором) действующее лицо. Скорее всего вы их (как и я) уже прочитали, они вам полюбились и хочется продолжения. :) Но, увы, в одну реку дважды не войти, так что результат получился довольно скромный. Автор наверное мог бы рассказать какую-то новую и независимую историю в знакомом полюбившимся мире, но в итоге написал фактическое продолжение. События из «Гипериона» упоминаются постоянно, да и несколько персонажей оттуда благополучно перекочевали в новую книгу. Принципиально нового ничего не будет, будут знакомые миры, приключения и заявка на «философскость».
Поначалу книга читается хорошо, с одной стороны всё знакомо, с другой — есть некоторая новизна, но потом эта новизна потихонечку-полегонечку заканчивается, а действия героев становятся довольно прогнозируемыми. Приключенческий драйв всё чаще разбавляется очень длинными и очень нудными философствованиями, так и хочется сказать — ну всё, достаточно, я уже всё понял, не надо этих разъяснений. :) К середине второй части я, честно говоря, читал уже без особого удовольствия — надо уж закончить, раз начал. Хотя финал вышел уж слишком предсказуемым.
Роман, сюжетно продолжающий «Песни Гипериона», с ними даже не стоящий рядом. Довольно шаблонная космоопера с претензией на глубокие мысли, читающаяся в общем и целом неплохо, но — не более чем таймкиллер. После первой дилогии читать не нужно — только впечатление портить.
iron-zorin, 15 ноября 2022 г.
Прочитал 25 лет тому назад.
Оценивать не буду. Невозможно объективно судить о том, что уже давно стало частью тебя самого.
Но сегодня попалась на глаза короткая повесть Кордвайнера Смита про С'Джоан...
Я понимаю, конечно, что Шекспир тоже сюжеты воровал — но хотя бы посвящение сделал.
Андрей Юрков, 15 ноября 2021 г.
В целом мне нравится этот роман. Он
1)длинный
2)интересный
После первого прочтения у меня остались о нём самые лучшие воспоминания, мне казалось что он логично и цельно продолжает Песни Гипериона. Однако сейчас перечитал, и главное впечатление — книжка детская. Если один из троицы приключенцев оказался на грани жизни и смерти, покалечен, истёк кровью, заразился смертельной болезнью, значит, что будет на следующей странице? Автохирург! Без вариантов. Сколько раз это повторяется, даже считать лень. Умираешь — оглядись, где-то рядом doc in a box. Безвыходные ситуации громоздятся одна на другую,
Книга выглядит детской несмотря на обилие кровь-кишок и эпизоды секса во второй части. Безвыходная ситуация? Шрайк придёт, порядок наведёт. Когда надо, боевые кибриды-немезиды абсолютно непобедимы, когда надо — Шрайк их пачками насаживает на шипы и отрывает задницы, а Рол бьёт главной Немезиде морду голыми кулаками. В юности финальный вотатаповорот
Всё это единение с природой тоже не вызывает восхищения. Главные молодцы в книжке — эскимосы, средневековые ламаисты, Спектральная спираль с цветовой дифференциацией штанов, зато без врачей. Ещё бродяги, которые месяцами болтаются в открытом космосе на своих крылышках. Строят они большое дерево, здоровенное прямо дерево, но вот смысла в нём я особо не вижу. Лучше бы звезду смерти построили, чтоб от крестоносцев отбиваться.
А так хорошая книжка.
Leinguiny, 26 октября 2019 г.
Начиная вторую дилогию Симмонса, я уже знала по отзывам, что она хуже первой, поэтому ожидания пришлось поумерить. И действительно, Эндимион не дотягивает до Гипериона и вот почему.
Мастерство автора по прорисовке персонажей растерялось за годы между двумя дилогиями. Новых героев попросту сложно запомнить, так как они бесцветные либо крайне плоские. Церковная элита — вся негативная, без белого пятнышка, сплошные злодеи, которые и говорят гнусности и выглядят гнусно, прямо как в индийских фильмах или боевиках 90х. Положительные же персонажи все молодцы до скучноты. Единственный интересный персонаж — это капитан отец Де Сойя. Книга раскрывает его характер, внутренние конфликты, мы наблюдаем его противоречивые эмоции и, что самое важное, его развитие. Единственный, чья сюжетная линия меня захватила. Я бы даже сказала, что книга про него, потому что именно его развитие раскрывает основные идеи книги. Также хорош Мартин Селен. Он не нов для цикла, и Симмонс не пришлось ничего придумывать, благо, он захватил его из мира Гипериона в мир Эндимиона.
