Антон Чехов «Модный эффект»
Драматурги перепробовали всё: их герои вешались, стрелялись, бросались в пропасть, заболевали водобоязнью. И всё это лунными ночами, под трели соловьёв, среди дохлых лошадей, воющих собак и паровозов. Чем ещё привлечь и удивить зрителя? Николаев, автор «Особого поручения», знает ответ. Он выводит на сцену... литератора Мухина.
Впервые — «Петербургская газета», 1886, № 50, 20 февраля, стр. 2. Подпись: Рувер.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 7 января 2015 г.
Отличная статья. Едкая, хлёсткая. Так и хочется разобрать на цитаты.
О потугах драматургов: «Герои и героини бросаются в пропасти, топятся, стреляются, вешаются, заболевают водобоязнью… Умирают они обыкновенно от таких ужасных болезней, каких нет даже в самых полных медицинских учебниках.»
«В погоне за эффектами наши бедные родные драматурги уже начинают, кажется, заговариваться до зеленых чертей и белых слонов. Что ж, пора!»
«героиня может в одно и то же время плакать, смеяться, любить, ненавидеть, бояться лягушек и стрелять из шестиствольного револьверища системы Бульдог».
О новомодном эффекте:
«Литераторы, выводимые на сцену в качестве самого эффектного эффекта, во всех пьесах имеют одну и ту же физиономию. Обыкновенно это люди звериного образа, с всклоченной, нечесаной головой, с соломой и пухом в волосах, не признающие пепельниц и плевальниц, берущие взаймы без отдачи, лгущие, пьющие, шантажирующие.» — потом был такой же образ чудака-учёного. А теперь и дебила-гения а-ля «Теория Большого Взрыва».
О конкретной постановке:
«Заметно, что он над ним долго «поработал». Его Мухин, жалкое, голодное созданье, от начала до конца пьесы кривляется, раболепствует, изгибается перед сильными, несет чепуху, лжет, клевещет и в конце концов… крадет десять тысяч… Каков типчик? « — это современный литератор в представлении драматурга.
«Если когда-либо какому-нибудь драматургу захочется отомстить газетчикам за их рецензии, то он смело может позаимствовать у г. Николаева его Мухина».
Отличная статья!