Росс Лэйдлоу «Аттила, Бич Божий»
Европа. Начало V в. н.э. Два старых друга, а теперь — злейшие враги, сходятся лицом к лицу на поле боя. Аттила, предводитель гуннов, уже испытал разлагающее влияние власти, тогда как Аэция, последнего из великих римских полководцев, власть облагородила. Ставки в предстоящей битве как никогда высоки: от ее исхода зависит судьба как Рима, так и империи гуннов...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Iskatell, 17 сентября 2015 г.
Согласен, очень мозаичное произведение. Как будто из многотомного романа выбраны отдельные куски чтобы скомпоновать небольшую книгу. Читать интересно для исторического самообразования а вот до хорошего раскрытия персонажей или до захватывающего сюжета произведение так и не дошло. Фрагментарность повествования и рывки из одной части римского мира в другой немного напрягали. Да и временные лакуны от нескольких лет до десятилетий, Некоторые интересные персонажи появляются на несколько страниц и исчезают. Только заинтересуешься сюжетом или персонажем как он мгновенно исчезает. Много историй вообще не доведены до конца. В общем сборник историко-художественных зарисовок. Есть интересные моменты читать можно и для интересующихся этой эпохой даже нужно.
mischmisch, 13 июня 2014 г.
Самый существенный недостаток романа Росса Лэйдлоу это его название, «Аттила, Бич Божий», потому что оно сразу настраивает на определенные ожидания чего-то биографического и, несмотря на размах деяний Аттилы, более локального, чем то, что получает читатель. Местами даже кажется, что называйся книга «Аэций, последний из патрициев», сути это особо не поменяло бы. А всё потому, что персонажи здесь только лишь фигуры на великой шахматной доске истории. В главной же роли здесь выступает сама эпоха: Римская империя на пороге развала, все ссорятся со всеми, объединяясь против врагов в невероятные союзы; христианство сражается с язычеством (и даже немного с зороастризмом), а течения внутри церкви выступают против друг друга; варвары сегодня против Рима, а завтра его вернейшие союзники. Яркий калейдоскоп лиц (Аттила, Аэций, Аспар, Валетиниан с Галлой Плацидией, Феодосий с Августой Пульхерией, Бонифаций, Блаженный Августин, Гундерих — список можно продолжать и продолжать) мелькает и кружит, что, впрочем, можно отнести как к достоинствам, так и к недостаткам романа. Ибо для цельного произведения он чересчур мозаичен, но в результате картинка всё же складывается. А раз картинка сложилась, время на чтение потрачено не зря.