Павел Амнуэль «Маленький клоун с оранжевым носом»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В одной израильской квартире встречаются две семьи. Сидят в гостиной, пьют чай, беседуют. Гость выходит на балкон. Через некоторое время хозяин тоже хочет выйти на балкон, встает — и вдруг падает с ножевой раной сердца. Никто ничего не видел. Орудие преступления не найдено.
Очередной детектив Амнуэля на его любимую тему Эвереттики.
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'05», 2006 г.
— антологию «Фантастика 2009. Выпуск 2», 2009 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 150
Активный словарный запас: крайне низкий (2051 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 78 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 13 ноября 2022 г.
Во время обычной семейной вечеринки произошло что-то невероятное: на виду у всех собравшихся был убит хозяин квартиры. У всех присутствующих оказалось железное алиби — к убитому никто и близко не подходил. Правда, был у него один давнишний секрет, который всё мог объяснить...
С тех пор, как автор переехал в Израиль, героями его произведений стали его новые «братья по Торе». В этой повести это такие же, как он сам, эмигранты из бывшего СССР Алик Гринберг и Матвей Кагарлицкий. Они были друзьями с детства, поэтому не смогли разлучиться, когда один из них выехал на Святую Землю. Второй присоединился к нему через полгода. Жизнь в кибуце их только сблизила, ибо на интеграцию в новое общество ушло несколько непростых лет. И вот теперь Алик убит, причем весьма загадочным образом. Полиция начала расследование, но друг Алика решил сам найти убийцу, прекрасно понимая, что правда в данном случае не будет воспринята, как положено. Потому что покажется посторонним слишком уж фантастичной. А для физика — это обычная практика. Правда, практика в основном интеллектуальная, а здесь явно прослеживается материалистический след — колотая рана прямо напротив сердца. При этом, естественно, никакого орудия преступления найдено не было...
Завязка, как говорят в подобных случаях, «на все сто». Но автор вводит читателя в суть проблемы, проводя экскурс в далекое прошлое двух закадычных друзей. Становится понятной запутанность и неопределенность произошедшего, а поиск подозреваемых придется вести на чисто интуитивном уровне. Чистой воды психологический детектив с элементами фантастики. Новое, что добавил автор к известной сказке о «веере миров», так это возможность пересекать его границы не полностью, одним телом, а «по частям» — отдельно-взятыми органами. Например, только глазами: ты видишь перед собой не свой мир, а один из параллельных. Такая находка позволяет автору навязать сюжету неплохую интригу, которая позволит сохранять тайну практически до последних строк. А чтобы читатель не заскучал в процессе поиска истины, автор разыгрывает перед ним дуэль двух следователей — официального, который не верит ни в какой Мультиверс, и самостийного, который не имеет никакого опыта в криминалистике. Каждый из них специалист в своей области и полный дилетант в смежной дисциплине. Но именно такое противостояние «вслепую» и способно разгадать тайну не укладывающейся в привычные рамки трагедии.
С точки зрения науки, к сюжету, конечно, имеется множество вопросов. Мне кажется, что основная идея о «частичном» переходе в параллельный мир порочна во всех отношениях. Миры, если они и существуют на самом деле, не могут пересекаться по столь причудливой траектории — это нарушит принцип минимизации потенциальной энергии. Скорее всего, граница будет чисто «касательной» и «прямолинейной» (т.е. с минимальной площадью контакта). Взаимопроникновение миров таким образом полностью исключается. В этом смысле романы Муркока о Вечном Воителе более научны и правдоподобны. Амнуэлю такой ход был нужен чисто для усиления интриги и запутывания ситуации (таковы уж постулаты детектива как жанра). Если говорить строго, зона контакта двух миров должна ярко светиться в одном из диапазонов оптического спектра из-за т.н. «черенковского торможения» ионов и электронов. В определенных случаях это излучение будет столь велико, что преодоление границы станет невозможным для любого живого существа. Наверное, именно поэтому мы и не видим у себя никаких «гостей из смежных пространств». Сотворить подобное можно только в научной фантастике.
---------------
РЕЗЮМЕ: фантастический детектив о расследовании убийства человека, способного перемещаться между измерениями. Хоть история и изложена понятным языком, но подросткам она вряд ли будет интересна из-за обилия логических рассуждений на тему причинности.
mputnik, 25 октября 2020 г.
Есть такая... эээ... хохма, ещё стародавних советских времён. Студент, готовясь к экзамену по биологии, выучил только один билет — про блоху. А на экзамене вытянул — про слона. Но — ничтоже сумняшеся — ответил так: «...Слон — это очень большое животное. У него есть ноги, хвост, хобот и шерсть. А в шерсти — водятся блохи. Ну, и дальше — всё уже про блоху...».
Вот, почти один к одному — по сей хохме. Если же оценить доли в процентах, то — примерно так: Детектив — 20%, проблематика переселения представителей избранного народа с территории СССР на историческую родину и реалии интеграции бывших советских граждан в социуме Израиля — 75%, околонаучные мудрствование на тему эвереттики с сильным популяризационным аспектом — 4%, ну, и, собственно, фантастика — 1%.
И всё бы ничего, но... это просто жутко НУДНО. Ожидать на каждой странице — «...ну, где же тут фантастика-то появится...». Повествование именно так и построено: буквально ВИДНЫ некие авторские ремарки: «...ещё немного, ещё, сейчас ещё пару диалогов, вот такой, вот, хитрый поворот сюжета будет, сейчас туман рассеется, ещё немного...». Некорректно сие, уважаемый автор. Некрасиво
god54, 27 ноября 2010 г.
Теперь свою любимую тему о множественности миров автор испытывает с помощью преступления и его раскрытия. Классическая детективная ситуация с замкнутым помещением, ограниченным кругом лиц и одним трупом. Вот только расследование выливается в слишком томительный процесс просто перенасыщенный диалогами и описательными словами. Я понимаю, что именно так и происходит в жизни, но в литературе мы все больше любим динамику и возможность самому разгадать загадку.
Yazewa, 29 апреля 2010 г.
Интересная идея, хороший язык, удачные типажи героев... Но чрезвычайно затянуто. К концу, когда, казалось бы, все выясняется, я уже потеряла интерес к тексту. Просто устала воспринимать все это «в том мире»... «в этом мире»... Нужно либо делать компактный динамичный рассказ, либо писать большое произведение, но тогда нужно прорабатывать каждую версию с чувством, с толком, с яркими эпизодами, эмоциональными сценами...
duke, 26 октября 2009 г.
Неплохая, в принципе, история, только затянута невообразимо. Её бы сократить раза в два и финал сделать более внятным, потому как в жанре детектива тот финал, что есть, выглядит несколько чужеродным.
STPAHHIK, 23 марта 2010 г.
Рассказ местами затянут, местами скучноват.
но в целом очень хороший.
вытягивает идея и глубина проработки.
по мне лучший рассказ в сборнике.
видфара, 7 января 2010 г.
Перед нами — хороший образец фантастического детектива. Ещё одно «убийство в закрытой комнате», вот только любая комната в нашем Мультиверсуме на самом деле всегда открыта! И количество этих дверей не поддаётся никакому исчислению... Пожалуй, местами «Маленький клоун...» слишком затянут, что вредит ему, как детективу. Да и финал хотелось бы почётче. Но впечатления от повести всё это практически не портит. А уж как думать заставляет! Эвереттика — страшная сила...