Алан Бейкер «Перевал Дятлова»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Контакт | Спецслужбы | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Зимой 1959 года в горах Северного Урала при загадочных обстоятельствах погибают девять молодых людей. Начавшееся расследование через несколько месяцев закрыто, материалы дела засекречены в архивах КГБ.
Это происшествие так и осталось загадкой, объяснить которую пытались действием природных, мистических и сверхъестественных сил.
Американский писатель Алан Бейкер предлагает свою версию случившегося.
Герой истории, журналист Виктор Стругацкий, спустя пятьдесят лет после трагедии волею судьбы оказывается на перевале Дятлова и идет по следам погибшей группы со своей экспедицией.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
roypchel, 14 февраля 2017 г.
Очень странная книга, написанная англичанином, но выпустившаяся впервые в России. Автор знаменит книгами про НЛО, поэтому ничего документального — сплошная конспирология.
С художественной стороны это довольно жуткая история. Автор реально идет по следам знаменитой группы, описывает те увечья, с которыми были найдены тела, описывает странные обстоятельства гибели. Бейкер даже встречается с оставшимся в живых членом группы. Эдакая документалистика, приправленная бурной фантазией автора.
Книга интересна и загадочна ровно до того момента, когда мы узнаем причину гибели. Тот накал атмосферы, хмурые лица встречных людей, многозначительные взгляды и вздохи, таинственная природа — все это идет по одному месту, когда на сцену выходит зло. Читать только фанатам хорроров категории Б.
Sciolist, 9 октября 2016 г.
Впервые я прочел о трагедии на Отортэне в начале 90-ых, в журнале «Вокруг света». Там тогда печатались главы из какого-то произведения об аномальных явлениях. Помню, как тогда меня, младшеклассника, пугали и привлекали эти рассказы об аномальщине: наверное, наших далеких предков так же пугали и привлекали легенды о злых духах, колдунах, бабах-ягах, кощеях... История группы Дятлова была там описано очень скупо, без каких-либо подробностей. Автор утверждал, что «дятловцы» умерли от страха. И приводил еще несколько примеров похожих смертей, и давал какое-то паранормальное объяснение. Меня это тоже тогда удивило и напугало: шутка ли — внезапно умереть от страха, хотя никакой явной причины для этого страха нет?!
Прошли годы. Я стал скептически смотреть на большинство рассказов об аномальщине (хотя не отрицаю, что некоторые странности действительно могут иметь место). Хотя передачи о паранормальном и сейчас иногда смотрю — обычно в качестве комедий. Книги и фильмы об экспедициях и путешествиях, особенно в холодных краях, я люблю не меньше, чем в детстве — сам-то я никогда ни в какие походы не ходил. Хоррор и загадки — люблю даже больше, чем в детстве. И потому неудивительно, что фильмы и статьи о трагедии группы Дятлова снова попались мне на глаза.
Эта история, страшная и трагическая, стала модной и беллетризированной. Из всех фильмов, просмотренных мной, только один был действительно серьезен и рационально рассматривал случившееся — старый, снятый еще в 90-ых. Кстати, версия, к которой в нем в итоге пришли, действительно правдоподобна и довольно проста. Не буду спойлерить — посмотрите и сами оцените. Влад Некрасов, «Тайна перевала Дятлова». Остальные фильмы, передачи и статьи оказались скорее художественными произведениями, рассматривающими самые дикие и фантастические версии. Появился даже фильм ужасов «по мотивам» — правда, никаких гипотез он не выдвигает, и с историей «дятловцев» связан лишь похожими декорациями.
Данная книга напомнила мне этот фильм: вроде как отсылает к истории, даже перебирает разные гипотезы и критикует их, но в итоге скатывается в довольно посредственную фантастику. Возможно мне кажется, но книгу явно писал русский под иностранным псевдонимом. И пытался при этом подражать иностранным описаниям России. Видно, что с Россией автор знаком не понаслышке: почти нет традиционной «клюквы» вроде ушанок, матрешек, водки и балалаек. Однако фамилии у героев несколько странные, неестественноватые: Басков, Стругацкий... Кстати, вторая фамилия выбрана не случайно — автор очень явно читал «Пикник на обочине».