Остальные герои вызывают сочувственный вздох. Как вспомню, какие разные персонажи появились в самой первой книге вселенной Гипериона и сколько времени Симмонс уделил описанию их историй и прорисовке характеров. Меня тронула история Поля Дюре, Консула и Сола Вайнтрауба. Уверена, что каждый, выделил для себя более и менее симпатичных персонажей и эти персонажи у всех разные. Почему? Потому что они живые и неоднозначные. Ключевое здесь слово «живые», тогда как персонажи Эндимиона просто куклы.
Сюжет, конечно, захватил, но как же примитивно он построен. Книга «Эндимион» вызвала недоумение: это просто линейное путешествие без особых открытий, без новых необычных концепций и придумок. В Гиперионе были Гробницы времени, загадочный Шрайк, странная Монета и не менее странная болезнь ее прототипа девочки Рахиль, был дом с выходами в разные миры, было Дерево боли, было существо Джон Китс и многое другое. А что тут? Ничего! И самое странное — никакого смыслового развития первых двух книг, а лишь захватывающее путешествие, отсутствие которого никак бы не ослабило сюжет. «Восход Эндимиона» картину немного исправил: появилась динамика, полезная для раскрытия идей цикла, и разнообразие действий и сюжета. И (О, счастье!) Энея начала отвечать на вопросы, возникшие в первых двух книгах. Многое, тем не менее, осталось без ответа. Меня интересовала история Гробниц времени и Последняя битва между людьми и Техноцентром, хотелось больше узнать о Древе боли, но не буду к этому придираться, так как это мое субъективное желание. Придерусь вот к чему: к форме ответов на наши вопросы. Когда за первой длинной проповедью Энеи пришла вторая и третья и все не менее длинные, то у меня возник вопрос: мы что же лекцию слушаем, а не читаем художественную литературу?! Ведь художественная литература имеет свойство художественно раскрывать сюжет и искусно описывать мир и его тонкости, а не преподносить это одним статичным текстом. Кто читал, тот поймет аналогию с книгой «Атлант расправил плечи», где главный герой Джон Галт на (страшно сказать) страниц 40 заводит обращение с изложением своих идей и идей книги. Энея, к счастью, не так беспощадна и изъясняется короче, но, тем не менее, меня не покидало ощущение, что я читаю учебник.
Примитивности, к сожалению, также не избежали и отношения главных героев. Симмонс, видимо, не мастер любовных линий и трогательных моментов, потому что у меня любовь Энеи и Рауля не вызвала никаких чувств. Всплакнула, когда громили родильные дома Бродяг, когда Отец Де Сойя стоял на площади при объявлении нового Папы, но не при встрече Энеи и Рауля. Это, конечно, мелочь по сравнению с масштабным повествованием. В конце концов не мелодраматичный роман пришли читать, а космосагу.
Про нелогичность и ляпы писали много. Не буду повторяться, лишь скажу, что меня особенно возмутил конец Энеи и ее объяснение, зачем она явилась в самое логово Ордена, да еще и с предварительной запиской.
Моя оценка «7», потому что несмотря на минусы, было динамично, интересно и автором проделана титаническая работа по прорисовке сюжета и мира, а также даны, наконец, ответы на некоторые вопросы. Меня не оставляло чувство, что сагу было бы здорово экранизировать: какие разные и красивые миры, необычные существа; картинка могла бы получиться просто потрясающей. Плюс ко всему плоские герои прекрасно бы подошли для киношного мира: подобрали бы колоритных актеров, которые одним взглядом делают сюжет, и было бы здорово! Но вспоминая о сложности мира, боюсь, экранизация зрителя только запутает, ведь невозможно рассказать за несколько часов всю историю в ее полноте и без потери смысла. Достоинства первых двух книг никто не отменял, поэтому Эндимион получает пару баллов за мир, созданный ими. По-честному, поставила бы выше оценку, если бы воспринимала Эндимион, как самостоятельную историю, но к счастью есть Гиперион и нам есть с чем сравнивать.
zverek_alyona, 14 июля 2019 г.
