Роберт Сальваторе «Тёмный эльф»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | На основе игровой вселенной
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Тёмный эльф-дроу Дзирт До'Урден с юношеских лет чувствовал несправедливость жизненного уклада его сородичей в подземном городе Мензоберранзан. Но что может противопоставить он один всей мощи Паучьей Королевы Ллос?
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Забытые королевства» > цикл «Дзирт До'Урден»
Награды и премии:
лауреат |
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2008 // Награда "Феникс" – классика жанра |
- /языки:
- русский (19), английский (3)
- /тип:
- книги (19), графические (3)
- /перевод:
- Е. Гуляева (11), В. Иванов (11), А. Кострова (11), О. Ратникова (1)
Комиксы и графические произведения:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 26 апреля 2013 г.
Не многие книжные циклы, основанные на игровых вселенных, могут похвастаться таким замечательным качеством, как «возможность ознакомления в отрыве от игр». Серия «Забытые королевства» данным качеством обладает, более того, на мой взгляд, в России о книгах этой серии слышали больше, нежели о самих играх. Наибольшую известность приобрели истории о приключениях темного эльфа Дриззта (по понятным причинам сменившим имя в России на Дзирт). Приключения эти начались в 1988-м году в «Долине Ледяного Ветра», а рассказал о них тогда еще молодой и талантливый автор Роберт Сальваторе. История оказалась настолько популярной, что книги цикла продолжают выходить и по сей день (количество романов почти достигло 30). Однако я бы хотел поговорить не о продолжениях, которые пусть держат определенную планку качества (какую именно, поясню позднее), но уж слишком часто отрабатывают одну и ту же приключенческую схему. А вот «Темный эльф» от всей франшизы немного отличается.
Приквельная трилогия, написанная сразу после удачного дебюта, раскрывает нам историю становления Дзирта как личности и героя. Более того, кроме приключенческо-квестовой составляющей здесь еще и нашлось место интригам и политическим играм Домов темных эльфов (жаль, правда, что эти игры прописаны довольно прямолинейно). Перед нами во всей красе предстает Мензоберранзан, легендарный подземный город, в котором обитают опасные дроу. В городе жесткий матриархат с сильной религиозной основой власти. Кроме того, имеется кодекс законов, тоже довольно жестких, но регулярно нарушаемых, так как главный негласный закон – «никогда не попадайся». Местная аристократия – Великие Дома – обожают устраивать набеги друг на друга и вырезать весь состав неприятельского Дома (обожать-то обожают, а вот занимаются этим не часто, т.к. если останутся свидетели, то нападающих покарают кроваво и безжалостно). Правила чести и справедливости изучаются в теории, но дальше этого дело не идет. Каждый аристократ обязан принести своей семье пользу и потому профессий там по сути дела всего три: эльфийки становятся жрицами своей богини, а мужчины – либо магами, либо воинами. Интересное местечко, не правда ли? Именно здесь рождается Дзирт. С воспитанием у дроу, кстати, не все ладно: в 5 лет главного героя учили левитировать при помощи кнута, после чего, когда он все же взлетел, его учительница ожидала, что он взглянет на нее с улыбкой. После тесного общения с кнутом, ага. Или еще пример: в 16 лет Дзирт становится полноценным принцем. До этого он был слугой, ему было запрещено поднимать глаза от пола и малейшее неповиновение каралось ударами кнута. В день своего шестнадцатилетия наш главный герой получает приказ: смотреть на свою мать, а не на пол. Дзирт колеблется, из-за чего у матери случается приступ гнева и она бьет своего сына и угрожает убить, если он будет вести себя как слуга и опозорит честь семьи. Логично-то как... Тем не менее, Дзирт становится лучшим воином в Мензаберранзане, плюс, несмотря ни на что, он так и не научился подлости своих соплеменников. В результате, ожидаемо, темный эльф понимает, что он недостаточно «темен» для своей семьи и своего города и решает уйти искать свое место в мире. Благо, живут дроу в среднем по 700 лет, так что искать можно особо не торопясь, ввязываясь во все встречные приключения, заводя много новых друзей и еще больше врагов.
