Джон Хардинг «Флоренс и Джайлс»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Готика (Современная стилизация ) | Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Готический роман «Флоренс и Джайлс» — удивительный метафорический роман одного из самых разносторонних британских авторов современности, захватывающая история в лучших традициях английской готики и уникальный литературный опыт, выполненный с точностью музыкального произведения. Автор держит главного героя в постоянном напряжении и заставляет вздрагивать от ужаса и неизвестности до тех пор, пока самый скептически настроенный читатель не проникнется этим чувством.
…осторожные взрослые оказались поразительно беспечны, когда нам, детям, действительно грозила беда. И неудивительно, ведь они, в отличие от нас, хотя и тешат себя сказками о призраках и упырях, обитающих в доме, давным-давно перестали прислушиваться к необъяснимым шагам в темноте…
Номинации на премии:
номинант |
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2010 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shining, 27 сентября 2021 г.
С первых страниц книга напоминала неплохой роман взросления. Потом стала похожа на «Океан в конце дороги» Геймана (хотя «Океан...» был написан позже). А потом всё изменилось ещё сильнее.
Признаюсь — дочитав до середины, я был несколько разочарован, так как казалось, что передо мной типичная история в духе викторианской готики (ну, знаете, про гувернантку, древний особняк и странных детишек). Потом эта история вдруг оказалась густо приправлена магией... по крайней мере, я так думал. А потом...
В общем, как вы понимаете, эта книга многократно удивляет. И хотя финальный твист можно угадать сильно заранее (благо, автор оставил по тексту немало подсказок), концовка всё равно удивляет и поражает.
Качественный
stray_stoat, 15 июля 2019 г.
Замечательная готическая история под неподходящей обложкой.
С первых же страниц узнаётся заигрывание с классическим «Поворотом винта». При этом перекличка остаётся просто перекличкой, не требуя для прочтения никакого знакомства с книгой Генри Джеймса.
К тому же предоставленная самой себе умница-Флоренс напоминает мне во многом не пустую и «по-современному» вторичную Флавию де Люс, но Мари Клариссу из «Мы всегда жили в замке», как особенностями личности, так и жизненными обстоятельствами. Даже возраст тот же, что у героини Ширли Джексон во время происшествия за ужином, 12 лет.
Мне нравится, что здесь туманность происходящего — всего лишь быстро проходящая видимость, а все мотивы, события и действия на самом деле ясны до прозрачности. В финале не остаётся ни одной загадки, ни одного вопроса без ответа, хоть и ответы подаются как бы не напрямик. Это и просто приятно мне как читателю, и отличает книгу от именитого двоякого предшественника, не позволяя опуститься до передёргиваний и плагиата, неизбывно ведущих к скуке и разочарованиям.
KatrinBelous, 9 июня 2017 г.
Время действия: 1891 г.
Место действия: Новый Свет
Сюжет: Мрачный Блант-Хаус. Двое детей-сирот, живущих в нем. Дядюшка, которого они никогда не видели. Гувернантка, таинственно погибшая на озере. Новая гувернантка, приехавшая её сменить, со злым взглядом и неясными намерениями. Лица в зеркалах. Закрытый глубокий колодец. Оставленные книги на пыльных полках. И вопрос: чем закончится противостояние двух женщин — маленькой и взрослой? Что на кону? Судьба и жизнь маленького мальчика.
Впечатления: Старый уединенный особняк, библиотека, девочка, любящая книги, её братец, спрашивающий гостей, предпочли бы они быть сьеденными или выпотрошенными, появление в доме злокозненной гувернантки... Разве можно было пройти мимо такой книжки?) Идеальное сочетание для увлекательного чтения в пасмурном феврале-марте. С самого начала Флоренс привлекла моё внимание своей неуемной фантазией, любовью к Шекспиру и Эдгару Аллану По, а ещё выдумыванию всяких разных словечек. Я даже немного завидовала ей. Обширная библиотека и собственная башня с прекрасным видом на все стороны света, с таким приданным каждая девочка почувствует себя принцессой. Но чем дальше я читала, тем больше сомневалась, а принцесса ли она Рапунцель или может быть скорее её матушка-ведьма?) Да и её собственническое отношение к брату все чаще мне начало напоминать более взрослых героев «Багрового Пика», а к чему привела и чем закончилась их история все и так знают. Очень часто маниакальная любовь застит глаза и толкает на страшные поступки.