Один из главных героев второй дилогии цикла «Песни Гипериона» Рауль Эндимион ближе к финалу в сердцах заявляет: «Ненавижу мучеников. Ненавижу предопределения. Ненавижу истории любви с печальным концом». Как говорят англичане, my feelings exactly, или на сетевом сленге — ППКС! Ну, разве что градус моего негативного отношения не настолько высок, как у данного персонажа, но все три перечисленные темы никогда не относились к моим любимым, особенно если они являютcя единственной целью автора и не уравновешиваются другими, более интересными для меня, темами и захватывающим сюжетом. К счастью, в «Песнях» набор затронутых тем далеко не ограничивается мессиями, страданиями и трагической любовью.
Симмонс традиционно щедр на детали, поэтому проблем с пониманием происходящего (и происходившего в первых двух романах цикла) у читателя не возникает, пусть и на скорости рассказчика, всё того же Рауля, то есть не сразу и не с первой попытки. К сожалению, иногда автора заносит: например, на мой вкус, слишком много внимания уделяется строению храма на Тань-Шане — тут весь мой интерес, умело подогретый описаниями всех предшествующих событий, начал резко падать.
Не обошлось и без почти фирменной тяги Симмонса к кровавым деталям, но, хвала читательским богам, на этот раз без передоза (его «Темная игра смерти» до сих пор лежит у меня прочитанная только до середины).
Интересны иного рода переклички с другими произведениями автора: например, тот «выход», к которому принуждали Энею ее мучители в стенах (или тут будете вернее сказать «в застенках») Ватикана, и от которого она отказалась, использовали герои романа «Полый человек», написанного Симмонсом как раз между первой и второй дилогиями цикла.
Но самое интересное, на мой вкус, это размышления автора (вложенные в головы и речи его героев) об эволюции и о выборе. Не берусь судить о его гипотезе возможного пути развития искусственного интеллекта, но сценарий занятный.
Ну, и отдельное спасибо Дэну Симмонсу за его героев. :)
Angvat, 21 июня 2017 г.
Буду краток, ибо если подробно, то погонят отсюда за нецензурщену.
Зачем? Зачем это было написано? Написано как продолжение замечательного Гипериона, перечеркивая все хорошее, что в нем было, скатив все к очередной истории про Избранного, Злую Церковь и девочку-мессию (которая мессия лишь по паспорту), да и выдав героям в помощь самого грозного чудика оригинала ака Шрайка. Последний сюжетный ход – вообще верх «гениальности», это как в очередном МК сразу выдать вам в пользование перекаченного Шао Кана со всеми его нечестными приемами. Видимо, это сделано, чтобы у читателя вообще не было никаких беспокойств за героев или хоть какой-то заинтересованности в их судьбе.
Зачем? Некоторым историям попросту не нужны продолжения. Особенно такие.
facepaw, 24 октября 2016 г.
— Кто вы?
— Мы те, кто жаждали развязки Гипериона!
— Что вы получили?
— Глупого мужика и бабу-загадочно-закатывающую-глаза.
— А еще?
— А еще приличного священника.
— А развязка была?
— Да, но о глупом мужике.
intuicia, 17 апреля 2016 г.
«Эндимион»
Первые два тома «Песен Гипериона» я прочла еще в 2013 году и только сейчас добралась до продолжения. Возможно это и хорошо. Читать весь цикл залпом, на мой взгляд, сложно для восприятия. «Эндимион» это более динамичная часть, я бы даже сказала приключенческая. Есть, конечно, отступления к философии, но не в таких размерах. Если честно главные герои меня немного разочаровали, Рауль какой-то недалекий, а Энея на фоне него слишком сообразительна для своего возраста. Меня в этой части больше заинтересовали образы второстепенных героев А.Беттика и Капитана Де Сойи. Финал данной части остался открытым, так как есть продолжение. Если сравнивать с «Гиперионом» и «Падением Гипериона», то лучше и не сравнивать, это совершенно разные истории и по содержанию и по изложению. В последнем томе обещают «расставить все точки над Ё», почитаем. Для этой части оценка 7/10.
