Джек Макдевит «Камински на войне»
Земной цивилизации начала XXIII века был известен только один сравнительно близкий к Солнцу мир, на котором существовала цивилизация разумных инопланетян: Инакадемери. Чужаки там обитали двуногие, не слишком отличные от людей, но имелась одна проблема. Политическая и экономическая структура их общества слишком явственно напоминала эпоху империй, колоний и безжалостных диктатур слаборазвитой Земли. Их защищали, указывая, что этой цивилизации просто нужно дать время и не вмешиваться в их развитие. К сожалению, начали они примерно за десять тысяч лет до человека, и непохоже, чтобы достигли с той поры ощутимого прогресса.
Пылкий антрополог Артур Камински пойдет на все, не исключая нарушения полудюжины законов, чтобы хорошеньким пинком перебросить-таки эту цивилизацию на более справедливый путь развития — как он его понимает. А что думает по этому поводу бюрократ Хатчинс, вечно трясущаяся, чтобы земные технологии не попали к варварам Инакадемери, его не слишком заботило — до поры до времени...
Входит в:
— цикл «Космоархеологи»
— антологию «Forbidden Planets», 2006 г.
— сборник «Cryptic: The Best Short Fiction of Jack McDevitt», 2009 г.
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (1), самиздат (1)
- /перевод:
- К. Сташевски (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 30 марта 2021 г.
Повесть из цикла «Космоархеологи».
Ироничное прогрессорство — вот так в двух словах. Есть похожий роман у Рассела -классика фантастики -«Оса». Там у героя получилось благодаря продуманному плану действия автора воплотить задачу свержения диктатуры. В этом же сюжете автор не смог применить смекалку сюжета и герой был обречен на поражение. В финале конечно мы выигрываем — земное общество обратило своё внимание на планету , где идут постоянные войны, но в сюжете задумка героя проиграла- с такими государствами наков автору нужно было бы придумать более реальный сюжет. Но в целом интересно и захватывающе.
FixedGrin, 2 января 2020 г.
Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/37qGOma).
Следующим по объему произведением после романов о Хатчинс в космоархеологическом цикле является эта повесть, которая на русский пока не переводилась. Не вполне ясно, к добру то или к худу, ведь реакция читателей, закормленных бесчисленными фанфиками Времени Учеников, вполне могла оказаться неадекватной: как Харрисона виноватят в беззастенчивой контрабанде артефактов из Зоны, так и Макдевита, вполне возможно, обвинили бы в покушении на светлый образ Руматы Эсторского. Юноша со взором горящим Артур Камински, впрочем, тут больше похож не на классического прогрессора БраСов, а на чеховского попаданца из тибетских (или вертикальных) монастырей на стартрековский “Энтерпрайз”.
Протокол Баррина-Риса, диктующий невмешательство в дела слаборазвитой цивилизации Инакадемери, точно аналогичен Первой Директиве Флота Стартрека, а не прекраснодушным моделям базисной теории феодализма. За сорок два года скрытного пребывания землян на планете и орбите попыток остановить бесконечную войну на семи из девяти континентов не предпринималось. Откровенно говоря, на то имеются веские аргументы: еще прежде, чем люди изготовили первый глиняный кирпич в Шумере, у наков сорок тысяч лет (по другим вариантам, десять) напролёт цивилизации сменялись тёмными эпохами. Весьма похоже, что эти существа, подобно мошкитам Нивена и Пурнелла, попросту неспособны к достижению стабильности в политике и экономике. Одна отрада: они так и не додумались до расщепления атома (кстати, это допущение Макдевита требует гораздо более тонкой настройки стартовых условий, чем роковое попадание Прыжковой Точки в фотосферу Ока Мёрчисона, приводящее к гибели всех мошкитских кораблей и убедившее мошкитов в бессмысленности освоения сверхсветовых скачковых технологий).
В канонических произведениях БраСов (криптоистории вроде «Возвращения в Арканар» забавны, но вызывают лишь неловкость за авторов) судьба арканарского общества после психического срыва и эвакуации Руматы не освещается; впрочем, там не названо даже имя планеты, которую все Ученики и фанаты творчества привыкли именовать Арканаром. А ведь у Руматы было куда больше шансов на успех, чем у Артура Камински: Антон Эсторский обладал достаточным физиологическим сходством с аборигенным населением, чтобы совокупляться с их девушками и без труда сойти за красавчика-аристократа, Камински же, как и другие земляне, вынужден носить световодный плащ-невидимку не только по протоколу Баррина-Риса или для подавления разыгравшегося либидо при наблюдении за местными практиками группового секса на свадьбах, но и потому, что облик землян производит на местное население не меньший ужас, чем на людей — резиновые куклы Роба Боттина. Вполне возможно, кстати, что и Артуром антрополог поименован в честь Кларка, чьи Сверхправители из «Конца детства», решив замирить землян, также избегали им показываться в истинном облике, точно идентичном христианским представлениям о демонах с рогами и хвостом.