Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер «Евангелие от палача»
- Жанры/поджанры: Детектив (Нуар ) | Триллер
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
«Евангелие от палача» – страшная книга. Страшная – и честная. Честная до предела, до боли. Читать ее – трудно, но надо. Потому что боль этой книги – это боль нашего недавнего прошлого, боль искалеченных сталинским режимом судеб, тысяч и тысяч изломанных жизней. Плохо спится палачам по ночам… Потому что к ним возвращается прошлое. И память о совершенном много лет назад не выбросить из головы уже никогда. Потому что палачи знают: рано или поздно настанет время расплаты…
Входит в:
— цикл «Евангелие от палача»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mishel5014, 1 сентября 2021 г.
Жуть, мрак и Израиль.
Очень хорошо написанный детектив-боевик-триллер о жизни и работе офицера МГБ со всеми кошмарными подробностями его грязной работы.
Разоблачение преступлений сталинизма?
Стоп.
Не знаю, только мне ли при чтении этого романа, а может — и кому-то еще? — невольно приходит в голову мысль.
А где-то в другой стране его коллеги работали ( и работают) по-другому? При проведении спецопераций у офицеров английской, американской, израильской, китайской или любой другой спецуры не возникают подобные коллизии?
Так что, граждане, не воротите нос — «полиция в жизни каждого государства есть». И тайная полиция на определенном этапе — тоже.
Я думаю, строгой историчности от этой книги лучше не требовать — она собрала все слухи 50-х годов о готовящихся репрессиях многострадального народа (который спасло только упокоение Вождя и Учителя). Так что есть там и страшные байки, и чернейший юмор, и такой уровень цинизма — что после него начинаешь даже сочувствовать главному герою. «Палачам бывает тоже грустно. Пожалейте, люди, палачей!». Хотя уж полковник Хваткин никак не палач — он скорее ландскнехт невидимого фронта.
Озадачивает финал произведения.
И это — один из самых сильных моментов. В общем и целом — написанное великолепным языком, очень небесспорное исторически и идеологически, и несомненно незаурядное произведение. Рекомендовать поостерегусь.
Sumy, 30 сентября 2019 г.
Неоднозначная книга. Её будут хвалить. Ругать её тоже будут. Вот только то, что её содержание шарахнет читателя по мозгам, несомненно. Впрочем, дочитают её до конца не все. Жёстко написано. Ну, и со многими идеями книги ортодоксальным адептам противоположных взглядов будет трудно примириться.
«Евангелие от палача». Вроде бы название ну точно в десятку. Но ведь палач просто выполняет своё дело. Особо не мудрствуя. Работа такая. Так может и герой романа Павел Хваткин тоже просто палач? Надо же кому-то выполнять грязную работу. Ведь он же не ярый антисемит. К тому же плевать он хотел с высокой башни на всякие там социальные идеи. А может Хваткин просто маленький винтик системы, бездумно выполняющий приказы вышестоящих? Этакая туповатая мразь. Нет! Главный герой весьма хитро маневрирует среди клановых интриг органов госбезопасности. Не высовываясь особо, но и не превращаясь в шестёрку. Хваткин умён. Правда на этом перечень его положительных качеств заканчивается. Он не палач. Он работодатель, обеспечивающий палача работой. Палач для Хваткина слишком мягкое определение.
Кому-то покажется, что этот пенсионер-гебешник наказан самой жизнью. Друзей нет, любимой женщины нет, родная дочь его ненавидит. Да и окружают Хваткина такие же гниды, как и он. Даже хуже, ибо не так импозантны как герой книги. Уверяю вас, нет. Такие люди как Хваткин этим не заморачиваются. Совесть? А есть ли она у таких? Единственное, что может портить жизнь Павлу Егоровичу это страх. А вдруг возьмут за причинное место да припомнят старые делишки.
В общем, герой (или антигерой) у Вайнеров получился. Кстати, а каким бы был Павел Егорович Хваткин, не попади он в органы? Думаю, что совсем не ангелом он туда попал. (Вспоминаю эпизод из «Обратной дороги нет»:
— Это вроде бы он сам не сволочь, а произведённый в сволочи? — прищурился Андреев. — Нет, — сказал майор. — Это он, прежде всего, сволочь!)
Впрочем, Хваткины это отнюдь не продукт той системы, которая почила в бозе в 1991 году. Просто оглянитесь вокруг. Не исключено, что узнаете его в вашем соседе или сослуживце.
В плюс авторам поставлю и язык. Сочно написано. Ну, и сам сюжет не давал расслабиться. Два дня, читая книгу, я задавался вопросом, чем же всё закончится.
Теперь о том, что не понравилось. Первое, это мрачная атмосфера конца 70-х, показанная в книге. Может из-за того, что это пора моей юности, но мне эти времена кажутся совсем другими. Давайте вспомним. Дело происходит в 1979. А это болгарские сигареты и молдавский портвейн, дикие танцы на дискотеках под Boney M- Smokey-ABBA –Bee Gees , «Москва слезам не верит», «Экипаж» и «Пираты ХХ века», Элтон Джон в Москве, сборная СССР по хоккею сильно огорчает канадцев. Страна продолжает строить БАМ, борется за разрядку международной напряжённости, запускает спутники, свершает научные открытия. И люди в этой стране в большинстве своём хорошие. Может даже получше теперешних.