«Восход Эндимиона»
Финальная книга оказалась для меня самой тяжелой по восприятию. Столько всего раскрылось и переплелось, столько теорий друг за другом предстало перед читателем. Пойди, разбери кто прав, кто виноват. И вот шаг за шагом, мы движемся к финалу. Скажу сразу, что так и не смогла поверить в Энею как в Ту-Которая-Учит, не знаю почему, но не смогла. Возможно это все стереотипы, что не только с врожденным знанием, но и с опытом человек приобретает мудрость, а в такой юной барышне этого опыта я не нашла. Увы... Рауль так и остался таким, как был, вечно недопонимающим...
Автор конечно постарался, раскрыл все секреты и расставил все приоритеты, с этим все хорошо. Но, увы, горьковато-сладкий финал, меня лично расстроил.
Еще возникает дежавю, что первая часть «Песни Гипериона», намного удачнее «Песен Эндимиона»... так у меня уже было с циклом «Хроники Амбера» Р. Желязны, где «Пятикнижие Корвина» явно сильнее «Пятикнижия Мерлина». НО так как автор задумал, столько частей сколько написано, то ознакомится и составить свое мнение надо со всеми частями,чтобы понять полную картину происходящего.
В итоге «Восходу Эндимиона» так же 7/10 .
Итог цикла 7/10.
Банни, 4 февраля 2016 г.
Итак, мое мнение таково: очень жаль, что Симмонс вздумал писать продолжение... Если отрешиться от первых двух книг, то дилогия неплоха. Но как продолжение — ужасна. Скажу , что не понравилось. Главный герой — туповат, героиня — чересчур пафосно-загадочна, эта любовная линия вообще раздражала неимоверно. Может быть, от лица другого героя было бы лучше, но этот дурачок Эндимион бесил своими рассуждениями и глупыми вопросами. Кассад, Рахиль, Хет Мастин — вообще ни к чему были, по-моему. Но все бы ничего, если бы не этот ужасный хэппиэнд. Закончили бы смертью Энеи , было бы хорошо. Но это.. Просто фу. Вообще, при чтении «Восхода Эндимиона» мне порой казалось, что я читаю вторые «Сумерки» или еще что-то из этой серии. Ужасно слащаво. И этот хэппиэнд тоже ужасно слащавый. Да вообще «офигенная» задумка — отправиться в будущее, расплодиться и кинуть ребенка с папашкой.
Далее. Да, после прочтения первых двух книг оставалось много вопросов, была какая-то загадка, и я думала, конечно, что все раскроется в последних книгах. И да, раскрылось, но... Такое чувство, что автор теперь пишет для умственно отсталых. Если в первой дилогии автор хотел , чтобы читатель задумался, то в этой материал преподносится разжеванно, даже думать не надо, просто стой с раскрытым ртом, как главный герой, и хавай. Разочаровало это очень сильно, интриги абсолютно никакой.
Не могу сказать, что неинтересно, но по сравнению с первыми двумя книгами очень пресно. Если воспринимать как отдельное произведение, то неплохо.
sergej210477, 7 октября 2015 г.
Великолепная дилогия! Я думал, что после «Песней Гипериона» эти две книги будут полны повторов, сюжет скучен, но я ошибся.
Первая книга построена по-другому, стиль и сюжет отличается от «Гиперионов». Она проще, сюжет линеен. Но как великолепно описаны приключения героев, как красочно описаны миры и планеты , через которые лежит путь героев! Динамичные сражения, космические битвы, преследователи, идущие по пятам главных героев. Лёгкое и интересное чтение.
«Восход Эндимиона» совсем другая книга. Она по составу и стилю написания похожа на «Падение Гипериона». Множество героев, действие постоянно переносится с одной планеты на другую, много политики, заговоров, религиозной философии и других вещей. Прекрасно развита линия трагической любви главных героев.
Сюжет этих двух книг, а также история , начатая в «Гиперионе» обретает своё логическое завершение. Загадки раскрыты, злодеи побеждены, вселенная переходит на новый виток своего развития.
