Стивен Кинг «Завтрак в кафе Готэм»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Как-то вернувшись домой, Стивен Дэвис обнаруживает записку, в которой его жена Диана, пишет, что ей надоело их совместное проживание, и она желает развода. Обсудить взаимные претензии было решено в одном из кафе, где и случилось событие, которое едва не закончилось гибелью бывших супругов.
Входит в:
— антологию «Тёмная любовь», 1995 г.
— антологию «The Year's Best Fantasy and Horror: Ninth Annual Collection», 1996 г.
— сборник «Six stories», 1997 г.
— сборник «Blood and Smoke», 1999 г.
— сборник «Всё предельно», 2002 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1995 // Повесть / Короткая повесть |
- /языки:
- русский (17), английский (2)
- /тип:
- книги (17), аудиокниги (2)
- /перевод:
- И. Гурова (15)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
basket-ball92, 22 мая 2018 г.
Возможно, что это один из самых реалистичных рассказов Короля особенно, если взять первую часть, ведь от развода никто не застрахован, как уже писали: «Развод — дело тонкое».
Но вот одна вещь, которая мне не даёт покоя... У меня была похожая ситуация в жизни, не развод, но тяжёлое расставание... Причём схожим способом, практически с таким же мерзким адвокатом только уже в лице внезапного безразличия.
Так вот: А ЧТО ЕСЛИ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ САМ СЕБЕ ПРЕДСТАВИЛ (ВЫДУМАЛ) МЯСНИКА С ПОЕХАВШЕЙ КРЫШЕЙ, ЧТОБЫ СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ГЕРОЕМ В ГЛАЗАХ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ И ВЕРНУТЬ ЕЁ, А УЖ ЕСЛИ И ЭТО НЕ ПОМОЖЕТ, ТО ПУСТЬ ПОГИБНЕТ СТРАШНОЙ СМЕРТЬЮ... «Се ля ви»! Как говорится, от любви до ненависти один шаг, проводя аналогию со своей жизнью, мне бы хотелось, чтобы что-то подобное произошло...
Благодарю мастера за 100% передачу того душераздирающего состояния, 100 из 10... Всё так, всё так... И где-то в каждом из нас таится такой же метрдотель и никто не знает когда начнёт лаять та самая собака, которая его пробудит...
И на данную тематику написана старинная притча «О двух волках»:
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ТОТ ВОЛК, КОТОРОГО ТЫ КОРМИШЬ...
URRRiy, 8 апреля 2020 г.
Как же интересно описано превращение обыденной ситуации в сюрреалистичный кошмар. Никаких мистических элементов, никаких благородных полисменов, никакой политики, только бытовая жизнь и бытовая смерть. Пиши Стивен Кинг только в этом стиле — просто убил бы без ножа коллег по цеху, оставив их без гонораров. Абсолютное восприятие событий, ничего лишнего, все чётко и понятно.
В общем образец современного остросюжетного рассказа, рекомендую.
Orion-Seregil, 11 декабря 2019 г.
Да, не дано нам предвидеть, где упадем или попадем в смертельную опасность. Как и нельзя предвидеть, что незнакомый (или даже знакомый) нам человек вдруг сойдет с ума, съедет с катушек, свихнется. И приступ помешательства и сопровождающие его события могут происходить на фоне обыденного, как то обед в ресторане между разводящимися супругами. Кинг весьма остроумно подметил, что для проблем с психикой достаточно обычного лая соседской собаки, а может и играющего на скрипке ребенка. Сражение с помешавшимся придало картине яркости, а последующий окончательный разрыв супругов добавил красок.
Вполне достойное произведение!
Chuck73, 10 февраля 2016 г.
Да, рассказ хорош, выдержан, динамичен...Но мне запали в душу рассуждения ГГ в заключении-сколько их таких, которые лежат ночью с открытыми глазами, смотрят в потолок и копят злобу на шумных соседей, на лающих среди ночи собак, на проезжающие под окнами машины с орущими колонками. Вы только вдумайтесь! И к сожалению терпение у них не безграничное, а жертвами могут стать совершенно не повинные люди.
visionshock, 10 июня 2012 г.
Развод — дело тонкое.
Вот и главный герой рассказа должен развестись со своей любимой женушкой.