Все романы о темном эльфе – качественное героическое фэнтези, не нагружающее мозг лишней информацией и преподносящее мораль на блюдечке, в понятном виде и по несколько раз за роман. Данная трилогия не исключение, но она не зацикливает внимание читателя только лишь на приключениях, что мне в ней и нравится.
Орион, 16 октября 2012 г.
Популярная трилогия, по странному стечению обстоятельств получившая еще и статус классической. Странная трилогия, застрявшая, по-моему, где-то между жанрами, между сегментами рынка. Для полноценной взрослой фентези слишком приторная, наивная, с черным-черным злом и торжествующим в конце добром в сверкающих доспехах. Для детской чересчур тяжела, да и жестковата. Наверное все таки подростковая, да и то для каких-то немного странных подростков. Видимо американских)
Хотя в каком-то смысле для нас книга даже актуальнее, чем для запада. Пока они там, наподобие светлых эльфов, пляшут на лесных полянах в лучах ласкового солнышка, поют и радуются жизни, не мы ли живем в обществе эльфов темных, в атмосфере мракобесия и ожесточенности? Не мы ли регулярно возвращаемся к мысли оставить эту юдоль навсегда и перебраться туда, на поверхность? И не мы ли всякий раз останавливаем себя мыслью, что при всем своем кажущемся великолепии этот наземный мир тоже может быть жестоким и неприветливым, особенно для нас, выходцев из Мензоберранзана? И каждый делает свой выбор: кто-то уезжает и принимает лучи обжигающего солнца как очистительную кару, кто-то остается из простой слабости, а кто-то из искренней любви к своей подземной родине и надежды, что и сквозь давящую толщу мертвого камня над головой рано или поздно пробьется немного света. В конечном итоге, при всей их простоте, романы Сальваторе ставят правильные вопросы нравственного выбора, а главное, по сути своей очень гуманистичны и положительно заряжены. Примитив? Да. Но доброму примитивизму, сеющему разумное и вечное, можно, пожалуй, и простить ;)
Witcher, 8 ноября 2008 г.
Роберт Сальваторе — один из лучших авторов фэнтези, если говорить об этом жанре как о потенциально драйвовом, затягивающем и банально интересном — читаешь себе на пляже-диване-лекции-кухне, и просто следишь за стремительно развивающимися событиями. Трилогия «Темный эльф» — одно из лучших произведений, написанных в этом ключе, ведь, кроме сюжета в ней есть слова, а не пустословие.
Взбунтовавшаяся душа Дзирта развивается с каждой главой; становление не надуманное, а естественное.
Сальваторе добился того, что Дзирт — это отдельный автор, творец; писатель, если хотите. Такое под силу не каждому — влить свои способности в способности созданного тобою.
Одним из самых главных достоинств произведения считаю превосходное создание характеров. Каждый персонаж уникален не только личными чертами, собственным взглядом на жизнь, но и образом в целом.
Атмосфера подземелья — угу. Очень подземельная. :)
После трилогии, к сожалению, выходил ширпотреб. Ибо не одним экшном следует трогать сердца читателей.
UPD.: отзыв писался, когда мне было 17. Подозреваю, что при прочтении сегодня оценка могла бы стать совершенно иной. Хотя кто знает.
gramlin, 4 февраля 2024 г.
Ну, это такое прям классическое эпическое фентези из прошлого века: подземелья, бог-паук, семьи борющиеся за власть в подземном городе... Написано опять же в стиле прошлого века, мне кажется Конан-Варвар должен быть написан как-то так же. Сопереживания героям, бытовых подробностей, шуточек или секса тут нет. Есть только «сильнейшее из всех чувств — месть» и «поднял глаза к тому что тут было небом и закричал».
Wilhelm, 24 января 2009 г.