Поначалу произведение интригует. Снова рассматриваются версии гибели туристов, затем добавляются несуществующие подробности, затем всплывает некий секретный проект... Вот с этого места я и насторожился. Неужели опять кошмарные эксперименты беспощадных советских властей?! Как уже ими задолбали! Далее автор приплетает еще ряд городских легенд, и российских, и зарубежных. Тут и Тунгусский метеорит (куда же без него!), и якутские «котлы», и «чертовы кладбища», и какие-то еще американские инциденты (кстати, никогда не слышал о них — надо будет погуглить)...
И вот персонажи отправляются на Отортен. Персонажи эти на редкость невыразительные. Плоские, как в комиксах. За таких не переживаешь, им не сочувствуешь, за них не боишься. Убили? Ну, убили и убили. Эмоций — как от простреленной ростовой мишени. Описания аномальной зоны очень сильно напоминают о «Пикнике на обочине», а рассуждения о нечеловеческом разуме — и «Пикник на обочине», и «Солярис», и «Лунную радугу». Но те-то произведения заставляют задуматься, они вызывают эмоции, они оставляют мысли и воспоминания... А здесь — просто сцены дешевого фильма, и не более. Заканчивается так же, как и американский ужастик: в общем, все умерли, ничего не прояснилось. Надо будет сравнить даты выхода: а не мог ли автор и этот «Перевал Дятлова» посмотреть?..
Dr. Sammael, 17 марта 2015 г.
Странная книга. Ни о чём и обо всем сразу. Книга откровенно вялая. Не в том смысле, что тоску смертную навевает и скуку, а как будто читаешь бесконечный форум, на котором собрано стопятьсот версий случившегося. Форум (книга) специфический: местами он околонаучный, местами наводнен упоротыми сторонниками теории заговора.
Персонажи плоские, как в коротком комиксе: они есть, к их лицам прилеплены облачка с репликами, которые и от лица автора вполне себе можно изложить. И скоро понимаешь, что ожидать хоть какой-то глубины в героях не стоит. Порой вообще не ясно, для чего присутствуют некоторые из действующих лиц.
При чтении ни разу не сморило в сон, поскольку изложение добротное. Однако каждый раз, берясь за книгу после перерыва, задавался вопросом: а нужно ли продолжать? Дочитывал из принципа, и если бы не дочитал, то абсолютно ничего бы не потерял.
Faust_II, 3 июля 2015 г.
Dr. Sammael все хорошо сказал об этой книге. И оценку такую же поставил, как и я. От себя могу только добавить, что единственным плюсом этой книги является неплохая проработка различных таинственных происшествий в необъятной Сибири, интересная задумка в плане объединения этих событий одной общей теорией. А так...сюжет ни о чем, в плане спекуляций на тему сродни фильму «Тайна перевала Дятлова» 2013 года — трэшевость сюжета иногда буквально совпадала что в романе, что в фильме.
Вот и все, о книге нечего больше сказать. Читать можно, только если совсем скучно, под рукой нет ничего более стоящего и вы являетесь фанатом всяческой необъяснимой чертовщины (каким я в большей или меньшей степени являюсь, иначе бы и не начинал эту книгу).
P.S. Вот жу лучше бы остановился автор на варианте
taipan, 26 декабря 2012 г.
Начинаясь как раздражающая попытка очередного ремесленника слепить «спекулятивный» бестселлер из реальной трагедии, произошедшей более 50 лет назад с советскими туристами на знаменитой теперь «горе мертвецов», этот роман развивается в духе крепкого западного «экотриллера» с научно-популярными отступлениями и скупо очерченными характерами, а заводит в итоге читателя в ТАКИЕ лавкрафтовские бездны и ужасающие вселенские глубины, что хочется идти к зеркалу и проверять — не прибавилось ли в ходе чтения седых волос?
