Сергей Игнатьев «Яблоки Гесперии»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Терраформирование | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Поколение людей, дотянувшихся до звезд. Следуя мичуринскому завету, они не ждут милостей от природы. Века отделяют стук топора в чеховских садах от перешептывания убеленных цветами ветвей в садах Марса. Но, как и встарь, замирает сердце при мысли о неизбежности расставания. Как и встарь, душа томится от неразделенной любви. Звездолеты, терраформинг, космическая экспансия... А злополучные вопросы все те же.
Входит в:
— журнал «Полдень, XXI век'08», 2012 г.
— журнал «Горизонт, № 12, 2023», 2023 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 11 июня 2023 г.
Не совсем удачный по сюжету и стилю рассказ о неразделенной любви в антураже марсианских садов. Неудачен он как с точки зрения здравого смысла (кто же будет привлекать к терраформированию людей с неустойчивой психикой?), так и с точки зрения языка изложения (сомнения и мучения влюбленного описаны очень уж неубедительно). А напоследок мне хочется напомнить автору известную фразу из гоголевского «Ревизора»: «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
--------------
РЕЗЮМЕ: фальшивая по смыслу и содержанию история о двух влюбленных, которых разделил на Марсе яблоневый сад. Поскольку она явно противоречит русской классике, читать ее натурам утонченным настоятельно не рекомендую.
mputnik, 31 декабря 2023 г.
Тема: «Будни молодежных научных коллективов, адаптирующих на биостанциях земные яблони под природные условия терраформируемого Марса». Идея: отсутствует. Ну, ежели не считать идеей набивший оскомину лозунг из животного детства человечества: «После нас — хоть потоп». ФантДопущение: «Освоение Марса на определенном этапе терраформирования планеты позволит поручать задачи адаптации определенных сортов растений малочисленным молодежным коллективам, самостоятельно реализующим все необходимые работы в рамках автоматизированных биостанций, в том числе — в условиях открытого грунта».
Субъективный фактор (нравится / не нравится): желания перечитать — нет, текст произвел негативное впечатление. Наряду с имеющимися фантазийными компонентами автор живописал уродливые даже с точки зрения нашего времени помыслы и поступки молодого эгоиста, превозносящего собственное «Я» не только выше надежд и чаяний иных «старателей, но и выше установок Социума, законов государства и т.п. Художественной ценности — не усматриваю (то бишь — не могу назвать ярких, заметных авторских находок в языке, стиле, настроении). Автор тратит 90% энергии на живописание мерзости себялюбия одного из героев повествования. Цель — ускользает от понимания,
Убедительность – отсутствует. Да, нам представлен самолюбивый эгоист до мозга костей, как говорится. НО. Ни словом, ни пол-словом автор не обмолвился на тему как это конкретно могло произойти: кто пропустил явно больного человека в космос, почему эти проявления себялюбия (которые оный герой и не скрывает) не насторожили окружающих и т.п. НЕнатурально. В высшей степени «притянуто за уши». Человековедческая ценность – отсутствует. Действующие лица — «черно-белые», без аспектации поступков и помыслов, типа — «хороший», «плохой». Примитивно. Новизна — отсутствует. Неприкрытое подражательство ранним Стругацким. Очевиднейшее.
Особых претензий к грамотности, корректности, адекватности, ритмичности и целостности — обсуждать не буду. На фоне означенных выше недостатков — уже не принципиально
xotto, 6 апреля 2018 г.
Так вышло, что я несколько раз бралась читать этот рассказ, но никак не могла его прочесть. Объясню это комплиментарно: автору удалась знойно-безнадёжная атмосфера, а потому читатель волей-неволей проникается декадентским унынием и взгляд его по тексту не летит стремительно, а тоскливо ползёт.
Между тем, рассказ прозрачный и очень простой. Концовка считывается ещё в первой сцене, ждёшь её с той же тоскливой обречённостью, мол, зачем все эти детали, такие подробные, такие банальные, если всё заранее настолько очевидно.
Но вот что удивительно: концовка, ожидаемая и предсказуемая, всё равно делает читателю хорошо. Автор мастерски вытаскивает читателя из меланхолии, в которую сам же методично погружал его с первых строчек. Причём послевкусие это неистово спорит с сутью развязки, которая, казалась бы, должна топить историю в ещё более глубоком меланхолическом омуте. Но нет, странным образом возникает ощущение, что читателю вместе с героем удалось, достигнув дна, начать движение в противоположном направлении, туда, где есть надежда.