Трогательное и грустное завершение истории для главных героев-Энеи и Эндимиона, придаёт ещё большую красоту роману.
Великолепная и запоминающаяся история.
Leso, 12 сентября 2015 г.
Оставив боль и радость от того
Что я прочел прочувствовал итог
Любовь гораздо праведней чем месть
Я в прошлом снова выберу прочесть
Знаете чего друзья(сейчас конечно заезжено обращение друзья, так же как когда-то господа, или товарищи), мы действительно с вами подружились через эту книгу. Она стала для нас Связующей Бездной. Я же верю в это всё вроде-бы выдуманное, но кто поручится, что это не случится в будущем? Кто может сказать объективно и отрешенно, читая Песни ( и Гипериона и Эндимиона), приемы такие, сюжет такой, текст заслуживает/незаслуживает внимания? ТОлько какой-нибудь равнодушный ИскИн в теле Петра Ивановича или Зинаиды Павловны(имена вымышленные). И какая простая Мысль «Всё есть любовь». И почему нам нужно ее повторять. Почему человечество этакий Эндимион — тупейший я скажу вам мужик(
Когда читаешь хорошую книгу, в конце испытываешь светлую грусть. Похоже эта светлая грусть теперь будет со мной всегда. Если она вам не нужна — не читайте эту книгу, потому что обратно дороги не будет;)
П.С. Но Рауль все же беспредельно туп:)
osipdark, 27 мая 2015 г.
Перед началом чтения дилогии, советую несколько освежить память о событиях, происходящих в двух первых частях «Песен». Не то, чтобы за прочтения двух последних книг автор такой возможности не предоставит уже в новом тексте... Сноски есть, даже слишком многочисленные и слишком часто повторяющиеся, но лучше будет для вам, если пробелы восполнятся именно до чтения.
Итак, касаемо самих «Песен Эндимиона»... Все же помнят ощущения от прочтения эпических романов «Гиперион» и «Падения Гипериона»? Так вот, здесь этого НЕ будет. Более того, курс, казалось бы, заданный в этих первых друг книгах тетралогии, не продолжится. Симмонс, кажется, решил пойти по новой дороге, как бы отстраняясь от уже написанного. Ох, а какого написанного! Думаю, все, читая последние абзацы «Падения», помнят те зерна продолжения, даваемые нам автором... Падения Гегемонии и Сети... Битва воина-полковника Кассада, узнавшего свое истинное предназначение, в будущем, с Шрайком/ами... Союз Бродяг и тамплиеров... Новая возможность для Церкви... Множественные будущие, которые намекают, что у Шрайка может быть различные происхождения... Два Бога, Машин и Человечества, их Война...
Нет-нет, не подумайте, что ничего из этого в двух роман о Рауле Эндимионе и Энее не будет. Нет, будет. Но акценты, которые были расставлены в двух произведениях о паломниках и их скитаниях, меняются. Меняются так, что не только у меня возникли мысли о том, что Дэн пошел по иной дороге, и не факт, что более лучшей.
Отзыв получается каким-то неразборчивым, смешанным, как уже видно, по-этому, думаю, пора бы разбить все по пунктам. И да, опять же, для тех, кто еще не читал — спойлеры ставить не буду, так что, аккуратней:
1. В «Эндимионе» и «Восходе Эндимиона» мы видим, действительно, совершенно отличающееся и стилистически, и по духу, да и сюжетно-акцентированно повествование от двух романов про Гиперион. Абсолютно. Плохо это или нет — вопрос другой, но, во всяком случае, повторюсь, это не совсем то, чего ожидали фанаты «Гиперионов».
2. Текст двух романов-продолжений переполнен не только философией и религиозно-тематическими вставками. Тут все ясно — так уж захотел Симмонс, претензий нет. Но вот частые повторы, СЛИШКОМ частые, событий гиперионских лет, да еще и раскинувшимися на полтекста двух романов описаний многочисленных миров да планет — нагнетают. Нет, описания-то неплохие, опять же, вихрь идей, но хотелось чего-то, что снова бы напустило дух легендарности «Гипериона» и его падения.
