Виктор Шендерович «Соло на флейте»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Контакт | Спецслужбы
- Возраст читателя: Для взрослых
В руки психиатров попадает Сергей Сырцов, вроде бы самый обычный пациент. Плачет и сокрушается, что ничего не получилось. Но при этом исполняет голосом Первый концерт Чайковского. К тому же слишком много знает для необразованного уборщика в метро. Неудивительно, что врачи на всякий случай сообщают о пациенте в компетентные органы. Компетентные органы быстро выясняют, что родился фигурант возле космодрома Байконур, в конце пятидесятых. Дело вполне может касаться вопросов государственной безопасности, а потому следует разобраться, кто он таков, этот Сырцов. Тем более, ему за каким-то дьяволом срочно потребовалась флейта...
В 2015 повесть вышла отдельным иллюстрированным изданием. Художник — Денис Лопатин.
Входит в:
— журнал «Полдень, XXI век'09», 2012 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 24 октября 2023 г.
На удивление — читабельно. И даже более того.
Удивление потому, что форма реализации — мягко говоря, неуместная: сплошные диалоги без каких-либо (даже фрагментарных) пояснений к мизансценам, с редкими вкраплениями имитаций новостных лент.
НО. Масса всяческих — не просто смешных — ржачных реплик, фраз, оборотов и т.п. Лучше всего исполнялось бы со сцены, в качестве эстрадной буффонады:
*** «…От глупости плачет, от насилия теряет сознание.
— Его там бьют у вас, что ли?
— Нет, что вы! Уже нет…»
*** «…Да тут не Господь, отец Силантий. Тут какая-то хрень из космоса.
— Всякая хрень от Господа. Будем молиться. А что говорит ваша наука?
— Наука уже молится, отец Силантий…»
*** «…Перевести в пансионат, любить, выполнять желания! Он вообще по жизни чего хочет?
— Гармонии.
— Так купите ему гармонию! Я за вас соображать должен?..».
***
Со сцены пойдёт — просто на «ура». Ну, если матерок подчистить. И завершение у текста — убойное, в стиле мэтров эстрады: Задорнова, Жванецкого, Горина. Мудрое завершение. Прямо — готовый сценарий радиоспектакля.
***
Намеренно не затрагиваю проблематику самого автора. Это — вообще отдельная песня, и прямого отношения к данному конкретному тексту — не имеет
Darth_Veter, 13 июня 2023 г.
Сергей Сырцов — выходец из Казахстана, несмотря на свою вроде бы русскоязычную фамилию. Но попал он в поле зрения российских спецслужб вовсе не за это несоответствие. А потому, что утверждал, якобы он является тайным агентом инопланетной цивилизации из галактики Бэ-Моль, посланным на Землю, чтобы на месте разобраться, достойны ли люди жить в Большой Вселенной Разума. К сожалению, ответ оказался отрицательным.
Диалоговая форма — весьма тонкий вид изложения сюжета любого произведения. Тут нужно четко соблюдать не только его развитие во времени, но и в лицах — чтобы читатель не перепутал, кто и что конкретно говорит. Виктору Шендеровичу это удалось «на ять». Правда, для этого пришлось включить в текст несколько недиалоговых вставок — выдержек из официальных документов и сообщений от СМИ. Но они общей идеи не портят, а только ее подчеркивают, ибо тон произведения намеренно взят иронично-шутливый. Потому что только так можно довести до читателя неприятные вести, не расстроив его при этом. А то, что новости будут именно неприятными, ясно каждому без подсказки автора: ведь, инопланетяне — слишком утонченная в своей морали раса, на дух не переносящая разного рода извращения. А этих извращений в нашей действительности куда больше, чем пристойностей. Поэтому ответ получился отрицательным. Это значит, что Землю, скорей всего, стерилизуют излучением в тональности си-бемоль — не выживет никто.
Забавно следить за тем, как спецслужбы меняют свое мнение о герое от «типичного психа» до «уважаемого посла». Как говорят в верховных кулуарах, «чтобы подняться по карьерной лестнице, необходимо вначале опуститься и лизнуть зад начальника». Только вот инопланетный посол не обладает психологией и моралью большого начальника — он работает по совести. И прекрасно представляет себе несоответствие человеческого общества межзвездным стандартам. Мы абсолютно ВСЁ делаем неправильно — радио, телевидение, искусство и литературу, политику и личностные взаимоотношения. Куда ни кинь — везде клин, а то и два. Если б мы не вышли в космос, нас бы, наверное, не тронули. Но полет Гагарина сказал нашим «братьям по разуму» многое — в первую очередь, что другие цивилизации могут заразиться от нас нашей болезнью. Ведь всё плохое всегда заразно, причем ОЧЕНЬ. Так что дорогу к иным планетам людям нужно как можно скорее перекрыть.
Тут повесть меняет жанр, переходя в разряд острых социально-политических сатир. И начинает «открывать» нам глаза на все текущие недостатки. Мы и сами их знаем, но по разным причинам «замылили» свои глаза и перестали возмущаться.
Из памяти невольно всплывает давний анекдот. Два червяка — молодой и старый — взбираются на верх навозной кучи. Молодой с восторгом спрашивает старого: «Мама, а что это такое зеленое-презеленое вокруг нас?» — «Это трава, малыш. По ней можно ползать и лежать, греясь на солнце.» — «А что это такое синее-пресинее над нами?» — «Это небо. По нему можно летать, словно птица.» Молодой червяк надолго задумывается, а потом спрашивает: «Мама, а почему же тогда мы до сих пор живем в говне?»
Вот и у инопланетных друзей из Бэ-Моль возникает такой же самый вопрос. Если люди не знают на него ответ, им уже никто не поможет. Значит, нужно начинать «сеять доброе и вечное» сызнова, с самого нуля. Печально, что это понимают все, за исключением нас самих. Повесть, несмотря на свою иронию, предупреждает нас «о несоответствии». Ее автор дает человечеству еще один шанс — до тех пор, пока не подрастет новый агент по имени Альмир.
-------------
РЕЗЮМЕ: полушутливая, полусерьезная притча о несоответствии земной цивилизации идеалам разумного и доброго. Лично меня очень печалит тот факт, что хорошее всегда нужно отстаивать и беречь, в то время как плохое всегда находит себе дорогу самостоятельно.
studio308, 10 ноября 2021 г.
Планета Ка-Пэкс в российских реалиях и со всеми отягчающими. Прямо верится, что всё было бы именно так!
Manowar76, 16 сентября 2016 г.
ШЕНДЕРОВИЧ. СОЛО НА ФЛЕЙТЕ.
Формально — фантастика. Номинально — крик души либерала в современной России. По форме — диалоги. Даже не пьеса, а просто диалоги с эффектом слуховых галлюцинаций.
Картинки даже более провокационны , чем текст, так как изображённых персонажей можно узнать.
serege, 11 января 2013 г.
Хорошая повесть. Очередная вариация на тему преддверия конца света и на что мы готовы, чтобы его предотвратить. Радует наличие в повести современных реалий, таких как фейсбук, Олимпиада 2014, Путин и прочее. И от того, что это не далекое будущее, или прошлое или что-то параллельное, далекое и непонятное, а от того что это наше родное, близкое и современное повесть становится ближе, милее и роднее.