«Тёмный Эльф», безусловно, книга очень неплохая. После «классических» эльфов старого фэнтези было приятно увидеть, как молодой автор раскрывает и описывает характер, быт и нравы этого замечательного народа совершенно самобытно, с другой точки зрения. Книга сразу вызвала бурю эмоций, как только я открыла её: невероятными, просто поражающими казались подземные города, чернокожие эльфы (что само по себе уже повергло в шок), жёсткий матриархат и описание подземелья. Сюжет сразу же затянул меня с головой в этот невиданный мир, мир удивительных вещей, которые имеют место быть только у Сальваторе. Плюс, с психологической точки зрения очень хорошо показаны мысли и рассуждения главного героя. Особые симпатии, конечно, вызывает прекрасная чёрная пантера Гвенвивар :)
Единственное, что не понравилось — это имя главного героя, которое в оригинале вроде бы звучит как «Дриззт», что слишком неблагозвучно для уха русскоговорящего человека (молодцы переводчики, кто сделал из него «Дзиррта», хотя и к этому имени я долго не могла привыкнуть).
Жаль, что потом Сальваторе, имхо, просто «исписался». Откровенным плагиатом с Толкиена попахивают «Серебряные стрелы» и «Проклятие рубина». Единственное, что порадовало в дальнейшем безликом потоке книг, это «Хребет Мира», который был представлен как некое лирическое отступление от главной темы.
Archer., 29 октября 2008 г.
Трилогия «Темный эльф»... Книги знакомящие нас с Подземьем и обществом темных эльфов, их обычаями и порядками. Книги которые открывают нам новый мир, темный и заворажывающий. Книги которые рассказывают нам о герое, Дзирте. Эльфе который не захотел мириться с жестокостью и подлостью своих сородичей. Не захотел стоять молча, как отец, и бросил вызов всему Мензоберанзану. Стал этакой белой вороной, иголкой в стоге сена, ложкой дегтя в бочке меда. И решает покинуть город, затем подземье, а затем находит новый дом... За спиной не много событий, и путь героя только начинается, с собой есть две сабли и верная пантера, готовая всегда прийти на помощь. На мой взгляд это одни из лучших книг автора. Ибо написаны чуть ли не самые первые, когда у автора еще было море вдохновения и свежих идей. И автор еще не успел истощиться.
XPIOK, 3 января 2019 г.
С нетерпением ждала, когда руки дойдут до столь известного цикла, вокруг которого всегда было много шума и поклонников. И вот — первая книга позади. Что сказать? Вторую читать не хочется. Не пойму, почему у этого цикла столь высокие оценки. Да, мир более или менее интересен, хотя наличие малоинтересной и заезженной магии на каждом шагу жутко раздражало — то взлетел, то файерболлом пальнул. Но больше всего разочаровал примитивный стиль написания и чудовищно примитивные персонажи. Все просто плоские злыдни, которые похожи один на другого как близнецы. Характер главного героя тоже фактически нераскрыт. Пожалуй, одно из главных книжных разочарований в моей жизни.
EvilCritic, 21 июля 2017 г.
Давайте я вам расскажу сказку про далёкую страну злых черных и темных женщин, которые подмяли под себя всё и вся, и теперь там царит инфернальный МАТРИАРХАТ, да да, ещё хуже чем в «Колесе Времени», а уж хуже чем там я думал больше не увижу. И вот как бы подмять под себя этих бестолковых и бесполезных мужиков, что бы они были в качестве то ли рабов, то ли мебели, то ли просто для развлекухи, вообщем поставить их на место женщин в сравнение с нашей реальной многострадальной историй, только вообще исключить все святое в меж половых отношениях. А вот, есть идея! А давайте они будут ходит под главной злобной маткой, коротая даже на них не похожа, которая появляется в виде какой-то твари беспощадной, которая творит такое, что в пору удивляться как эти самые злобные женщины не заставили заниматься рождением ребёнка всё тех же их мужиков.