Здесь даже мелкие недочеты первой трети книги — вроде неестественно-«западного» поведения героев-соотечественников в декорациях современного Екатеринбурга или ненавязчивых попыток иностранного автора произвести экскурс вглубь загадочной русской души и геополитики — работают на антураж. Потому что сразу делается не по себе («что с вами, ребята, черт побери, не так?» или «это он сейчас к чему вообще об этом речь завел?»). А этот роман не то чтобы страшный, он жуткий.
Не читайте эту книгу на ночь.
Знаете, лучше вообще ее не читайте. Ограничьтесь идеально подобранным, леденящим душу эпиграфом из тютчевского «Одиночества»:
С холма на холм скользит мой взор унылый
И гаснет медленно в ужасной пустоте
Лучше остановитесь на этом. Потому что дальше еще жутче.
Dentyst, 6 июля 2014 г.
Книга-загадка, причём загадка начинается с автора и переводчика.
Автор, который больше ничем не известен и переводчик, который больше ничего не перевёл. Хотя, может и не так, но по данным базы ФЛ это так и есть.
Сдаётся мне, что написал этот роман наш соотечественник. А что? — прецеденты известны. Ну, в крайнем случае, перевод очень качественный получился. Поэтому вдвойне странно, что услугами этого толмача широко не пользуются. Впрочем, многих хороших переводчиков тоже не используют по прямому назначению.
Но, собственно о тексте. Давно не попадалось ничего настолько же захватывающего и держащего в объятиях, как этот роман. Интерес подогревался ещё и тем, что про трагедию на перевале я практически ничего не знал. Поэтому увлекало меня ещё и само происшествие, сама фактология. Этот, так сказать вводный кусок уже с первых же страниц успешно начал нагнетать атмосферу тайны, тревоги, саспенса.
Дальше-больше, атмосфера начала скручиваться в тугую спираль, которая не преминула распрямиться в последней части. И распрямилась так, что концы спирали потерялись в бесконечности или ушли в воду.
Самое большое достоинство романа в том, что всему изложенному веришь. Ну, в том смысле, что ничего сверхневероятного тут не описывается.
Видимо, автора могут упрекнуть в некоторй сухости изложения, ведь перед нами просто действие, без глубоких психологических и философских размышлений. Ну и ладно — не Толстой и не Достоевский писали. А в ряду всевозможных дэнов браунов я бы поставил «Перевал Дятлова» на одно из первых мест.
Добавлю, что с таким же азартом я читал только «Похитителей бриллиантов» и «Капитан Сорви-голова» в 12-13 лет.
Для любителей тайн, приключений, желающих отдохнуть не без пользы.
Zangezi, 12 марта 2013 г.
В сети ходят слухи, что эту книгу написал Борис Акунин. Всем известно пристрастие этого автора к инициалам А.Б. И тут у нас не только англо-американец Алан Бейкер, но и основной рассказчик — доктор Анатолий Басков. Иностранец отпадает сразу: во-первых, ТАК иностранцы про русских и Россию не пишут, а во-вторых, всезнающий Амазон не знает никакого Alan Baker, автора Dyatlov Pass. И эта книжка, продающаяся на Амазоне, записана на некоего Alan Beyker. Впрочем, если это Акунин, то стыд и позор мастеру: написано откровенно плохо, наспех, картонно, фразами, чуть ли не скопированными из Википедии (особенно там, где объясняются физические теории или вспоминаются аномальные феномены). Перевал Дятлова — это тайна, нет — Тайна, Аномалия, почему бы и языку, описывающему ее, не стать таинственным и аномальным? Эх, Хлебникова бы сюда..
