Сара Уинман «Когда бог был кроликом»
Тонкая, трогательная и лиричная история взросления девочки Элли. Книга о том времени, когда мечты были маленькими и исполнимыми, а бог был кроликом. Это история о рано повзрослевшей девочке, взвалившей на свои детские плечи груз взрослых проблем. Её единственными близкими друзьями были кролик по кличке Бог и странная девочка Дженни Пенни. Это история о детстве и взрослении, о любви и дружбе, о мужестве перед лицом болезни и трудностей, о стойкости, о понимании, о семье, о поисках своего места в мире.
Награды и премии:
лауреат |
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2011 // Дебютант года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 15 августа 2024 г.
Три четверти
Неплохая книга. У которой были все шансы стать хорошей. И много о детстве и дружбе, и всякие прочие ностальгические гиперссылки.
Но! К сожалению, присутствие гомосексуально-лесбийской темы сделало своё чёрное дело. Терпеть ненавижу все эти закидоны о педерастах. Огазло! И потому книга, которая могла бы занять свое место где-то не слишком далеко от «Жизни мальчишки» и прочих близких к ней «Под знаком чёрного лебедя», в моём пристрастном восприятии свалилась вниз. Не рухнула, но изрядно просела. На три четверти.
Но если кого-то эта тема не раздражает, то написано вовсе не плохо. Можно пробовать на вкус.
Stalk-74, 9 марта 2024 г.
Книга попала в поле зрения благодаря недавно появившемуся списку нежелательной литературы для чтения гражданам России. По категории пропаганды ЛГБТ и прочих нехороших привычек. И, конечно, тут же заработало национальное любопытство. А чегой-то мне там запрещают читать, значит, хорошие сапоги, надо брать. Кто такая Сара Уинман, соверщенно не знаю, но название произведения, вижу, кликбейтное. Английские кролики, особенно белые, могут завести ещё в ту страну чудес, особенно, если они боги по какой-то части.
Но, по правде говоря, никаких поползновений к бестселлерству не обнаружено. Тетка прикинулась взрослеющей девочкой. чего совсем не чувствуется по тексту. И старательно вставленная различная повесточка — и любовь небесных кровей, и башни-близнецы с таранящими их самолетами, и угасание от рака, и семейный абьюз. Не то, чтобы громоздко и нечитаемо, но глубоко вторично. Как будто выпускницу литературного факультета обязали разродиться к окончанию дипломной повестью.
Не знаю, кого эта книга может склонить на сторону розового зла, меня в вое время «Мурзилка» впечатлял куда более.
Гризельда, 24 ноября 2015 г.
На первый взгляд это милая книжка про жизнь и взросление главной героини, однако есть в ней какая-то гнильца. Только успеваешь почувствовать эту атмосферу детства, как в тексте тут же всплывает какая-нибудь мелочь, которая портит впечатление. Презервативы, разбросанные по полу, например, или сцена с братом девочки и её любимым мультяшным персонажем...
Немного раздражает ощущение, будто автор по капле выжимает из читателя жалость. Насилие, похищение, убийство, рак, подруга загремела в тюрьму... Ну пожалейте этих людей, это же такие грустные истории, пожалейте их ещё сильнее! — слышится в этом. Где-то к середине подобные истории приедаются и уже не вызывают эмоций. Как собственно и сама книга.
Главная героиня разочаровала. События, описанные её глазами, очень красочны, однако сама она осталась пустым местом. Её переживания неубедительны, характер отсутствует — она будто бездушный инструмент для демонстрации мира вокруг. В какой-то момент за неё просто перестаёшь переживать, и всё, что случается с ней, становится пресной мешаниной, которую надо побыстрей дочитать и забыть.
Начало было довольно любопытным. Оно грозило стать милой сказкой или одной из тех историй, которые возвращают в детство и оставляют после себя теплое чувство. Но, чем дальше я читала, тем труднее было продираться сквозь показанные множеством намёков мерзости жизни, чрезмерно высокую концентрацию однополой любви и прочие маленькие минусы, которые затмевают собой и без того слабые и редкие положительные моменты.