Итого: Довольно увлекательный, такой мрачненький и готичненький роман. Первую часть я читала очень долго, как по мне было слишком много слов написано автором о Флоренс и её любви к библиотеке, куда её не пускали. Причём эта тема смаковалась четверть книги. Я бы её подсократила) Зато с появлением гувернантки в доме, оторваться от книги было невозможно. Люблю я копаться в дебрях чужой истории, следовать по коридорам старинного особняка и строить свои версии происходящего. А тут вариаций событий было более чем достаточно) И даже не смотря на затянутое начало, слишком скорый конец без справедливого возмездия и не самую симпатичную главную героиню, книга понравилась. Обязательно ознакомлюсь и с первоисточником Генри Джеймса.
Линдабрида, 14 июня 2016 г.
Очень многое «царапало» при чтении. Сразу скажу, что неопределенность финала мне не мешала. Во-первых, отзывы на книгу меня предупредили в достаточной мере, а во-вторых — почему бы и нет? Да и в конце концов, от создания вроде Флоренс трудно ждать откровенного признания после всех ее козней. Точно так же не очень мешала очевидная неправдоподобность некоторых эпизодов: например, когда 12-летняя девочка в гордом одиночестве покупает билет до Нью-Йорка, садится в поезд и никто даже не поинтересовался, где ее родители/няня/гувернантка. Мне кажется, все подобные моменты — издержки техники «ненадежного рассказчика»; Флоренс просто врет напропалую.
И все равно многое не понравилось.
Прежде всего и с первых же страниц — повествование от первого лица. Очень немногие взрослые способны написать текст, который будет восприниматься, как голос ребенка. А Хардинг, надо сказать, даже и не пытается. Ни на мгновение я не могла поверить, что рассказчица — маленькая девочка. Ее манера выражаться, думать, поступать принадлежит взрослому человеку. По контрасту, оба мальчишки в романе ведут себя абсолютно естественно и достоверно. Конечно же, этому феномену можно придумать объяснение: от нелегкой биографии до особенностей психики Флоренс. Но мне показалось, что все гораздо проще: у автора, похоже, нет ни сестры, ни дочери, ни даже племянницы.
Словечки Флоренс. Мне они показались (по крайней мере, в переводе) и неуклюжими, и ненужными. А поскольку они выделены курсивом, то так и лезут в глаза, выпирая из текста.
Структура произведения. Завязка очень медленная, особенно для такого короткого романа. Страницы одна за другой оставались позади, а я недоумевала: раз у нас есть такой замечательный готический особняк, когда в нем уже произойдет что-нибудь готическое? События начались, разумеется, но ближе к середине книги.
Не люблю фанфиков, позиционированных как оригинальное произведение. Очень уж многое здесь позаимствовано из повести Генри Джеймса «Поворот винта». Повесть в англоязычном мире популярна, успела обрасти сиквелами и приквелами, экранизациями и даже оперой по мотивам. В романе «Флоренс и Джайлс» зависимость от «Поворота винта» не спрятана, но и не признана откровенно. Даже имена и названия выдают претекст: Майлс/Джайлс, Флора/Флоренс, Блай-хаус/Блайт-хаус и т.д. Оттуда же — особняк с озером, загадочно отсутствующий дядюшка, погибшая гувернантка и жутенькие брат с сестричкой. В общем, благодарности за удачные сюжетные ходы, расстановку действующих лиц, сцену действия и даже за неопределенный финал (в стиле: а был ли призрак?) уходят Генри Джеймсу. Тем более неприятное впечатление производит то, что Хардинг поблагодарить предшественника не удосужился ни в своей книге, ни на своем сайте.
Ко второй половине романа, когда готическая история все же началась, я несколько примирилась с ней. Словечки пролистывала, фанфик простила. Тео было по-настоящему жалко. Но осадок остался.
kagury, 20 марта 2017 г.
История, которая начинается в стиле Флавии де Люс, и постепенно превращается в триллер.
Англия, старое поместье, библиотека, гувернантки, лужайки, «да мэм», «нет, мэм». Хорошо написанный текст, который легко и приятно читается до какого-то момента. Момента, в который ты вдруг понимаешь, что твои симпатии были на стороне тьмы.
Несколько разочаровывает то, что в финале никто не расставляет точки над i. Из-за этого некоторые изгибы сюжета повисают в воздухе.
Рекомендовать эту книгу я бы не стала, тем не менее удовольствие от чтения (особенно поначалу) получить можно.
Weevil, 6 апреля 2017 г.