Да при такой жизненной системе они бы вымерли ещё черти знает когда если честно, а что уж говорить про то, что может родиться только один такой нехороший в их понимание мерзопакостный мужичело, что всё тут же к чёрту может сломать, об этом даже страшно подумать. Вы только прикиньте, что усилиями только одного бунтаря можно снести всю эту феминистическую систему к чертовой бабушки, а уж если их будет больше, то вся эта маточная гвардия тут же с дуется как лопнувший надутый контрацептив.
Ладно, пусть такой мир в полной изоляции и тоталитарном режиме как-то выживает, но вот то что психика нашего глав гада (при которой точно можно стать приверженцем мизгоний) чуть не полетела к черту после такой распрекрасной жизни среди таких милых женщин, вот это вопрос так вопросище. Может у него какой-то порок мозга врожденный, может это передаётся по мужской линий, может он наркотой баловался в перерывах между побоями и пропагандиским воспитанием, и вскоре рехнулся, всё может быть, но итог вышел вопреки всей логике не только нашего мира, но и мира в котором он сам живет.
- Он просто сломал систему, он не такой как все, он уникальный, — скажут многие, те кто проникся историей. Да, бывают такие рождаются и не мало, но они становятся такими получая не только отрицательный опыт на протяжение всей жизни, но и положительный, а уж что говорить про детство, где психика ломается основательно, тем более если мы с вами говорим про доброту, где без воспитания ну ни как не натаскать сей жизненный принцип, воспитания что отсутствовало напрочь у нашего подопечного.
Так вот вопрос? — Может ли быть добродушие темного эльфа Дзирита(или Дзирта), быть результатом психологического сдвига в результате шока и давления полученного в детстве, вроде ухода в собственный вымышленный мир самообмана? Ведь он как и другие испытывал те же чувства с рождения. Неужели другим детям не хотелось любви матери или отца, неужели в отсутствие главного у матерей, а это материнского инстинкта, дети не убивались ими сразу после рождения, как они вообще могли вылезти только на чистой похоти или в холодном расчёте на что то? Ведь именно эти данные природой чувства не дают даже животным сразу убивать друг друга, ведь именно инстинкты дали возможность им выжить.
Поэтому поверить в такой мир ну очень сложно, а уж что говорить про саму рассказанную историю, что скачет от банальности до откровенной чернухи, и как итог в конце не понятно, то ли для взрослых автор писал, то ли для детей, то ли для взрослых детей, ну нет тут середины, всё скачет от крайности в крайность. Так же говоря про весь сборник в целом могу отметить только первые три, ну может четыре книги, так как они вышли ещё более менее читабельны, а вот то что идёт после, уже просто вообще не интересны и надуманны. Считаю,что нужно было либо заканчивать эту историю на каком-нибудь логическом конце, уже без этого бесконечного растягивания, либо развивать её не исходя из банальностей и типичных принципов, ну конечно и без вездесущего нытья.
Итог сей басни: Если хотите псевдочернушную сказочку про ушастых негров(то есть афроамериканцев или правильней афромензоберранзанцев, уж простите за отсутствие политкорректности), то вам сюда и то только первые четыре книги, а если хотите серьёзного взрослого фэнтези без банальных принципов, тогда лучше все же что то типа
Мартина или на худой конец Аберкромби.
Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется.
keij, 25 ноября 2014 г.
Золотой Телец счастливчика Боба.
Обращая взгляд на одну из литературных ниш, так называемую фэнтези «Меча и Магии», переполненную десятками известных авторов и сотнями разнообразных произведений, хочется обратить внимание любителей жанра на не самого безызвестного писателя, Роберта Сальваторе. У него найдётся немало преданных адептов, так же есть и непримиримые критики, полагающие его не творцом, а ремесленником. Несколько творений стали известны по всему миру и, в зависимости от вкуса каждого конкретного читателя, пользуются репутацией от обычной развлекательной фэнтези, до великолепных, увлекательных приключений в грандиозно описанных мирах. Кое-кто сможет перечислить все произведения писателя, но даже такие преданные фанаты согласятся, что настоящую популярность автору принёс первый роман серии «Тёмный Эльф» — «Отступник».
