Алексей Слаповский «Я - не я»
Некий обычный и ничем не примечательный человек вдруг приобретает удивительную способность меняться телами с другими людьми, чем ему приходится занимается на протяжении всего романа, становясь то подпольным миллионером, то поп-звездой, то опустившимся алкоголиком. С этого-то и начинаются его мытарства...
Опубликован в журнале «Волга», 1992 г.
Отрывок из романа опубликован в журнале «Белый лист» (Уфа), №2, 1992, стр. 6-7.
Входит в:
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 202
Активный словарный запас: средний (2885 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 1% — на редкость ниже среднего (37%)!
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман) |
Экранизации:
— «Я не я» 2010, Россия, реж. Андрей Красавин
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
MarchingCat, 12 декабря 2017 г.
Жил-был себе самый обыкновенный мужичок. Каких миллионы. Дом-работа-дом-работа... Но было у мужичка необычное хобби (или, скорее, странность) — любил он наблюдать за бытовыми действиями окружающих. Нет-нет, никакого подглядывания в плане эротики. А мог, например, засмотреться как мужик на остановке семечки лузгает. Или, например, как дедок в окне первого этажа селёдку чистит. Просто остановиться и засмотреться. Потом встрепенуться и дальше своей дорогой пойти.
Но однажды так засмотрелся... при некотором стечении обстоятельств... что его сознание перенеслось в тело мужика, на которого засмотрелся. С этого и начались его приключения.
Никаких спойлеров, сие — старт романа, сюжетная завязка.
Никакого боевика, никакого треша. Описывается всё просто и обыденно. Чем роман и выигрывает. Главный герой — простой мужичок, непутёвый и нерешительный, и действие идёт соответственно. Куча непоняток в связи с тем что делать в данной ситуации, как сразу по попаданию в новое тело (ведь память носителя не сохраняется), так и вообще. Вот и плывёт наш герой по течению, как и всю жизнь плыл в своём времени. Хотя, конечно, такие приключения не могу пройти бесследно. И наш герой то ломается, то упрямится, то характер проявляет, то изменить что-то пытается...
Но главное тут — литературным и психологическим мастерством автора, мы видим правдивые/реалистичные судьбы людей и ситуации. Местами с грустью, местами с юморком. Почему и издаётся раз за разом этот роман (да и другие произведения Слаповского) не как фантастика, а как большая литература, ну или как обычная современная проза.
А мораль сей басни, сего романа... у каждого в подобной, пусть и фантастической ситуации, была бы своя. А авторская... увидит, кто прочитает. Если поймёт. Ну а не поймёт — останется при своих. Я вот не уверен, что понял. А с тем, что понял — не согласен. Но это мои проблемы.
Не скажу, что эту книгу читать нужно. Но что можно — точно. Хорошо и интересно написано.
П.К., 28 сентября 2018 г.
Прослушал в аудиоварианте. Что сказать? Отличное начало, когда мало переходов. Проработанные образы, психология. Потом переходы ускоряются, видимо автор устал вникать в персонажи, решил взять повествование количеством. Или фантазия закончилась. Или стало скучно, а что-то писать надо, ведь роман. К концу просто брошенная на полуслове книга — «ребята, я задолбался».