<b>“никто никогда и не утверждал, что тайная жизнь должна быть легкой.” (с)</b>
Старый особняк, о котором давно никто не заботится должным образом. Комнаты мрачноваты, библиотека покрылась тоннами пыли, а вход на башню и вовсе заколочен. И среди всего этого великолепия живут двое детей. Из родни у них остался только дядя, который платит за их сожержание, но которого они ни разу не видели, да и слуги, живущие в доме видели его лишь однажды при приеме на работу...
Весьма интригующее начало. Набор всего того, что в последствие может обещать нам захватывающую историю. И так оно и есть.
Главной героиней является старшая из детей — Флоренс, девочка, которой не светит образование ни при каких обстоятельствах, но которая настолько покорена найденной ей библиотекой, что сама постигает науку чтения и сутками пропадает в вымышленных мирах. И жизнь кажется прекрасной и увлекательной до тех пор пока ее брату не приходит время начинать обучение и в их жизни не появляется гувернантка...
История, которая захватывает с первых страниц и заставляет с непрекращающимся интересом следить за происходящим. Мрачные тайны прошлого. Таинственные леди, которые живут в зеркалах, ходят по воде и ничего не едят. Тайные замыслы и планы по их предотвращению.
Очень сильно переживала за главную героиню и тем сильнее было мое ошеломление от концовки. Образ, который сложился в голове, вдруг разлетается в дребезги будто одно из зеркал и ты сидишь в легком недоумении...
Детская душа удивительный мир. Она ранима и слишком хрупка. Так легко заронить в нее сомнения и так сложно избавить от заблуждений. Любая мелочь может обрести тайный смысл и подпитываться суевериями. А детская решимость спасти любимого человека может обрести поистине гиганские маштабы и готовность пойти на любые безумства....
не знаю, является ли это тотличительной чертой готических романов, но в этой книги нам не дадут явных ответов на возникшие у нас вопросы. Нам остается только гадать призрак это или человек, была ли гибель трагической случайностью или имела тайный смысл, да и после концовки судьба первой гувернантки лично для меня тоже стала под вопросом...
Если вы любите книги про мрачные особняки, тайны, призраков и прочее, то это произведение определенно подарит вам несколько весьма увлекательных часов.
Annik255, 20 апреля 2013 г.
Великолепнейший роман-перевертыш, в котором абсолютно все не так, как кажется, а как оно на самом деле... кто-то поймет примерно на середине, кто-то ближе к концу, но абсолютно все удивятся.
На первый (да и даже на второй) взгляд все очень просто. Этакая в меру готичненькая пастораль.
Американская глушь конца 19 века, старинное и местами полуразрушенное поместье, горстка довольно наивных слуг и постоянно отсутствующий дядя-опекун. Именно в такой обстановке живет милая и очень начитанная девочка Флоренс со своим младшим братом Джайлзом. Дядю-опекуна дети никогда и в глаза не видели, хотя тяготы его воспитания на себе испытать успели. Флоренс так уж точно. Ибо была у дяди неудачная романтическая история, после которой решил он, что женское образование – корень всех бед, который необходимо безжалостно выкорчевывать. И начать решил, как водится, с собственного палисадника. То есть с племянницы. Но дядя далеко, библиотека близко, а соблазн так велик… поэтому к восьми годам Флоренс в обход всех запретов и при помощи всяческих ухищрений самостоятельно научилась читать. С тех пор и читает как запойный алкоголик, скрывая ото всех запретное увлечение.
Каждый день – приятная рутина: игры с братом и новым другом Тео из соседнего поместья, чтение книг навроде Эдгара По и Вильяма нашего Шекспира и упражнение между делом в сочинительстве новых забавных слов вроде «нашекспирить» и «рапунцельствовать».
И шло бы все замечательно, если бы не вздумалось дяде, что детям нужна гувернантка. И как назло с гувенантками семейству тотально не везло. Сперва в доме появилась мисс Уитекер, которая симпатии ни у кого не вызвала, да и вообще «обезбиблиотечила» Флоренс, но вскоре нашла свою «трагибель» на озере, а следом за ней очень подозрительная мисс Тейлор. Почему подозрительная? Напевает странные колыбельные в комнате Джайлза по ночам, ходит по воде, шпионит из зеркал, да и вообще натуральное «адоисчадие». И Флоренс понимает, что бороться толи с ведьмой, толи с призраком за брата кроме нее абсолютно некому, ведь взрослые как всегда ничего не замечают. И милая, разумная и начитанная Флоренс берет дело в свои детские ручки, ведь нет ничего важнее брата...