Незабываемые приключения тёмного эльфа, дроу, покорили множество читателей, в том числе и русскоязычных. Не будем кривить душой, не каждого зацепила данная книга, но те, кто влюбился в нашего героя, дроу Дзирта (в оригинале Drizzt), не только дочитали всю серию, но и нетерпеливо поглотили все последующие, не смотря на то, что по уровню они уже не соответствовали стартовым романам.
Так или иначе, сегодня мы обратим свой пристальный взгляд лишь на «Отступника», выделив несколько особенностей произведения.
Дневник:
…взирая на себя сквозь годы, каждый может делать вывод, который в прошлом мог вовсе не казаться очевидным.
Каждый автор пытается придумать какой-нибудь оригинальный приём, который возможно и не влияет на суть повествования, однако делает его немного оригинальнее. Как правило, авторы применяют один приём лишь к одной серии произведений про одного героя, стараясь сделать его оригинальной фишкой. Вот такой фишкой стал дневник Дзирта, повествования в котором ведутся вроде бы из далёкого будущего. И так же эту фишку Сальваторе больше не использовал ни в одном произведении про других героев (дотошный поклонник конечно обратит внимание на эту ошибку, но я бы не стал отделять историю дроу, от истории убийцы).
Декорации действа:
…яркие детали, буйство красок и оригинальность мира – то, что притягивает взгляд, способствует зарождению восторга.
Роман, сюжет которого разворачивается на фоне таких декораций, пусть и не обязательно обречён на успех, но определённо имеет дополнительные шансы. Мир Забытых Королевств (в оригинале Forgotten Realms), как в прочем и вся мультивселенная D&D, разрабатывался годами, десятками творцов, что увлекались оттачиванием деталей. И пусть Роберт и был далеко не главным из этих творцов, свою лепту он всё же внёс, само собой так же воспользовавшись плодами чужих трудов. Зачаровывающий и пугающий мир Подземья наполняется красками под пером автора.
Основная идея романа:
…как можно выжить в чуждом, враждебном мире, что приходится тебе звать своей Родиной?
«Отступник» стал отступником, лишь попав в цепкие руки русскоязычного переводчика. В оригинале же он – Homeland – что лично я мог бы перевести как «Родина». В этом значении, название романа приобретает зловещий смысл. Общество. Общество калечит своих членов по своему образу и подобию. Иногда встречаются те, кто считает себя уникальным. И часто они ошибаются. Но, так или иначе, в нашем собственном обществе наберётся немало тех, кто думает о себе именно в таком ключе и, думаю, именно им и будут близки душевные терзания главного героя.
Батальные сцены:
…сколь ни был бы хорош писатель, как сильно он не владел бы языком, не подержав ни разу в жизни меч, он вряд ли бы имел чёткое представление о том, как описать это чувство.
Циркулируют разные слухи, бытуют разные мнения. В частности говорят, что Роберт Энтони, в бытность свою студентом, очень увлекался фехтованием. В частности именно это считается причиной точности его описаний сражений. Не все восхищены и считают их правильными, однако стоит отметить последовательно скрупулезные тексты боёв, логичные, намного более подробные, чем у большинства других авторов.
Эксод:
- Неужели до драки доходит? — простодушно удивился Тэдди.
— А ты думал! Напишут на тебя похвальную статью, что ты-де проникнут национальным самосознанием, идешь искать критика, а он уже с компанией – и все молодые, задорные крепыши, дети Президента...
А. и Б. Стругацкие
В заключение есть необходимость признать, что стиль отзыва скорее хвалебный, нежели критичный, хоть мы и могли бы отметить некоторые недостатки — простой в понимании, но без изысков язык автора, интересный, но без головокружительных интриг сюжет – но всё же книга без сомнений производит цельное и весьма положительное впечатление, что даёт мне субъективное право не пересчитывать скрупулезно минусы.
Приятного чтения!
Stout, 29 сентября 2014 г.
Еще в процессе прослушивания аудиокниг я понял, что на 100% это не моё направление. Но бросать начатое не привык, так что «доел кактус до конца».