Говоря откровенно, Кинг, это эстет безумия и крови, обреченности и жалких попыток выжить в его темных, реалистичных мирках. Мне бы лично не удалось и пережить половины того что Кинг делал со своими персонажами, их мучения и боль слова вытесаны на постаменте литературы, а под ними стоит кроткая надпись — Стивен Кинг. И сейчас на этом пустующем постаменте, среди безликих могил, запруженных улиц человеческого мяса и страха бредет новая история, о кафе Готэм. Нет, вы не узрите монстра, не узрите ни капли фантастичности, ничего этого не будет.
Балом правит жесткий реализм и триллер. Развод, как никак дело тонкое. А когда жена оказывается полной стервой, а ты типа такой влюбленный задохлик, это еще хуже. А если на ужин еще придет адвокат жены, а ты будешь одинок, это еще хуже. Кто решит проблему? Проблема решится по-кинговски — официант неврастеник решит все быстро и красиво без всяких излишеств. Сначала напряжение перед блюдом, а потом и само блюдо. Мрачное, кровавое, в соусе. Что же, не судите строго, просто вчитайтесь в эти строки, в это безумие, в эту мрачную эстетику реалистического хоррора и дрогните всем телом.
Мы не знаем что нам уготовит судьба, как повернет нашу жизнь и кто будет стоять за вами с отвесным молотком. Зрелище не для слабонервных, ведь развод — дело тонкое.
Тимолеонт, 26 августа 2015 г.
Прочитав думаешь:«И что к чему тут было?» Если не задаваться этим вопросом, то получается вполне себе неплохая история про бренность жизни и посыл — жизнь может изменить вам и уйти легче и быстрей, чем блудливая жена. Ну и помимо этого здесь прекрасная динамика, хорошие диалоги, неблагодарные женщины и отчаянная битва ГГ за собственную жизнь. Сама по себе задумка с внезапно поехавшим психом хороша, но она тут не к селу ни к городу, никаких предпосылок к ней я не увидел.
baroni, 2 июня 2008 г.
«Завтрак в кафе «Готэм» С. Кинга — вовсе не о семейных проблемах главных героев, как это может показаться на первый взгляд. Семейные дрязги, обсуждение процедуры предстоящего развода — всего лишь фон, своеобразная декорация рассказа. Главное в «Завтраке...» — это тончайшая нервная струна, которая с разной частотой вибрирует в душе каждого человека. Внезапно эта струна может оборваться: для этого достаточно всего ничего. Например, лая собаки в соседнем доме... Или громкого плача ребенка за стеной... Или громыхания тяжелого грузовика на ночной улице.... Потому что в мире, где никто никому по-настоящему не нужен, приходится жить с максимальным напряжением всех душевных сил. И когда случается разрыв струны и от внутреннего крика «иииии» застит глаза и лопаются барабанные перепонки, — тогда мало не покажется никому... Ни близким родственникам, ни случайным прохожим...
Kriptozoy, 27 апреля 2009 г.
Этот рассказ я считаю одним из самых удачных в составе сборника. Перевод тоже не подкачал. А самое главное, за что мне этот рассказ понравился, за то что (фактор логичный!) всё в нём очень даже на сто процентов по-Кинговски. А ещё (фактор не логичный!) потому, что всё в нём очень даже по американски.
Первый фактор очень действенный для меня, как для преданного поклонника Стивена Кинга. Даже такие мелкие детали-самоповторы, как следы на ладонях от ногтей, впившихся в ладони во время того, как человек переживает душевные волнения; или очень любимое писателем перечисление физиологических и психологических последствий процесса освобождения от никотиновой зависимости; или достаточно типичное для Кинга, но при этом такое «фирменное» описание поведения человека, полностью утратившего связь с реальностью. Всё это просто на вес золота для поклонников творчества Мастера.
А насчет того, что это очень по американски... Да, это очень в их духе сделать настоящий фарс из бракоразводного процесса, отгородиться от бывшего партнера не холодной стеной отчуждения, а плотным юридическим барьером и цепочкой из совершенно посторонних лиц, тем не менее в момент человеческого горя и семейного разлада подобно стервятникам делающим неплохой капитал, становясь сопричастным ровно на столько времени, сколько нужно, чтобы снять все пенки. Это настоящий культ. Целое направление профессиональных институтов, целая киноиндустрия, огромная литературная ниша, заполненная подобного рода историями и т.д. Только у Стивена Кинга всё это получилось великолепно. Наблюдаешь за всем этим действительно с интересом и сочувствием, а не с некоторой брезгливой отстраненностью, как это обычно бывает. В этом отношении рассказ действительно сильный.