Это фасад здания.
Но по ходу повествования невольно задаешься вопросами:
Дядя-опекун (дядя ли?)
Несчастный случай на озере с первой гувернанткой (настолько ли случаен, как кажется?)
Вторая гувернантка (кто она? откуда? действительно ли злобная ведьма?)
И вообще, что в этой истории реально, а что нет?
На самом деле по тексту разбросано достаточно подсказок для внимательного читателя, но финал все равно преподносит несколько сюрпризов… Да и Хардинг ничего не разжевывает, а предоставляет читателю самостоятельно делать выводы.
Замечательная, невероятно увлекательная история, которая не отпускает до последней страницы.
elninjo_3, 5 ноября 2014 г.
Эх, хотел бы я написать тоже что-нибудь восторженное, да как-то не получается. Вот если бы эта книга была написана году этак в 1923, как «Наваждение» Дэвида Линдсей, тогда это было бы свежо, здорово и волнующе. Но к 2010 году мы столько перечитали романов с таким сюжетом, столько пересмотрели таких фильмов, что уже даже не можешь вспомнить их названий. Скажи любому любителю мистических триллеров, не помнит ли он фильм с таким сюжетом: « Все дело происходит где-то в Англии в 19-м веке, живет себе в огромном, страшном, мрачном доме девочка. Умная, любимое занятие — книжки читать. И вот появляется у них гувернантка, ну очень страшная. В зеркалах мелькает, девочку преследует. Но девочке никто не верит, все ее доказательства исчезают, все кто пытается ей помочь — заболевают. А потом оказывается, что все тут не так однозначно.» И каждый вам назовет тучу таких фильмов, начиная с «Других».
Вообщем-то какой-то интерес у меня теплился ровно до того места, как я прочел про полицейского. Хардинг простодушно взял и вывалил на читателя всю разгадку. А дальше началась тоскливая беготня героев друг за другом, добывание доказательств, изымание доказательств и предсказуемая концовка, каких мы видели миллионы в вышеупомянутых фильмах.
Да, автор оставил открытыми многие вопросы, но нет никакого желания над ними думать, т.к. это ничего не изменит.
Вообщем, если бы я посмотрел сейчас такой фильм, я бы сделал это с интересом и сказал бы, что это вполне себе приличный триллер. Но от книг мы ждем чего-то большего, чем обычный набор голливудских штампов и предсказуемых сюжетных линий. А этого большего в этой книге совсем нет
animys, 1 мая 2013 г.
«Флоренс и Джайлс» — своеобразная смесь «Тринадцатой сказки» Дианы Сеттерфилд и книг Алана Брэдли о Флавии де Люс (детективности поменьше).
Начало кажется вполне интригующим — маленькая девочка, серьезно занятая самообразованием (ведь обычное запрещено дядей); имеющая зависимость от книг, что всегда меня привлекало в героях.
Сюжет строится на ее одинокой жизни в поместье. Язык хорош. Следует сделать акцент на «особый язык», на котором думает Флоренс. Идея вроде бы неплохая, но большинство слов представляют собой, по большому счету, сплав из двух других или превращенное в глагол существительное. Стоит отметить, что несколько по-настоящему занятных неологизмов выцепить можно, но остальные работают скорее на идею — лишь бы было. Наши добрые издатели решили выделить все «особенные» словечки курсивом — начинает раздражать в самом начале, словно тебе тычут в нос и кричат: «Вай, погляди, какое слово-то!». В общем срезался автор на воплощении.
Сюжет развивается в хорошем темпе, не дающем заскучать, да и вообще книга действительно читается на одном дыхании: привлекательная главная героиня, загадки детства, неожиданная смерть и т.д.
К сожалению, для меня все сошло если не «на нет», но уж точно оценка к развязке снизилась из-за
Несмотря на то, что загадки не составляют особой сложности, и примерно с середины книги понимаешь, что к чему, очень радует, что автор не трудится над подробным объяснением читателю. Все, о чем мы могли догадаться, осталось без объяснения — большой плюс, как по мне.
Конец заставляет посидеть пару минут с открытым ртом и почесать голову, а потом печально вздохнуть и поставить книгу на полку. Перечитывать ее, пожалуй, мне уже не захочется, потому что главная мысль
И дело тут вовсе не в грустном конце и смертях, а в том, что Флоренс к концу совершенно теряет свою привлекательность, и завершение книги получается скорее отталкивающим