Сьюзан Ховач «Наследство Пенмаров»
На утесах корнуолльского побережья высится старинный особняк, который скорее напоминает заброшенный склеп, чем родовое гнездо. Кто-то из многочисленного семейства Пенмар страстно, до одержимости, любит его, кто-то ненавидит всем сердцем, и у каждого есть на то свои причины. Вокруг Наследства Пенмаров — дома, расколотого семейными раздорами, разворачивается хроника трех поколений, от Викторианской эпохи до Второй мировой войны, и жестокие законы истории, словно в зеркале, отражаются в событиях человеческой жизни. Меняются эпохи, нравы, принципы, незыблем лишь замок Пенмаров. Принесет ли кому-то из них счастье это Наследство?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 20 июня 2024 г.
Никогда не говори «никогда»
Поскольку этот роман относится к категории «сага», то, конечно же, напрашивается некий эквивалент, мерило, эталон, образец. Нетрудно догадаться, что в качестве такового в моём случае выступает Голсуорси с его «Сагой о Форсайтах». И если не ходить кругами и кривыми глухими окольными тропами, а сразу взять быка за рога, то следует признать, что до уровня «Саги…» наша книга всё-таки недотягивает. Труба пожиже и дым пониже. Тем не менее, попытка вполне удалась, и чтение пухлого и увесистого тома не превратилось в гимнастическое упражнение по держанию книги в вытянутой руке и перелистыванию сотен страниц — этакая литературно-читательская «планка» вообразилась.
При чтении романа перед нашими глазами проходят несколько поколений Пенмаров и к ним причастных. И, соответственно, несколько главных действующих лиц. Если исходить из оглавления, то таковыми автор считает всего пятерых — совсем немного почти за треть века. Однако на самом деле действующих лиц, конечно же, больше, причём вовсе не проходных, а играющих вполне важные, а порой и центральные роли в этой длинной истории. А наша пятёрка самых главных является центрами стяжения истории и событий-происшествий в свой временной период.
И, конечно же, автор вполне удачно подошёл к задаче создания разных образов и характеров героев этой книги — и характеры отличаются, и привычки, и образы мыслей и чувств. При этом Сьюзен Ховач далека от шаблона рисовать плохих людей априори плохими, а хороших — хорошими. Конечно, некоторые персонажи вырисовываются перед читателями (и другими героями книги) совсем в нелицеприятном виде и не в лучших своих проявлениях. Однако стоит только автору показать нам происходящие события как бы с другого ракурса, стоит нам войти во внутренний мир такого «плохого» героя, как всё оказывается совсем не так, как на самом деле. И ты уже как бы встаёшь на сторону такого сложного человека и начинаешь видеть мир его глазами.
К тому же Сьюзен Ховач сумела создать интригу довольно высокого уровня, усложнив семейно-брачные отношения героев до весьма запутанного состояния. И потому порой не знаешь, чью сторону занимать тебе, читателю, в этом споре хороших людей с неплохими. Вроде и одних жаль, но и другие невиновны. Особенно это касается уже поколения детей — дети ведь родителей не выбирают.
В общем и целом могу сказать, что книга вполне получилась. Так какого же чёрта тебе ещё надо, Карл? — спросите вы. Да никакого, — отвечу смиренно я. Просто для меня планка «Саги о Форсайтах» находится на такой высоте, что очень трудно, а может и невозможно дотянуться до вершины этой литературной Сагарматхи.