Второе, это перекручивание исторических фактов. Вайнеры описали готовящееся чуть ли не поголовное истребление еврейского народа в СССР. Прелюдией которого стало «дело врачей» специально спровоцированное и подготовленное МГБ в 1953 году заявлением Лидии Тимашук. Постойте, но ведь эта дама начала «бить в колокола» задолго до этого. И жила после смерти Сталина может и не очень счастливо, но долго. Есть и другие нестыковки. А, как известно маленькая ложь рождает большое недоверие. К тому же подогнанная под потверждение авторской концепции «клюква» ведёт к засорению неокрепших мозгов. Вдобавок я хорошо запомнил рассказ своей матери, как они всем классом объявляли бойкот девушке, обозвавшей одноклассницу-еврейку. Уверен, что в стране, в идеологии которой одним из краеугольных камней был интернационализм, такое было бы невозможно. Даже при наличии бытового антисемитизма. Аркадий Александрович и Георгий Александрович, ну не надо передёргивать! Тем более что найти то, за что можно разнести в пух и прах многие события тех далёких дней очень легко.
В третьих, слишком этот Хваткин напоминает сбежавшего в США бывшего генерала КГБ Калугина. Возникает впечатление, что без них не обходилось ни одно мало-мальски значительное событие. Всё-то они знают, везде побывали, во всем поучаствовали.
Признаюсь, что ярых нелюбителей других наций я на дух не выношу. А к антисемитам ещё и особая претензия. За то, что стараниями этого гнуса некоторые евреи превращаются в параноиков везде выискивающих антисемитов. Ребята, поверьте, национально-озабоченных ведь не так уж и много. Вот только уж очень они заметны. Просто вспомните классику: “- Мал клоп, да вонюч!”
В заключение скажу, что это не та книга, которую я бы стал рекомендовать всем. И всё же попробуйте. Может стать хорошей прививкой. А уж от чего? Тут уж как получится.
Tregg, 16 июля 2018 г.
В этой книжице правды столько же, как и в солженицынском «Архипелаге». «Настрадавшиеся» при «кровавом совке» братцы Вайнеры нагадили в щедро кормившую их руку, попутно изваляв в дерьме всё, до чего смогли дотянуться. Типичные представители интеллигенции, достойные провозвестники нынешних либерастов типа Альбац.
MikeGel, 1 августа 2012 г.
Знаковое совпадение: ведущими русскоязычными фантастами второй половины прошлого века были братья Стругацкие.
Ведущими детективщиками — тоже братья. Вайнеры. Созданная ими «Эра милосердия» в своём жанре такой же шедевр, как «Пикник на обочине» в своём.
Сейчас речь, однако, пойдёт не об известной всем и каждому, прославленной фильмом с Владимиром Высоцким «Эре милосердия», а о произведении, многие годы пролежавшем в столе у авторов и нашедшем читателя лишь в начале девяностых.
И — к сожалению, растворившемся в хлынувшей на книжный рынок лавине «обличительной» литературы, и потому известной относительно немногим.
Итак, «Евангелие от палача». Неимоверной силы и жёсткости роман. Не вполне детективный, хотя элементы детектива присутствуют. Читающийся на едином дыхании, гневный и циничный одновременно, бьющий по эмоциям и по нервам и, что самое главное, не оставляющий равнодушным. Зато оставляющий послевкусие — горькое, злое, не отпускающее.
Создать роман с отрицательным главгером, которому тем не менее, несмотря на то, что он законченный подлец и негодяй, сочувствуешь — дело чрезвычайной сложности. Попытки такой литературы были. Но из того, что читал я, пожалуй, лишь Вайнерам в «Евангелии от палача», удалось эту задачу решить.
Главгер — не просто подлец и людобой, он человек, на котором пробы негде ставить. Кладезь самых отвратительных человеческих пороков. Подлость, предательство, наветы, убийства и детоубийства, шантаж, абсолютная беспринципность — всё это в его арсенале. То, что он творит, за гранью добра и зла. И, тем не менее, Вайнерам удалось придать герою такую мощную харизму, что, читая, ловишь себя на том, что подсознательно сопереживаешь такому мерзавцу.
Ну, и наконец, финал... Ошарашивающий, под стать всей череде событий.
На главгера наконец-то нашлась управа — не менее сильный и волевой человек, чем он, но только по другую сторону баррикад. Мститель, чьих родственников главгер уметвил.
На этом роман заканчивается, зло выходит сухим из воды, оно оказывается сильнее добра. Мораль? Есть она. Не лобовая, очень неоднозначная и жестокая.
Я бы сказал — роман для обязательного чтения. И прекрасно написанный, ко всему.
prouste, 29 июля 2013 г.
Вполне себе самостоятельный роман, заявленный как вторая часть дилогии. Мощное фактурное, богатое на детали погружение во тьму, редкое явление: роман от лица заведомого негодяя и палача. Несколько напоминает «Руку» Алешковича и уж точно напоминает симбиоз «Отчаяния» и «Тайны Кутузовского проспекта» Юлиана Семенова. Литературно указанным произведениям не уступает, по степени натурализма, тотальности показа растления нации будет помощнее. Я вот после этой книги читал «Черную линию» Гранже и, скажу, помимо разницы в литературном качестве авторов ( Гранже пошел ну как водичка), с точки зрения демонстрации распада психики и надругательств над духом и телом француз очень слабоват. Опять-таки немалое место ( хоть и меньшее чем в предыдущем романе)занимает еврейская тема, опять изнасилованная хранительница изгойства и проч. Книга велика по объему, но воды мало, масса внутриведомственных интриг. Фактурная антисоветчина, уступающая, пожалуй в литературном качестве и Дудинцеву и иным перестроечным китам книжек про сталинский период, но эмоционально мощнее некуда.