Спешка повредила и логике сюжета. Не секрет, что перевал Дятлова буквально истоптан многочисленными туристами и экспедициями. Ничего аномального они, разумеется, не встречали. И тут приезжают наши герои, а им, как на блюдечке: и другие звезды, и медведь, и котлы, и озера, и инсталляции.. Допустим, это изобилие можно списать на то, что у них была антипризма, но ведь у группы Дятлова, которая, по мысли автора, тоже столкнулась с кучей аномалий, никакой антипризмы не было, как и у медведя, непонятно за что пострадавшего. Кто в Советском Союзе в тридцатые годы, в разгар антирелигиозной кампании, выберет для научно-этнографической экспедиции название «Сварог» и символ Перуна? Весьма вольно автор обходится и с обстоятельствами гибели дятловцев, добавляя одни детали и не упоминая другие, но это, впрочем, можно уже списать на фантдопущения..
И все же роман небезнадежен. Добавляя в копилку версий причин гибели дятловцев свою, автор исходит из мысли, что они (эти причины) не автономны, а крепко связаны с многочисленными аномалиями на земле, будь то Тунгусский метеорит, Таосский гул или Долина смерти в Якутии. Сюда же он подвязывает современные космологические теории о том, что наша Вселенная представляет собой четырехмерную (мем)брану в пятимерном пространстве — таких бран много, они сталкиваются «временами», что и вызывает аномалии, а заодно позволяет кое-кому путешествовать по мирам и измерениям. Таким образом, читатель вводится, пусть в популярном изложении, на передовую научной мысли.
Правда, практически все объясняя, наш автор убивает саму Тайну — тайну, до сих пор будоражущую всех, кто соприкасается с происшествием на перевале Дятлова — и делает это так легко и походя, что становится немного обидно за тех девятерых, что погибли жуткой и таинственной смертью. Временами автор, похоже, и сам вспоминает, что дело-то жуткое, и пытается нагнать страху лавкрафтианскими интонациями, однако в отсуствие аутентичной атмосферы получается, мягко говоря, не очень. В целом прочитать и забыть — но не о дятловской трагедии. Она еще ждет своего Лавкрафта и своего Джойса.
GoldSwan, 21 апреля 2014 г.
Я бы отнёс эту книгу к жанру псевдодокументальной фантастики. Документальная часть написана очень добротно — читаешь и веришь. Заметно, что очень много материала взято из сети (в аудио версии даже есть мистические звуки) — это еще больше добавляет реальности происходящим событиям. Если бы не финал — поставил бы на балл выше, а так слишком фантастический конец портит впечатление от книги.
Присутствует:
+ документальные факты одного из самых трагических и необъяснимых событий прошлого века
+ документальная подача материала усиливается формой «от первого лица»
+ глубокая проработка материала и существующих версий
+ инопланетный разум
+ тайные правительственные программы
- отсутствие финала, что можно воспринимать как открытую концовку
Отсутствует:
+ маленькие зелёные человечки
+ уверенность, что все написанное — вымысел
alex great, 4 января 2013 г.
Британский писатель на около научно-фантастическую тему решил подогреть интерес к событиям почти 50-ти летней давности .Рассказ ведется от лица доктора Анатолия Баскова работавшего психиатром в больнице в пригороде Екатеринбурга ,в свою очередь слушающий рассказ единственно оставшегося в живых члена научно-исследовательской экспедиции журналиста Виктора Стругацкого, отправившегося вместе с несколькими заинтересованными лицами по следам погибшей 50 лет назад экспедиции Дятлова. Уважаемый г-н Бейкер сумел прикрутить к роману все мало мальски неизученные феномены,вплоть до неясных пугающих шумов механизмов,случая с тунгусским метеоритом и тому подобными мистическими явлениями.Начинаясь как запутагная детективная история,коей по сути и является,роман постепенно перерос в мистическую с сильным креном в трансцедентно-нло-ную тему.Местами было интересно,но все имеет свои пределы и россказни о таинственных инсталляциях и озерах с нечто напоминающим ртуть в дебрях уральского леса явилось последней каплей в оценки данного произведения.И даже знание русской психологии в описании персонажей романа не спасает сложившуюся ситуацию.