Календула, 11 февраля 2013 г.
Было время, когда я не любила повествование от первого лица. Но сейчас, мне кажется, я начала его понимать и открывать для себя заново. Повествование от первого лица сближает автора и читателя, помогает понять замысел автора, его чувства, отношение к персонажам, идею произведения в целом.
«Когда бог был кроликом» — одна из тех книг, читая которую, понимаешь, что в жизни далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Это история жизни, история взросления девочки Элли, рассказанная ею самой, без утайки и без прикрас. Что-то в этой истории кажется нам пошлым, грязным, пустым или лишним, но так и в самой жизни. Мы просто не хотим замечать очевидного. Это история о рано повзрослевшей девочке, взвалившей на свои детские плечи груз взрослых проблем: старший брат-гей, тяжело переживающий первую любовь, несколько инфантильный отец, излишне рациональная мать, тетка-лесбиянка, непонимание сверстников – все это наложило отпечаток на Элли. Ее единственными близкими друзьями были кролик по кличке бог и странная девочка Дженни Пенни, но кролик вскоре погиб, хотя и не ушел из жизни Элли, а с Дженни ее разлучили обстоятельства. А когда Дженни и вовсе исчезла, ничего толком не объяснив, то Элли поняла, что разбился ее хрупкий мир, доступный лишь им двоим, и теперь она долго будет плутать по жизни одна.
Жизнь на новом месте далась Элли нелегко – отдаленность от родителей, погруженных в идею создания отеля, отъезд брата в школу, непонимание одноклассником, невозможность общаться с близкой подругой. Это вынуждает Элли искать уединения, которое она находит в общении с природой и с чудаком Адамом, уверенным, что он умрет от упавшего ему на голову кокоса, что в некоторой степени оказалось правдой (кокос на голову ему все же упал, но вызвал не смерть, а прозрение), хотя по началу звучало весьма абсурдно, учитывая, что в Корнуолле нет пальм, а сам Артур никуда не ездил.
Шли годы, Элли взрослела, она стала писать колонку в газете, где рассказывала историю своей жизни, рассказывала о людях из этой жизни, об их судьбах и о том значении, что они имели для нее – в первую очередь это ее брат Джо, его первая и безответная любовь Чарли и Дженни, которая снова вошла в ее жизнь, в виде писем из тюрьмы. Образ Дженни неоднозначен и до конца разгадать ее загадку так и не удается.
Мир показан с разных ракурсов, в разные периоды времени – глазами растущей девочки со всей незамутненностью ее взгляда и присущей ей откровенностью. Ее глазами мы видим мир, родителей, соседей, друзей, эксцентричного Рыжика, пытающегося залечить разбитое сердце брата, переживающую смерть родителей мать, стареющего гея Артура, любимую тетку – актрису и лесбиянку, влюбленную в ее мать, кролика по кличке бог, странную девочку Дженни, ее пьющую и распущенную мать, первую любовь брата – Чарли.
А сама Элли? Что собой представляет главный персонаж книги? Замкнутую девочку, живущую в своем мире, куда он допускает лишь подругу, брата и кролика? Ищущую себя девушку, боящуюся ответственности и стабильности? Или стремящуюся понять близких молодую женщину, часто забывающую о себе в попытке помочь им?
Книга оставляет неоднозначное впечатление, много вопросов, открытый финал, неудовлетворенность и недоговоренность. В ней есть особое очарование. Книга с легким налетом грусти, дымкой недосказанности. Словно чего-то не хватает – соли, перца или корицы, – но в этом и прелесть, и особая атмосфера. История Элли словно окутана туманом, подана через призму времени. Книга о жизни, о борьбе, о стойкости, о семье, о поиске себя в мире, о дружбе, о раке, о башнях-близнецах, о том времени, когда «мечты были маленькими и исполнимыми, а бог был кроликом».