Евгений Белоглазов «Принцип суперпозиции»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Таинственный взрыв в труднодоступных горах буквально сотрясает планету. Причина неясна: природное явление, испытание сверхсекретного оружия или даже — инопланетяне? Раскрыть тайну должны инспектор службы безопасности Мелвин Хесли и трое учёных-экспертов. Однако, чем дальше следствие, тем больше загадок.
Единственный свидетель катастрофы рассказывает о явлении магнетического чёрного креста…
В небольшом городке в нескольких десятках миль от эпицентра взрыва начинается форменная чертовщина.
Появляются и исчезают «дубли» — уродливые призрачные копии участников событий…
Неужели, мистика?
Но нет, роман Евгения Белоглазова — классическая «твёрдая» НФ. Пусть даже разгадать все загадки не под силу самому пытливому человеческому уму.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 350
Активный словарный запас: высокий (3212 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 71 знак, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2013 // Премия "Золотая цепь" | |
номинант |
Серебряная стрела, 2013 // Лучший мужской образ Мелвин Хесли | |
номинант |
Демократическая Национальная премия Украины по фантастике, 2013 // Произведения на русском языке - Крупная форма (романы) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shemsu, 17 ноября 2017 г.
Книга оставила очень противоречивое впечатление.
С одной стороны, она действительно интересно написана (странный, похожий на ядерный взрыв, расследование спецкомиссии, еще более странные фантомы, немножко гангстеров). В тексте есть очень интересные идеи об устройстве мира. Более того скажу: научную часть тоже читать интересно, она в целом хорошо написана.
С другой – частенько возникает ощущение «не верю».
Ладно, одно дело, когда спецкомиссия из трех ученых и следователя по именно таким особым делам обсуждают научные теории – это можно принять. Когда их же обсуждают и понимают журналисты, генералы, простые солдаты? Не верю. Просто не верю. Вопросы вызывает и большой массив дневника, расположеный примерно посередине книги: чрезмерно затянутый, и во всем, что не касается, собственно, событий – читаемый по диагонали.
Иными словами, это книга не без недостатков – читать которую, впрочем, действительно интересно. Интрига держится до самого конца. Героям искренне симпатизируешь. Идеи также любопытные.
Green_Bear, 10 марта 2014 г.
С развалом СССР мало-помалу сошел на нет и поток научной фантастики, в особенности ее твердых вариантов. Сказалось и усложнение передовых научных теорий, и отсутствие спроса, однако отдельные самородки продолжили появляться, несмотря на грустные обстоятельства.
«Принцип суперпозиции» полностью выдержан в ретро-стиле советского НФ. Композиция вполне привычная — традиционная завязка с загадочным феноменом, научные изыскания, детективные элементы и непременная шпионско-гангстерская линия. Группе ученых и инспектору Мелвину предстоит разобраться, что стало причиной взрыва в горах. Завязка подается обстоятельно, с вниманием к мелким фактам и психологии героев. Характеры их выписаны четко и контрастно, никаких полутонов. Если бояться, то бояться. Злиться, так злиться. Хотя немного свежести и яркости героям бы не помешало.
Главная удача произведения — вкрапления реальных научных фактов и теорий, к примеру, из области кристаллооптики или физики атома. В сочетании с исследовательской тематикой они выглядят особенно выигрышно. Однако вскоре сюжет приближается к детективу, а затем и вовсе погружается в пучины философских концепций. Частые перемены жанра выглядят довольно спорно, возникает ощущение незавершенности, хотя нельзя не признать, что эпизоды с расследованием инспектора и изучением феномена вполне удались. Другое дело, что обилие научно-философских рассуждений выдержит далеко не каждый, и это сильно ограничивает круг читателей.
Итог: ретро-научная фантастика с элементами детектива и гангстерских интриг.
coleebree, 24 сентября 2012 г.
Наитвердейшая НФ! С крепким сюжетом, детективной линией, с главными героями — учеными, научными загадками, спорами, лекциями профессоров, раскрытием тайн и классическими сюжетными ходами и архетипами:
Главное место в романе отведено раскрытию тайны. О какой-то психологичности, глубине характеров героев и глубине отношений говорить не приходится, потому что герои — это своеобразные функции, действующие в четко ограниченных рамках. Скорее всего, штампами это считать нельзя, это такая своеобразная «фича», а не «баг», потому что роман, как мне кажется, намерено и неплохо стилизован под классические советские НФ романы 30-60х гг «про загнивающий Запад».
Лично мне не понятно, отчего автор предпочел написать роман о событиях, происходящих в нашем времени (там есть мобильные телефоны и компьютеры) в такой вот стилистике. На мой взгляд форма и содержание здесь диссонируют и мешают восприятию, но вероятно любители классической НФ со мной не согласятся.
О научной составляющей судить не могу, слишком сложно для меня. Очень много терминов и наукообразных рассуждений, которые читать было откровенно скучно и непонятно. Но это я отношу скорее на свой счет, чем на счет автора. Тем не менее автору удалось задать интересные загадки в начале и мне хотелось узнать, чем же все закончится. В романе есть не только приключения, но и философские рассуждения о первопричине бытия, многообразии мира, перспективах человечества. Повествование тягучее, не слишком динамичное, с длинными кусками рассуждений, не для легкого и развлекательного прочтения.