Основное впечатление: МЕРЗОберранзан. Именно так, поскольку перед читателем (слушателем) открывается довольно мерзкий мир (общество), который не привлекает совершенно. Мир искусственный — существование такого мира и существование в нем дроу на протяжении столетий и тысячелетий имеет под собой слишком шаткие основания (КНДР в пример просьба не приводить!). Кстати, описание мира существенно проигрывает по полноте описанию общества. Иерархия понятна, а вот экономика более чем туманна, а без нее нет развития — одним слепым служением и подчинением Ллос сыт не будешь. Так что пришлось использовать озеро Донигартен, которое поит и кормит всех. Ну и поля с грибами — любимым лакомством дроу — отдельная песня! Правда, рассказывают, что после грибов (и кактусов) и не такое бывает, но я в этих вопросах полный профан. Тысячи рабов, обслуживающих дроу, вполне могут быть, но они показаны такими ущербными, что сразу же возникает сомнение в их способности выживать без хитроумных, коварных и зловредных темных эльфов.
Кстати: а с чего это Дзирт родился (или стал) таким «ущербным» дроу? Генетическое отклонение? Хм... Единичное? Хмм... Не знаю, верить ли. Так или иначе, но он серьезно отличается от других, причем ему удается водить за нос «правильных» дроу и обманываться самому очень много лет. Но внешне(!) это выглядит так, будто Дзирт и другие темные эльфы — создания недалекого ума. Душевные терзания Дзирта кажутся излишне наивными и не заслуживают серьезного внимания.
Ну да ладно, обратимся к другим расам и героям:
- Гвенвивар — неплохая находка, только обретение её Дзиртом нарушает все законы подземного мира. Очередная нестыковка.
- Джарлакс — дроу, единственный интересный для меня персонаж эпопеи. Пожалуй, только он и Гвенвивар делают повествование не столь однообразным.
- Закнафейн — дроу, отец Дзирта. Воин, убийца и вольнодумец в одном лице, дважды жертвующий собой ради спасения сына. И откуда берется «условно светлое и хорошее» в мире темных эльфов?
- глубинные гномы — друзья Дзирта. Картоннее только создания в произведениях Маргарет Уэйс. Ничего общего с любимыми или традиционными гномами. Гномы-ни-о-чём — без характерных черт и без изюминки. Гномы-статисты, позволяющие ГГ переждать некоторое время у них в городе. Даже Белвар — близкий друг ГГ — не цепляет.
- иллитиды — этакие кукловоды и ментальные контролёры. Странно, почему они до сих пор не захватили весь подземный мир. При своем могуществе они «раздираемы низменными страстями» и «подвержены гнусным порокам». Дешево и ни разу не сердито.
- пич Щелкунчик — друг Дзирта. Потенциально интересная история, разбавляющая во второй книге постоянные схватки Дзирта с разнообразными врагами. Приятно, что она вовремя была оборвана автором.
- люди — по большей части традиционно тупые и мстительные. Да, есть «приличные» персонажи, но их можно пересчитать буквально по пальцам. Единственный минус — автор никак не может решить — убить их или оставить ради сохранения подобия интриги и причинения Дзирту новых душевных страданий.
Теперь два слова о самих книгах. Книги отражают четкую общую логику развития и приключений ГГ — описание мира (общества) и завязка, блуждание ГГ по Подземью и выход на поверхность. Все три примерно одинаковы, а отличия обусловлены акцентами, которые расставляет автор: общество и становление ГГ в Отступнике, борьба за жизнь, поединки и столкновения в Изгое, развитие и приключения ГГ на поверхности, где он тоже, в принципе, не находит покой и умиротворение.
Резюме: высокие оценки, выставленные этой «эпопее» я не понимаю. Возможно, нужно быть приверженцем D&D, чтобы читать подобные произведения. Я определенно не из их числа, а потому выше 6 баллов поставить не могу никак.
Vladvik, 25 августа 2011 г.