И конечно же сюжет. Сюжет на высшем уровне. Настоящий психологический триллер, переходящий в хоррор. Много крови, много безумия в глазах, много эмоций с надрывом, много страха и адреналина. Но при этом всё гармонично, всего в меру.
А причина, названная в рассказе, послужившая виной погружения метрдотеля в сумрак сознания очень даже достоверная. И не надо быть даже человеком с неустойчивой психикой, чтобы бесконечный лай собаки по соседству довел до полного помрачения.
etoneyava, 10 февраля 2009 г.
Маленькая сага о истекшем терпении — вот что такое рассказ «Завтрак в кафе Готэм». Возникшее было чувство чужеродности появления тощего метрдотеля к финалу сменилось полным ясности пониманием того, что у Кинга ничего не происходит просто так. «Актёр второго плана», превратившийся по ходу повествования в главный фактор страха, лишь проиллюстрировал всю глубину предельного отчаяния, охватившего ГГ после уходя его супруги, любимой и ненавидимой. Ох, как больно это бывает, рвать по живому-родному! И как легко можно стать таким вот метрдотом с тесаком в руке и бредом собачьим на устах...
alex1970, 11 октября 2010 г.
Хорошее произведение, приковывающее внимание.
Особо выделена тема избавления героя о никотиновой зависимости.
В 2005 году по новелетте снят короткометражный фильм «Кафе «Готем», в котором сам Стивен Кинг сыграл роль адвоката мистера Ринга.
Farit, 24 декабря 2010 г.
Произведение, показывающее основной метод Кинга с непристойностью паталогоанатома :)
Человеческая история и внесенный в нее извне ужас. Это объясняет, почему его истории так сильно действуют. Просто ужас — не канает, ибо его трудно примерить на себя. А тут — показан человек, во всей глубине и сложности — к нему нельзя не проникнуться человеческими чувствами. И вот тут-то, когда на него что-то обрушивается, сопереживание включается по полной...
Минусом рассказа как раз-таки и является видимость, прозрачность метода. Кингу не удалось сплести эти две части, между ними остался шов. Человеческая история написана прекрасно, ужас — вполне на уровне, а вот переход — как по команде режиссера.
Max Plissken, 14 мая 2011 г.
Ни к чему не обязывающий рассказ, читается хорошо. Некоторая однобокость персонажей смущает, но за психопата этой профессии Кингу спасибо :biggrin:
Daynin, 18 июня 2010 г.
Вполне неплохой рассказ. По началу Кинг нагоняет тоски и грусти, но чем дальше тем все очевиднее становится, что автор не отпустит без полученной порции адреналина ни героев, ни читателя.
В принципе у этого произведения две истории и обе очень грустные: первая — история Стива, от которого ушла жена, а вторая — метрдотеля, который устал терпеть; но Кинг сливает эти две истории в один дикий коктейль ( не без крови, естественно ). Самое поразительное, что Стив яростно защищал не только свою жизнь, но и жизнь своей бывшей жены... а ведь от этого его личная трагедия предстает перед нами в других тонах, ведь чувства к ней еще остались...
В прочем жизнь поставила всех на место: метрдотель обрел покой, умерев, а жена ушла, и возможно именно стресс помог Стиву отпустить ее.
Ank, 30 июня 2007 г.
Никто из написавших отзывы не увидел: в рассказе противопоставляются два ужаса – подлость, предательство близкого человека – и всё то, что случилось затем в кафе. И если история в кафе быстро кончилась, то разборки с женой еще долго будут отравлять жизнь главному герою, что действительно может для кого-то еще в скором будущем кончиться тем же «ииииии».
armitura, 27 января 2009 г.
Отличный кинговский рассказ. Тягучая психологичность первых страниц мгновенно, даже как-то по-сорокински сменяется сумасшедшей кровавой баней, причем преуспел Кинг и там, и там. Сначала мы видим Стива — паренька, от которого ушла жена, наблюдаем за тем, как он пытается справиться с собой, а затем... Виток безумия, кровь, боль и страх... И снова затишье, причем несколькими штрихами Кинг обозначает, что затишье это — перед бурей. Ее мы так и не увидим, но этого и не надо.
Страшный, сильный рассказ, очень удачный старт для антологии «Темная любовь», где я его и прочитал. Браво, маэстро Стивен Кинг.