Вадим Полищук «Возвращенец. «Элита пушечного мяса»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 20 век | 21 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Он был обычным делягой, мелким падальщиком россиянского бизнеса (типичный продукт «нулевых» – «купи-кидай», тачка с помойки, подружка с панели, от армии отмазан, совестью не обременен, высшая ценность – собственная шкура), пока ему не пришлось спасать эту самую шкуру, сбежав от ментовского беспредела куда глаза глядят, как можно дальше, аж в 1941 год. И понеслось: запасной полк – передовая – отступление – окружение – фильтрационный лагерь – передовая – наступление – госпиталь… Он бы и рад соскочить, да только сталинский СССР – это вам не продажная РФ, и что делают в Красной Армии с дезертирами и самострелами, «попаданцу» показали наглядно…
Как ему выжить во фронтовом аду, в пехотной траншее и танкодесантной роте, считавшейся «элитой пушечного мяса»? Пригодятся ли на переднем крае навыки барыги-«коммерсанта»? Способен ли «деляга» превратиться во фронтовика – или так и останется тыловой крысой? Получится ли, пройдя с боями от Сталинграда до Берлина, вернуться обратно в XXI век, к прежней бессмысленной жизни? И каково «возвращенцу», выжившему в самых страшных мясорубках Великой Отечественной, оказаться среди нынешних отморозков без верного ППШ под рукой?..
Впервые было опубликовано на сайте Журнал «Самиздат» в 2011 году под названием «Деляга».
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vorpol, 24 сентября 2020 г.
Книга приятно удивила: в отличии от 95% макулатуры серии «про попаданцев», ГГ не учил Берию жизни, Королева — как построить «Звезду Смерти», не цитировал вызубренные наизусть ТТХ техники ВМВ из книг Барятинского, а просто... жил и выживал как мог. Из всех «сверхумений» ГГ продемонстрировал только умение водить и чинить разной степени убитости драндулеты. Что немаловажно и интересно: ГГ «рос» и развивался вместе с сюжетом, если в начале книги основной фокус был на «что бы такое стащить», то к концу книги у ГГ проснулась уже совесть и даже стали появлятся моральные поступки. Из недостатков: «слитый» финал. Понятно, что надо было как-то вписывать «старого русского» в новую для него реальность, но не таким же варварским способом? Кроме того, набившие оскомину бандеровцы, кочующие из книги в книгу, от автора к автору в неизменном антураже и составе, словно из единого «темника» Агитпропа.
denik, 18 октября 2018 г.
По-моему, отличная военная проза. Соблюден баланс между ура-патриотическим шапкозакидательством и либеральным жопоголизмом. Достойный язык. Даже мат совершенно не выставляет автора дураком. А это беда многих прогрессивных современных писунов.
Я бы за это поставил 10, ничего сопоставимого крайние годы я не читал по этой теме. Беда заключается в том, что книжку про войну тупо не станут читать. То ли дело ЛитРПГ или попаданцы....
Может, потому автор и устроил из своей книги попаданческий опус. Чтобы прочитали. И он, в таком случае, оказался прав. Читают, факт. Баба-Яга пусть будет на его совести
Ну, есть вопросы, Например, нет такого человека, кто не написал бы в ситуации ГГ письмо товарищу Сталину или Капице, о будущем. И еще миллион вопросов. Надо быть поразительно сдержанным человеком, чтобы за всю войну (!) один раз поколоться умирающему политруку, что война закончится через 2.5 года... Герой, в смысле выпить — нормальный, как все. Да я всему фронту рассказал бы, что будет — в ближайший же праздник! Однако, должен признаться, при чтении как-то машинновременные вопросы и не возникали.
Мерзкий финал в стиле «сценарий начала девяностых» ничем я не могу объяснить. Пакость, одно слово. Даже без спойлера, оцените: 5 рож, во главе сын местного чиновника-авторитета насилуют маленькую девочку... А ГГ увидел, случайно...
В общем, умерли все. Драматургия, мать ее, чего уж там греха таить...
За финал уберу 2 балла. Обидно, одна страница дряни на всю книгу...
anagor1, 11 мая 2018 г.
Уже не в первый раз мне попадается на глаза исторический по сути роман, замаскированный под модное попаданчество. Анатолий Дроздов, Олег Курылев, с некоторыми оговорками цикл «Залесский» Александра Золотько. В начале десятых, видимо, издатели всем малоизвестным авторам советовали писать с использованием данного сюжетного приема. А дальше, наверное, многое зависит от того, есть ли у автора иные цели, кроме срубания бабла.
