Антон Чехов «Шампанское (Рассказ проходимца)»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В молодости он служил начальником полустанка на железной дороге, где кроме него и супруги жили телеграфист да три сторожа. На 20 верст вокруг не было ни одного человеческого жилья, ни одного порядочного кабака. Единственным развлечением были окна пассажирских поездов и водка. Так бежали длинные и скучные часы и дни. Как-то раз они встречали Новый год с женой, ожидая полуночи с некоторым нетерпением — были припасены две бутылки шампанского. Он стал медленно раскупоривать бутылку и вдруг уронил ее на пол. Жена сильно испугалась – она верила в нехорошие приметы. И вскоре ее опасения оправдались.
Впервые — «Петербургская газета», 1887, № 4, 5 января, стр. 3, отдел «Летучие заметки». Подпись: А. Чехонте.
Перепечатано в книге: «Стоглав». Иллюстрированный календарь на 1890 г. СПб., 1889 (ценз. разр. 6 июля), стр. 52—54. Подпись: Ан. Чехов.
Включено в сборник «Хмурые люди». СПб., 1890; перепечатывалось в последующих изданиях сборника.
Вошло в издание А. Ф. Маркса.
При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, немецкий, сербскохорватский и финский языки.
Входит в:
— сборник «Хмурые люди», 1890 г.
— сборник «Сочинения А. П. Чехова. Том V. Рассказы», 1901 г.
— антологию «Русская новелла начала ХХ века», 1990 г.
— антологию «Святочные истории. Рассказы и стихотворения русских писателей», 1992 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 16 сентября 2021 г.
Безусловно, сильнейший рассказ. Как и во многих других своих рассказах, Антон Павлович каким-то волшебным образом умудряется вместить в несколько страничек целую жизнь героя, полную драм и неожиданных потрясений.
Жил-был скромный и скучный железнодорожник — совсем как в одноимённой песне «Наутилуса». Одинокий забытый богом полустанок на просторах наших южных степей. Уже от одной такой вводной становится тоскливо, хоть «приставляй железо к больному виску», правда? Нет ничего хуже, чем родиться на окраине гигантской империи.
Казалось бы, что может произойти в серой невзрачной жизни нашего героя? Как оказалось — может, и ещё как может! Дорвавшийся до не бог весть какого увлечения, наш железнодорожник срывается в лихую пропасть, и ничего уже не может его спасти. Если уж делает что-то, то делает это как в последний раз. Наверное потому, что и в самом деле любое, даже самое невзрачное приключение может оказаться последним ярким моментом в его жизни — жизни бесконечной в своей беспросветности.
muravied, 22 октября 2019 г.
Вот уж не ожидал такого у Чехова. Начинается все, как заправский триллер, типа Пункт Назначения. Одинокий полустанок в степи, где мужик случайно уронил бутылку шампанского. Плохая примета, говорит его жена, жди теперь беды. Мужик начинает в панике размышлять, откуда ему ждать несчастье и в этих мыслях пьяным бредёт вдоль путей.. «Те несчастья, которые уже испытаны и которые есть теперь налицо, так велики, что трудно придумать что-нибудь еще хуже. Какое еще зло можно причинить рыбе, которая уже поймана, изжарена и подана на стол под соусом?»
Рассказ обрывается очень неожиданно, и ты даже не сразу понимаешь, что шляпа уже приключилась и мы уже перенеслись в тёмное будущее главного героя. Очень хороший рассказ.
lex_art, 14 февраля 2020 г.
Есть главный герой, и есть забытый полустанок в степи. На этом полустанке он живет, работает и созерцает степь. От степи у него только уныние, которое в зимнее время сменяется кошмаром. Как герой дошел до такой жизни, автор умалчивает. Есть просто некое депрессивное состояние, в котором пребывает человек. Тема произведения проста: даже из такого положения жизнь может «полететь к чёрту верхним концом вниз». Сам рассказ — просто описание того, что из некого состояния с ярлыком «хуже не бывает» герой попадает в другое состояние с тем же ярлыком. При этом принципиально отсутствует сюжет или описание каких-то событий. За исключением действий, связанных с парой бутылок шампанского. Без них было бы вообще парадоксально: рассказ не имел бы названия.