3. Как я уже заметил, автор довольно явственно сделал акценты в гиперионовских романах, а именно и в основном на противостоянии двух Богов — человеческого и машинного. Двух ВР, один из которых — сплетение человеческой любви и сострадания, другой — чистой и абсолютной логики. И последний просто не может существовать в одном будущем с нашим, людским. Из-за этого он постоянно и пытается, то Шрайка посылая, то крестоморфов, изменить прошлое, выбрать для себя идеальное будущее, где будет он и он один. Это говорилось в «Гиперионах». Эта великая битва доносилась до нас в концовке «Падения». И вот, когда мы доходим до «Эндимионов»... Все меняется. Энея, девочка, которая, казалось бы, должна как раз-таки поставить точку в этой войне, помочь восторжествовать тому будущему, где не будет жестокого машинного-ВР, или хотя бы он будет мирно сосуществовать с нашим, человеческим, представляет собой что-то совершенно иное — всякое отрицания какого-либо из этих богов; теперь она — Мессия Бездны. «Бездна не предназначена никому. В том числе и Богу», сказала она. Даже человеческому Богу любви, дочерью которого является и она сама. Зачем? Почему? Какое же тогда победило будущее? Какого же Энея отреклась от Бога? Нет, конечно, можно предположить, что Тройственный Бог людей все равно появится, что, скорее всего и будет, что Энея сделала эта специально... Может, это сделал и целенаправленно наш ВР. Так, или иначе, продолжения войны двух сверхсущностей будущего(их) не ждите.
4. В начале «Эндимиона», когда поэт Мартин объясняет Раулю его миссию, сам монолог напоминает пародию на супергеройский фильм. Так же комична ситуация с причастием от Энеи, хотя в самом тексте Эндимион и говорит, что это «смахивало на пародию христианского причастия».
5. Ответы, которые некоторые ждали на гиперионовские вопросы, в определенном смысле получены будут, но уж точно не в полной мере. Объяснение же сущности Шрайка, уже и так понятное, не очень вяжется с его новым поведением в двух последних книгах. Лучше, как мне кажется, ответа, данного Симмонсом («Шрайка использовали как коня/пешку разные игроки), примерно такой (т.к. в «Падении», казалось бы, хоть частично восторжествовало будущее с человеческим ВР, происхождение Шрайка могло измениться, как и его цели и характер). Но с автором спорить глупо, тем более с таким, как Дэн Симмонс.
6. И все же... Связаны ли как-то человеческий Тройственный Бог с причастием Энеи? Есть ли связь нашего Бога и Связующей Бездны? Каково взаимодействие в будущем человечества и его Бога? Все это не ясно и автор это просто забывает или не хочет рассказывать.
Вот так, более ими менее, выглядит мой взгляд на эндимионовские произведения Дэна. Не могу сказать, что они целиком неудачны — нет, нет и еще раз нет. Это то продолжение, которое выбрал автор, и оно стоит вполне на уровне... Но не на одном с гиперионовскии эпиком. Другие цели, другие акценты... Слишком много отличий с двумя первыми романами цикла. Тем не менее, хочу внести ясность — ничего антирелигиозного во всей тетралогии нет. Тем более в первой дилогии. Даже наоборот... Но тем, кто хочет приравнять первую дилогию к пропаганде христианства, тоже надо сказать «нет». Можно, конечно, предположить, что нечто «анти» есть в двух «Эндимионах», но это не играет никакой роли. Цикл, целиком и полностью, нейтрален и достоин прочтения для любых истинных ценителей НФ, не смотря на минусы второй дилогии.
Как-то так.
ensign, 4 февраля 2015 г.
Космическая опера вещь простая, еще Док Смит умел писать такое, но когда в нее вставлены все возможные элементы научной фантастики становится тяжело сводить концы с концами. Всё есть.
Космические сражения — есть.
Безумная экология — есть.
Рассеяние людей со всем что с этим может быть связано — есть.
Злобный, паразитический Искусственный Интеллект — есть.
Андроиды и конструкты ИИ — есть.
Чужие — есть.
Продажные церковники, которые могут объяснить что угодно божественным промыслом — есть.
Путешествия во времени с эвереттовским многомирием — есть.
Личное и духовное бессмертие — есть, как и столкновение одного с другим.