Я не могу сказать того же самого о всем цикле, но первая трилогия о темном эльфе — одна из жемчужин современного фэнтези. Да, сюжет не претендует на оригинальность, но он неплохо закручен и отлично подан. Повествование в романах динамичное, но в то же время в полной мере дается картина жизни дроу, их культура, жизненные ценности — все в деталях.
И подземный мир, если как следует приглядеться, очень похож на наш. Хоть вся тьма нашего общества в нем и гиперболезировна почти до абсурда, но все равно узнаваема. Герой вырос в этом мире, но он противопоставлен ему. Такая себе нравственная подоплека. То, что делает эту трилогия не просто фентезийным экшеном, а чем-то более глубоким и более мощным. В общем, всем любителям фэнтези, да и не только им рекомендую!
P. S. А о герое специально ничего не скажу. Да, личность эпичная, но о нем уже столько всего сказано, что лишний раз набивать оскомину не стану.
P. S. S. Решитесь покупать, берите издание в Gold Collection. Очень красивое. Украсит любую библиотеку.
_Helene_, 26 июля 2009 г.
Классическая фэнтези, в целом несколько наивная... Но личность Дзирта До'Урдена вытягивает книгу. Персонаж, которому постоянно хочется стукнуть по голове за наивность и доверчивость и который не собирается эти свои принципы нарушать, и за это к нему проникаешься уважением и начинаешь за его судьбу переживать. Ну и очаровательный Мензоберранзан со своими милыми обитателями тоже вносит свою лепту.
Читать стоит любителям классической героической фэнтези, а также поклонникам игр Baldur's Gates и Icewind Dale — подлинного реализма характеров (да и действий, наверное) вы не найдёте, но что-то _магическое_ в этих книгах есть.
sword, 29 июня 2011 г.
На мой взгляд книги в трилогии получились очень разные. Все лучшее досталось «Отступнику», а после качество написанного быстро скатывается .
Начну с хорошего. Плюс всего один, но очень сильный. Это жестокий и удивительный мир темных эльфов. Очень сложная социальная структура. Сложные взаимоотношения между дроу внутри одного дома и между домами. Персонажи дроу прорисованы великолепно. Отлично показан их внутренний мир и мотивация. И главное — интриги! Но этот мир описан в первой книге. Во второй темные эльфы уходят на второй план, но следить за ними по прежнему интересно. Здесь же появляется отряд наемников дроу со своим предводителем, который постоянно оказывается в нужное время в нужном месте. Следить за ним довольно интересно, хоть за ним и стоит воля других. Но отряд наемников разбалансирует силы домов, что и используется в сюжете. Подобному отряду простобы не дали существовать в мире дроу в виду его опасности. В «Изгнаннике» есть и другие огрехи.
За пределами города дроу Мензоберранзан локации и персонажи описываются более скудно. Здесь слишком много действия, которое мешает обстоятельным описаниям. Дзирт рубит врагов в огромных количествах, частенько это выглядит слишком неправдоподобно. Душевный конфликт героя с окружающим миром поначалу описан очень обстоятельно, но в дальнейшем поступки героя идут в разрез с его мыслями. Особенно ярко все недостатри проявляются на поверхности (в 3 книге).
В целом, повествование напоминает компьютерную игру: герой шляется по локациям и истребляет нечисть, сюжет связан кое-как. Но(!), хочу отдельно выделить первую книгу («Отступник»). Именно здесь автору удалось создать мир темных эльфов. Действия здесь не так много, Дзирт только проходит обучение, кровопролитие идет во время войн домов. Эта книга получилась очень глубокой за счет концентрирования внимания на мире дроу. Не без огрехов конечно же, но они здесь не слишком бросаются в глаза. Этой книге готов простить все.
Вместо трилогии предпочел бы увидеть одну книгу о мире темных эльфов.
andrujke, 30 октября 2008 г.