Как итог слабый фантастический триллер с очень перспективными исходными данными и бездарной его реализацией.
P.S.Самое интересное что скоро выходит американский фильм с одноименным названием ,рассказывающий о событиях той роковой ночи.Хорошо что не по этому произведению)
Агроном, 15 июля 2013 г.
Весьма достойно. Автор здорово поработал над матчастью и знает о чем пишет, я имею ввиду, трагедию на перевале 1959 года. Но если вы начнете читать книгу, с целью получить очередную теорию произошедшего тогда — то лучше не надо. Это чисто фантастический роман, повествующий к тому же о событиях наших дней. Боялся ляпов и клюквы в описании автором-иностанцем повседневной жизни в России. Их нет. Что, конечно, же не может не радовать. Ляпов в тексте тоже нет не знаю чья это заслуга больше — писателя или переводчика. Вообщем есть впечатление, что автор много жил в нашей стране или очень дотошно её изучил по литературе. Что достойно уважения.
По тексту. Персонажи довольно симпатичные, хоть и несколько... схематичные. Нудятины нет из пустого в порожнее не переливается. Главное достоинство книги очень умело нагнетаемая атмосфера, которая в кульминации достигает, точки кипения и делает невозможным оторваться от романа. Но тут наступает развязка и становится понятно, что кое в чём клюквы избежать не удалось. А в чём это заключается, узнаете по прочтении.)
Вообщем, как бы там не было — книга запоминающаяся и гороздо выше среднего.
alex4577, 6 февраля 2013 г.
Вполне читабельно. Сначала удивило отсутствие развесистой клюквы, некоторые даже предполагали, что такое знание нашей специфики объясняется тем, что это наш автор пишет под псевдонимом. Но, по-моему, это связано с другим. Книга написана так, что всё действие, с теми же героями и тем же сюжетом, один в один можно было бы перенести куда-нибудь на Аляску или в Канаду. И паранормальное спецподразделение КГБ, и печальная судьба народа манси, если задуматься, не имеют ничего типично русско-советского. Короче, почти полное отсутствие русской экзотики, а жаль, меня это всегда забавляет.
gato loco, 29 апреля 2013 г.
Мне роман понравился, несмотря на его некоторую неоднородность и фантастическую финальную часть. Читать очень интересно, тем более, в свете последней не очень удачной русско-американской экранизации случая на перевале Дятлова от Ренни Харлина. В то, что эту книгу написал Борис Акунин не сильно верю, разве что он изо всех сил пытался написать не своим стилем и намеренно писал так «технически-переводно». А в подобную версию произошедшего на Урале во время прочтения книги как-то невольно начинаешь верить, хотя чуть позже эта уверенность рассеивается. Думаю, к этой истории литераторы будет возвращаться еще не раз, и эта версия будет ничуть не хуже остальных. В целом, любителям всего необъяснимого и таинственного смело можно посоветовать прочесть этот роман, тем более много времени у вас это не займет. Ну а то, что автор в кучу свалил множество версий и гипотез, так это его право, и уже от нас зависит, как это воспринимать. В любом случае, раздражения чтение не вызывает.
И да, лавкрафтовские мотивы и атмосфера в книге очень чувствуются!
ReReNa, 16 апреля 2013 г.
А мне произведение очень понравилось. Заинтересовалась историей с дятловцами уже давно, все читала, смотрела. Жутко. Загадочно. Наткнулась на роман, который понравился как раз тем, что автор соединяет множество различных фактов, домыслов в одно целое, пробуя создать единую картину события (чего многие люди, выдвигающие различные версии трагедии, не учитывают). А потом, не нужно забывать, что это все-таки художественное произведение, а значит и вымысел — само собой разумеющееся явление. Читатели, постарайтесь выходить за рамки узкого, банального мировоззрения, мироощущения, тогда и читать легче будет! Спасибо автору за книгу, провела незабываемые вечер и ночь. Удивительное и таинственное «послевкусие».