Всемогущество человека — есть! Некая философия с этим связанная тоже конечно есть и ее много.
Вселенская общность всего — есть.
Любовь безумная и всё побеждающая — есть, куда же без неё!
Даже сферу Дайсона затолкал до кучи.
И кота Шрёдингера. Что бы вообще мало никому не было.
Но, красиво.
perom, 26 января 2015 г.
Эндемиону поставил 7 баллов только с оглядкой на высокую оценку первых двух частей. Боевик вроде не вышел и до эпичности Песен тоже сильно не дотянул. Мне, если честно, показалось, что Гиперион и Эндемион писали два разных автора.
oleg_orl, 31 августа 2013 г.
Почему обезьяны, стоящие к нам ближе всего на эволюционной лестнице, не кажутся нам красивыми? В то же время большинство людей получают удовольствие от внешнего вида оленя, грации льва, изысканности лебедя. Я слышал, что иудеи хуже всего относятся не к буддистам, индуистам и даже не к мусульманам, а к христианам. С христианами у них общий Ветхий завет, один из сюжетов которого вместе со своим героем активно исследует Дэн Симмонс. В Эндимионе и Восходе Эндимиона его симпатии явно не на стороне христиан…
Гиперион, на мой взгляд, шедевр! Единственное, чего не хватает, так это объяснения. Падение Гипериона послабее. Нет совершенства историй-новелл, однако местами очень мощно и впечатляюще.
Эндимион и Восход Эндимиона — другое. Да они дают необходимые объяснения, заодно подправляя кое-что в судьбах полюбившихся, но вроде бы уже погибших героев (явно не по-Мартиновски). Но плотность интересных событий, неожиданных поворотов явна не та, степень проработки порой не выдерживает критики.
«…существование чичатуков зависело от призраков, а призраки питались исключительно чичатуками. Впрочем, больше питаться все равно было нечем: иные формы жизни исчезли… Чичатуки охотятся на маленьких детенышей. Те детеныши, что постарше, охотятся на чичатуков. Но детенышу очень далеко до взрослого призрака… местность буквально кишит призраками, детенышами и взрослыми, которые сожрали всех чичатуков, живших в тех краях, и понаделали себе ожерелий из их черепов.»
Вот такая биосфера из двух видов. Без растительности, использующей энергию звезды и дающую биомассу. Спрашивается, кем питались огромные взрослые призраки, и сколько пищи им было необходимо для столь активной жизни на такой планете, и особенно в тех местах, где чичатуков совсем не осталось?
Даже ненаучной фантастикой такое не назовешь. Дешевый комикс. Причем для самых маленьких.
Но главный недостаток заключительной дилогии в другом. В непрерывно навязываемой теологии, которая, используя идею Бог-Любовь, делает руками автора все, чтобы ее, не дай бог, не посчитали христианской. В концентрированном виде это выражено словами Мартина Селена: «Настоящее бессмертие, а не это христианское дерьмо». Паразит-крестоформ в Эндимионе становится неприкрытой аллюзией на христианский крест. Автор усиливает эффект циничностью представителей церкви, цитатами из католической службы и тем геноцидом, который христиане
Что ж, наверное, действительно, трудно еврею, воспитанному на христианских цивилизационных ценностях, но относящему себя к избранному народу… Иудаизм, кажется, единственная мировая религия, имеющая ярко выраженную национальную окраску. Она как пограничная полоса, деляющая людей на евреев и остальных, для кого-то привлекательная, а для кого-то нет, является глубинной причиной существующей в нашем мире неприязни.
Фактически, в Эндимионе и Восходе Эндимиона Симмонс изо всех сил старается доказать, что предсказанный в Завете мессия не Христос, которого не признали иудеи, но впоследствии приняла большая часть мира (в романах Симмонса – в виде крестоформа), а замечательная девочка Энея, больше соответствующая такой роли в силу своих взглядов и крови. Мне показались старания автора неубедительными, местами некорректными и не очень чистыми, но весьма навязчивыми. Это несколько подпортило впечатление от великолепного Гипериона. Как заметил Лис из Маленького принца: «Нет в мире совершенства».
Впрочем, если Вы читали первые два романа, то стоит прочитать и эти два. Есть интересные эпизоды и идеи.