Историзм напрямую связан с бытописанием, то есть, с достоверностью тех мелких деталей, из которых и состоит реальная жизнь. Безусловно, я как читатель не могу эту достоверность проверить: меня там не было. Но сам факт того, что автор не избегает описания деталей быта и техники, даже порой впихивает их в текст нарочито, вкупе со здравым смыслом заставляет меня более или менее автору верить.
В «Деляге» уровень историзма, видимо, не слишком высок: это не уровень профессионального историка, а уровень реконструктора. Тем не менее, именно удачно рассказанные детали — то, чем привлекателен роман. По большому счету, в нем ничего особенного нет: язык грамотный, но примитивный, герои достоверные, но... примитивные, всё как-то очень простенько, без изысков. А читается — взахлеб! Потому что у автора — талант рассказчика. Это, имхо, нечто иное, нежели талант писателя. «Писатель» — «инженер человеческих душ», конечно, не в смысле способности их конструировать, это не в его власти, но хотя бы в способности понимать их механику и как-то описывать их движения средствами языка. А рассказчик интуитивно умеет удерживать внимание слушателей: выдерживает правильный темпоритм без скороговорки и провисаний, еще какими-то такими методами пользуется. Конечно, два этих таланта совместимы. Но не обязательно совмещены. Писатель, лишенный способностей рассказчика, никогда не будет популярным, его смогут оценить лишь немногие. Рассказчик без «инженерного образования» популярным станет легко. Но сможет ли оставить след в истории...
Мне даже немного стыдно порой ставить роману, который я прочел влёт, оценку ниже, чем тому, который с трудом осилил. Но как-то вот так. Большое спасибо автору за доставленное удовольствие, но до Бориса Васильева и Василя Быкова, или же до Дмитрия Быкова и Эдуарда Веркина ему далеко. (Валентинов, Водолазкин, Булычев — профессиональные историки, о них и речи нет). У меня еще возникла четкая ассоциация с фильмом «Мы из будущего», хотя фильм, пожалуй, сильнее — может быть, благодаря средствам кинематографии.
А финал «Деляги» — он, может быть, логичный, пусть и отдает слегка дешевым пафосом, но он еще и «сказочный». Автор ведь «соскочил» на самом интересном месте, попросту обрубив жизненный сюжет в угоду книжному. Только в сказках всё рубится в стиле «...и жили они долго и счастливо», а тут наоборот. А ведь очень, очень интересно, как будет жить в нынешнем времени его вроде бы типичный отпрыск, каким-то чудом прошедший войну. Но это понять и описать гораздо, гораздо сложнее.
bbg, 13 марта 2017 г.
Роман о буднях войны. О том, как человек, попавшие в её жернова, пытается выжить, пытается задержаться на шнеках гигантской мясорубки и выскочить в целости наружу. А если не в целости, то хотя бы с не самым большим уроном.
Собственно, поговорка «Подальше от начальства, поближе к кухне» придумана не жуликами или ловчилами, а обычными людьми. В меру героическими — сообразно обстоятельств, в меру циничными — а идеалистов и прекраснодушных мечтателей на фронте выбивают в первую очередь. Теми, кто живёт по принципу: делай что должно, и будет что суждено.
Так и Вове Три Процента пришлось геройствовать по необходимости, да так, что превратился он во всё повидавшего ветерана, и этот опыт что-то стронул в его сознании, в отношении к миру, окружающим и к себе. Поэтому финал меня расстроил, но не огорчил. Он логичный. Не мог человек, пройдя почти всю Великую войну, не измениться...
dimon1979, 16 декабря 2013 г.
Много лестных отзывов читал в интернете о творчестве Вадима Полищука. Для знакомства, я решил начать с самостоятельного романа, который на странице автора на Самиздате назывался «Деляга», но издательство решило его переименовать в «Возвращенца. Элиту пушечного мяса». Глупее названия — тяжело придумать, и кто-то из редакторов еще за это и деньги получил ( в голове не укладывается). Если бы до этого не знал ничего про автора и специально не следил бы за выходом его книг, то купить книгу с таким названием и с такой обложкой, я бы вряд ли рискнул.
