Мэтью Хьюз «Гадкий утенок»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Артефакты | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Под чужой личиной Мэзер пробирается на Марс в поисках ответов на давно мучающие его вопросы. Археологи не нужны там, где вездесущие мегакорпорации уже нашли выгоду и рушат последние древние города исчезнувшей цивилизации ради огромной быстрой наживы. Сможет ли один человек противостоять всем своим соотечественникам разом и добыть новые знания о некогда существовавшем марсианском сообществе?
Входит в:
— антологию «Древний Марс», 2013 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 5 марта 2024 г.
Медитативный Марс, медитативная марсианская цивилизация, где все настолько упорядочено, что даже войны ведутся четко по сценарию и перерывами на обед. Отсюда полное приятие аборигенами как своего сущестования, так и завершения оного. Смысл в самом течении жизни, а не в задавании ненужных вопросов «зачем?» и «почему?», которые и привели землян к власти мегакорпораций и сжиганию книг по Брэдбери. Так — или, насколько я понял, что так — видит Хьюз смысл своего произведения.
Но все-таки это вам не попсовый «Аватар» и одинокий предатель собственного народа здесь на превозносится, как герой. Это, скорее, одержимая душа в поисках ответов на вопросы, который приходит как раз к тому, что эти самые вопросы и порождают агрессию существания. К сюжету, конечно, хватает претензий — уж больно он местами условно подает разлагающийся мир землян, слишком полагаясь на других авторов-фантастов, уже проложивших подобные дорожки. Да и начало истории, безусловно, излишне затянуто. Но в целом получилось неплохое себе путешествие в простые слои философии, где всегда будет прав тот, кто рулит процессом на данный конкретный момент времени. А мыслеформы пораждают не только чудовищ, но и периодическое желание хоть ненадолго выключить мозг.
Flight Of Fancy, 6 июля 2019 г.
Рассказ отдаёт дань «Марсианским хроникам» и «451° по Фаренгейту» Рэя Брэдбэри. Этим и создаёт весьма странную канву повествования, которой сложно поверить. Земляне научились грабить соседние планеты, а вот интересоваться ими, видимо, совсем разучились. Забудьте о том, что космос принадлежит человечеству, а марсианские города могут подпадать под понятие культурного наследия. Больше всего поразило, что у этого недоархеолога в арсенале только собственные глаза и обыкновенный журнал для записей и ручка. Конечно, можно нафантазировать много антиутопичных деталей, почему это так, но, повторюсь, автор совершенно не смог написать таким образом, чтобы это было объяснимо без кивков в сторону мэтра золотой эры фантастики.
bbg, 18 октября 2015 г.
Чрезвычайно скучный и многословный рассказ. Мне не кажется правдоподобным сам основной конфликт — то, чем вынужден заниматься главный герой. Если фирма «Нью-Арес» смогла притащить на планету мегаагрегат, то уж пару десятков тонн артефактов — тех же книг с серебряными страницами — она отправить на Землю вполне в силах. И там распродать их за бешеные деньги. Это куда как выгодно, чем переплавлять артефакты в слитки.
А после рассказа «Были они смуглые и золотоглазые» использовать тот приём, который был использован, считаю вовсе неправильным.
Так что текст это скорее слабый, чем сильный. И сделан, по моему разумению, исключительно ради объёма. Не вижу я в нём особенных красот, а вот языковые курьёзы попадаются время от времени. Типа «Длинной вытянутой головы» или злоупотребления местоимением «свой».
Griaule, 23 ноября 2014 г.
Рассказ написан на основе «Марсианских хроник» Бредбери. В нем даже есть явная отсылка на «451 градус по Фаренгейту». Хороший рассказ, как будто вернулся в то время когда впервые отправился на Марс вместе с героями Бредбери.
igor_pantyuhov, 20 мая 2014 г.
Вот такие вот рассказы и составляют «костяк» любого сборника или антологии. Они являются теми «жемчужинами», ради которых и стоит читать всякие тематические сборники.
В этом рассказе, очень точно описана увлеченность человека своим хобби, страстью. Особенно хорошо это видно, когда «видение», которое видит главный герой, прерывается вызовом по рации. И что чувствует при этом человек, когда его отрывают от любимого занятия. Злость и раздражение. Потом постепенно человек начинает думать и анализировать. Такие эмоции, может показать только тот человек, который увлечен очень сильно. Что касается самих «видений» и их описаний, то они мне напомнили человеческие сны. Описание такие же хаотичные и прерывающиеся на самом интересном месте.)
Несколько слов хочется сказать о мире, в котором происходит действие — Марс. Несмотря на краткость рассказа, мир описан достаточно ярко и подробно.
Я поставил данному рассказу оценку 9, так как в нем есть один малюсенький изъян. Им является вовсе не сюжет(хотя он достаточно стандарте — с одной стороны, есть алчная компания в лице бригадира, которая жаждет наживы, с другой — археолог под «прикрытием»(когда прочтете поймете почему в кавычках), для которого не важна нематериальная составляющая), им является концовка. Самые последняя страница. Согласитесь, она немного «мутноватая»?