На мой взгляд самая сильная книга автора о приключениях Дзирта До'Урдена, знакомящая нас с жизнью темных эльфов. Главного героя ждет множество испытаний, которые ему предстоит пережить сначала в подземном мире, затем на поверхности и все из-за недоброй славы его народа, которая заведомо обеспечивает его большим количеством врагов! Но Эльф-отступник с честью проходит все испытания и находит новую родину и друзей а вместе с ними и новые приключения! Читается легко, но в тоже время захватывает дух от схваток и событий. Способ описания как битв так и размышлений героя в одиночестве весьма необычен и интересен, очень впечатляет глубина и красочность описания. На сегодняшний день ни одна книга, или цикл книг так меня не задевали, как эта. Я настолько уходил в придуманный Сальваторе мир, что переживал все радости и невзгоды вместе с героями книги!
Отличный выбор и достойная трата денег на свой досуг. Книга с потрясающим и необычным миром , окунувшись в который, уверен, что вы не останетесь равнодушными!
Evgen881228, 9 июня 2018 г.
Цикл романов о темном эльфе прочитан. Положительного к сожалению мало. Сюжет хоть и очень сильно затянут иногда радует неожиданными поворотам. Второстепенные персонажи получились неплохо, кроме сестер Дзирта, среднюю с младшей я все время путал, и еще некоторых обитателе Бензамеранзана. Очень органично смотрятся вставки философских рассуждений самого героя. Однако вопросов цикл вызывает очень много. Общество дроу, как оно может существовать если все они ненавидят друг друга и мечтают убить? Автор говорит, что постоянные предательства и жестокость позволяет эльфам быстрее подняться по иерархии рангов и получить больше власти. Но эти слова не как не подтверждаются событиями, например Дзирт лучший выпускник школы воинов ни каких видимых бонусов не получает. Более наглядный пример
Отдельно хочется отметить просто отвратительное описание схваток и битв, правда тут возможно виноваты наши переводчики, но отзыв я пишу на русскую версию романов, поэтому не могу это не отметить. Некоторые моменты выглядят, как откровенное не уважение к читателю, то Дзирт опустит сабли вниз и атакует врагов ногами, то метнет копье во врага, а потом сразу продолжает им размахивать.
Герою встречается большое количество разных монстров, которые ни как не описаны — квиклинг, баргетствульф, ворг и все ну про некоторых еще говорится, какого цвета они были. Это сейчас учитывая огромное количество компьютерных игр, фильмов и сериалов фентезийной направленности можно читателя особо описаниями не грузить, да и то их отсутствие считается дурным тоном, а этот цикл был написан в 1990 году, как интересно по таким скудным описаниям люди себе этих монстров представляли.
Расстраивает отсутствие, какого либо морального роста гг. Дзирт с самого начала добрый и хороший, ни пропаганда, ни религия темных эльфов не может его обмануть. Он сразу им не верит и имеет свой взгляд на мир. По моему очень странно для ребенка. Невероятное мастерство владение оружием Дзирта тоже интерес к происходящему не добавляет, он почти не встречает равных себе по силе противников, а если и встречает, то призывает свою ярость и выходит победителем, ну очень скучно такое читать. Раздвоение личности героя, казалось бы, серьезная проблема, тоже довольно быстро забывается. Он постоянно ноет, что его не где не принимают, и он не может найти себе дом. Но стоит прочитать, как он начинает общается придя в город, как многое становится понятно. На вопрос «Зачем ты пришел?», Дзирт говорит «Я иду куда хочу» и не слово про то что ищу работу, могу помочь, хочу быть полезным. На вопрос «От куда ты?» он говорит название последнего населенного пункта мимо которого прошел. Понятно, что такого персонажа учитывая, дурную славу темных эльфов, не одни адекватные городские стражники не пускали. И я вообще не понимаю от куда появилась проблема поиска нового дома. У Дзирта был хороший друг, со связями, не ужели он не мог устроить невероятного мечника и хорошего следопыта к каким-нибудь наемникам. Та же Дав с удовольствием приняла бы в свою команду такого специалиста. Но почему-то Дзирт сам идет искать свою судьбу.
В романах еще много шероховатостей и несуразностей и я бы не стал рекомендовать их к прочтению.