Не буду останавливаться на самом «забросе» нашего современника в 1941 год, потому что эти моменты нельзя никаким образом представить достоверно, поэтому для меня это абсолютно безразлично. А вот образ главного героя, который попадает в самое начало ВОВ и то, как ему приходится выживать в новом для себя мире, это уже обязательная часть и от того, как автор все это опишет и зависит мое восприятие всего произведения.
Не скажу, что Полищук придумал что-то новое или необычное. Описание каждодневных военных будней, всех тягот и лишений обычной солдатской жизни, все это было задолго до него рассказано сотни раз. Основной задачей автора было достоверно вписать нашего современника в этот период, чтобы его поступки не противоречили нашему отношению к жизни, но и не выделялись на фоне жителей военного времени 1941 года. В этом произведении не будет геройства, изменения хода войны, встреч с высшим руководством войны, герой не придумает автомат Калашникова и никак не поможет Красной армии раз громить врага. В чем же тогда его предназначение, зачем автор ввел в это время нашего современника? Полищук хочет наглядно продемонстрировать, что человек формируется в коллективе и только от окружающих зависит кем он станет. Конечно, персонаж романа всеми силами старается избежать прямых военных действий, он очень не хочет ни с кем воевать. Это нормальная реакция. Сильно сомневаюсь, что другие на его месте поступали бы по-другому, инстинкт самосохранения — все еще один из основных инстинктов.
Вадим Полищук написал книгу о войне, показал насколько это страшное место для человека. Но на примере своего героя, писатель показывает, что даже в таких нечеловеческих условиях, можно не только остаться настоящим человеком, но кому-то даже и стать им.
Tavrida, 3 декабря 2012 г.
Лучшее в жанре за последние 2 года. Банально выражаясь, после всех этих Таругиных, Золотько, Злотниковых и пр., книга В. Полищука — как глоток свежего воздуха. Отличная книга. Особенно порадовало отсутствие гневных выкриков и полемических многостраничных рассуждений о гнусной либеральной действительности.
Запоминаю имя автора. Ищу предыдущие книги. Жду следующих...
VovaZ, 8 октября 2016 г.
Ну, при всей замыленности темы и сюжетной интриги, вышло читабельно. Не шедевр, не дай Б.г, но прочлось вполне доброжелательно.
Главный недостаток — скверно отработанная сюжетная линия. Автор ввергает главного героя в попаданческие приключения, ведёт его по дорогам войны, от Москвы до Германии, как обычно. Онако, роман явно ведётся от события, к событию, без особой центральной идеи. Как результат, неубедительный финал, просто означающий, что автору надоели и роман и герой. Ну и проблема «лишнего человека» разрешается вполне «по-лермонтовски».
Плюс, на мой взгляд, что автор не погнал героя на приём к Сталину, с чертежами АК и РПГ-9, а смело отступил от законов жанра. Никакого прогрессорства, герой просто идёт в пехоту, проживает войну глазами рядовой «махры». И это, в моих глазах, ценно.
Сценизм высок и увлекателен. Драйв и колорит войны захватывает, вполне в традициях лучших советских баталистов. Образы героев живы, цельны и колоритны.
Свежайшая идея — перемещение по времени, с помощью «бабы-яги» :)
Роман прочёлся легко, развлёк.
Denver_inc, 19 декабря 2012 г.
Пока что — это лучшее, из всего, что я читал, за последнее три года, о Попаданцах в нашем прошлом. Почему-то вспомнились слова Высоцкого: «значит нужные книжки ты в детстве читал», наверно это и про Делягу тоже. Хорошая, правильная книга, о «деляге», Вове-три процента, волею судьбы, попавшему в далёкий 41-й год. Причём, у него нет навыков афгано-чеченских войн и стреляет он плохо, а ножом может только картошку чистить. Но почему-то, по концу книги, испытываешь гордость именно за него — Вовку Лопухова, самого обыкновенного российского парня. И пусть, он за всю войну не сбил ни одного самолёта, не поджёг ни одного фашистского танка, всё равно, перед такими солдатами хочется снять шляпу и поклонится в ноги... Поклонится до самой земли.
P.S. А название-то, какое мерзкое, издательство на обложку поставило: Возвращенец. «Элита пушечного мяса» — тьфу, то ли было в самиздатовской версии — Деляга :))
amlobin, 5 июля 2016 г.
Очень хорошая книга, на фоне многих других попаданцев весьма достойно смотрится и по языку, и по содержанию. Романов, где герои на коленке мастерят гранатомет и учат воевать сталинских генералов, гораздо больше. Но деляга реалистичнее. И сюжет с превращением жулика в солдата не так прост, как это кажется на первый взгляд. Крошить врагов пачками конечно проще.
В данном произведении ГГ попадает в 1941 и оказывается рядовым в пехоте. Учебка, Вязьма, Сталинград, первый госпиталь, второй, танковый десант, криминальные делишки... Он не рвется в бой, он пытается отсидеться в тылу, но судьба не дает такого шанса — все на фронт! В конце-концов он оказывается шофером, хотя и это место не такое уж сладкое, как оказалось.
После возвращения оказалось, что мелкий спекулянт и кидала стал совершенно другим человеком.
ЫМК, 16 октября 2012 г.
В современной альтернативе условно можно отследить два течения. Первое — попаданцы-воротилы. Если они попадают в 41, то тут же бегут к Сталину, собирают на коленке АК под промежуточный патрон и атомную бомбу из туалетной бумаги и канцелярских скрепок. Второе направление попаданцы-влипанцы. Эти в историю не попадают, а влипают. Со всеми вытекающими последствиями... их главная задача — выжить. По своей сути это направление попытки написать исторический роман с точки зрения современного нам фигуранта. Это безусловно легче, чем писать действительно исторический роман, опять же чистая «история» ныне не популярна.
Эта книга яркий представитель второго течения.
По сюжеты: Что будет если правильный пацан в малиновом пиджаке окажется в окопе июня 41 года? Да ничего не будет. Еще один солдат в гигантской топке большой Войны.
По героям: все, включая ГГ обычный для этого жанра картон.
По языку: немногим лучше, чем школьное сочинение.
Общий вывод — рекомендовано к разовому прочтению.
StasKr, 2 ноября 2012 г.
Так испоганить неплохую вещь ещё надо постараться. А ведь до самого конца всё было хорошо. Конечно, способ переброса в прошлое у многих вызовет либо усмешку либо недовольство, но я на подобный момент всегда смотрю сквозь пальцы, ведь главное не то КАК герой перемещается во времени, ЧТО с ним происходит после этого. А здесь у автора всё было очень не дурно. Мелкий аферист попавший в горнило Великой Войны. Никакого прогрессорства, никакого общения с Вождём. Учебный полк, первый бой, выход из окружения, бои, ранения, снова бои, снова ранения. Темп описываемых событий – высокий, так как в небольшую книгу поместились события четырёх лет. При этом сюжет не выглядит рваным, «Возвращенец» представляет собой цельное и законченное произведение.
Роман вызывает ассоциации со второй половиной «Вчера была война» Буркатовского. Наверное потому, что там тоже описывались события Великой Отечественной с точки зрения рядового шофёра (а герой Полищука успел сменить несколько воинских специальностей, в том числе и баранку покрутить). Ну ещё и потому, что война в этом романе лишена всякого пафоса. Холод, грязь, вши, вечный страх на передовой, воровство и голод в тыловых частях, серость госпиталей.
Персонаж получился у автора (что бы там не писал предыдущий лаборант) довольно живым. В отличие от множества других попаданцев Вовчик Три Процента не стремиться проявить героизм. Напротив, он всеми силами старается держаться как можно дальше от фронта. Иногда это ему удаётся, иногда – нет. Только бы день пережить, да желудок набить – вот скромная программа минимум рядового солдата великой войны. Ну а если удастся спирта добыть, да какую-нибудь бабёнку к сексу склонить – так значит и программа максимум выполнена. Но когда начинается бой он не празднует труса. Настоящий ветеран, который воспринимает войну не как Подвиг, но как Работу. Такого можно ранить, но убить – очень и очень сложно. Именно по этому Три Процента и смог пройти весь ад войны от начала и до конца, выжив в самых страшных битвах Великой Отечественной.
В итоге получился неплохой образец военной прозы с небольшой долей фантастики (иначе бы роман просто не напечатали). И надо же было автору испоганить всю историю финалом в духе «в общем, все умерли»! От такого окончания книги возникло ощущение, что кто-то сначала сготовил кастрюлю супа, а потом смачно в неё плюнул. Уже после прочтения этого романа я посмотрел отзывы в сети на другие произведения Полищука. Судя по всему, автор любит проделывать нечто подобное со своими героями (видимо для большего «реализма»). Вряд ли я ещё раз возьмусь за его творчество.