Карл Шрёдер «Вентус»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее | Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Становление/взросление героя | Спасение мира | Терраформирование | Путешествие к особой цели | Бессмертие | Изобретения и научные исследования | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
В недалёком будущем земные учёные разослали в различные уголки Вселенной «споры» наномашин для поиска планет, пригодных для терраформирования и подготовки их к заселению. «Споры» наделили саморазвивающимся искусственным интеллектом. Прошло около 1000 лет. Планета Вентус — результат деятельности этих «спор». Но в развитии ИИ, занятого терраформированием планеты, произошли непредвиденные изменения и для него человек перестал быть хозяином мира, а лишь одним из компонентов экосистемы. Колонии, заселившие Вентус, погрузились в средневековье, а различные формы ИИ стали для людей непостижимыми и не слишком дружественными стихиями, практически богами.
Молодой деревенский каменщик Джордан оказывается втянут в водоворот борьбы различных сил за власть над планетой. Огромное количество сложнейшей информации захлестнуло его, и за короткое время его представления о мире полностью изменились. Он узнаёт о своём значении в этой борьбе и, наряду с рядом колоритных персонажей, принимает участие в формировании нового будущего своего мира.
Входит в:
— цикл «Вентус»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Neradence, 19 декабря 2022 г.
«Вентус» на первый взгляд — планетарная фантастика с налётом классических атрибутов: космические колонии, разумные корабли, ИИ как боги, причём недобрые, всё в таком духе. А под всем этим совершенно внезапно обнаруживаются футурологические концепции с ударной дозой глубоко философских (на удивление, без сарказма в использовании определения) рассуждений.
Правда, до них сначала надо добраться.
Не то, чтобы прямо минус, но заметная особенность — книга очень долго запрягает, первые глав восемь — бесконечная экспозиция мира, персонажей, средневекового антуража, богатого внутреннего мира непонятых миром живых орудий и размышления о вечном. Если это пережить, то история разгоняется и становится весьма интересной, но в начале мне не особо-то и понравилось. Я в целом не любитель эклектичной смеси средневекового регрессировавшего менталитета у одной части персонажей и высокого технологического прогресса — у другой, а в «Вентусе» весь мир построен на этом противопоставлении.
Но потом Шрёдер это как-то довольно органично сочетает, сливая в единую картинку, и оно уже не раздражает.
Сюжет в первом приближении кажется крайне банальным, там что-то опять про отколовшуюся планету, которая была колонией, но передумала, и на неё прибывают два шпиона объединённого человечества, у которых есть особое задание убить другого шпиона-не шпиона противоборствующей фракции. Но к середине сюжет неожиданно и очень основательно разрастается вглубь, становясь многослойным: тут и вражда ИИ между собой, и совершенно альтернативная концепция ИИ, проживающих в мире, и королева с утопичным желанием переделать общество в самом корне, чтобы все жили хорошо, и принудительная сингулярность, в которой ИИ пожирает человеческие разумы, превращая людей в свои споры и бэкапы, но маскируя всё это под добровольный выбор, и слегка безумные земные учёные начала XXI века, которые додумались отправить свою непонятую технологию в космос.
Изначально персонажей со своими арками довольно много, причём среди них нет единственного главного, они в равной степени все влияют на события сюжета. Меня очень привлекло именно это тщательное построение повествования — всё, что вписано автором, имеет тут своё место и последствия, от онемевшего машинного разума до любовной линии вроде бы главного антагониста.
Сами персонажи не сказать, чтобы прям глубоко притягательны или проработаны, но не отталкивают, по крайней мере, основные, пусть и выглядят порой больше функциями, архетипами идей и сюжетными шестерёнками — это они ради сюжета существуют, а не наоборот, и я такое нежно люблю. Хотя арка Джордана, подростка, который вляпался в историю с инопланетными наёмниками, злым искусственным богом и коллективным разумом планеты, выглядит, на мой взгляд, очень убедительно: отчётливо видно, как и почему по ходу своих насыщенных приключений он меняется, открывая в себе не только новые технические способности, но и неведомые раньше грани характера.
Каландрия же со своим как бы развитием личности, напротив, сильно раздражала;
А вот социальный антрополог Мэри, которая вопреки собственной безопасности примчалась спасать двух блещущих умом наёмников, бонусом совершив величайшее открытие в своей научной карьере, хороша. Бывшее оружие злого искусственного бога, ставшее опять человеком, до конца так и осталось для меня глубоко загадочным — если он / оно и стало обратно человеком, то это мне не совсем очевидно, хотя его переживания и прыжки от ИИ-социопата к нормальности порой цепляют.
Остальные запомнились меньше.
В основу лора автор вложил переработанное античное представление о том, что, во-первых, любая часть мира может обладать собственным разумом, чем-то вроде римских гениев, во-вторых, что эти гении максимально отличны от человеческого сознания. Именно эта концепция инаковости, но при этом возможности проживания в одном мире существ с максимально отличным самосознанием, если они всё-таки постараются и смогут найти точки соприкосновения, показалась мне в романе ключевой. «Вентус» — роман о разуме и разумности в декорациях sci-fi, и тут именно разум — ключевой элемент, а не приключения в далёком космосе.
И, наверное, это одна из самых необычных для достаточно классической в остальном манеры романа находок. В целом, именно философская составляющая весьма значительная: некоторые рассуждения о концепции талиенса выглядят как эссе, аккуратно замаскированные в художественную форму.
Читается не всегда легко, но не приходится жаловаться на то, что написано плохо или скучно. Иногда — сложно, но интересно; стилистически напомнил Винджа. Вроде как есть ещё второй том об этой же вселенной, думаю, что прочитаю и его тоже, интересно, как именно автор представил последствия тех колоссальных изменений, что произошли на Вентусе.
PS Удивительно, но факт: аннотация АСТ имеет к книге отношения ещё меньше, чем их обложка. Художник только героиню изобразил под своё личное и невесть откуда появившееся представление, а аннотация вообще выдумала какой-то свой роман, где есть революция, в которой массово сражаются. Как и почему, остаётся на совести АСТ (которой, видимо, нет).
glaymore, 8 октября 2022 г.
Вентус должен был стать раем для земных колонистов — полностью искусственная биосфера, где каждая травинка, каждый камешек, каждая капля дождя полны умных наноботов, готовых исполнить любые желания. Но когда поселенцы наконец прибыли в терраформированный рай, оказалось, что наниты по неизвестной причине не реагируют на них и занимаются своими делами, а заодно отслеживают и уничтожают любые технологии сложнее парового двигателя.
Шредер написал блистательную планетарную НФ про колонию, вынужденно отброшенную из 31 века в средневековье, и населил этот мир множеством ярких персонажей: политики, генералы, мыслители, глубоко законспирированные земные разведчики, агенты постсингулярных ИИ из ядра Галактики...
Здесь достаточно и подковерных интриг, и батальных сцен, и путешествий, и погонь, и передовых научных идей с философским уклоном. Существенная часть романа строится вокруг рассуждений о том, что будет, если дать нанитам зачатки самосознания на уровне «я снежинка», «я песчинка», «я капля воды», а дальше не нагружать их привычной человеческой семантикой, «группа песчинок = песчаная дюна, группа дюн = пустыня», а позволить им формировать такие логические структуры самостоятельно. Ясно, что в скором времени наниты выработают свою семантику и свои принципы мышления, не имеющие ничего общего с человеческими... но какие именно?
Что касается литературного влияния, полностью согласен с предыдущими авторами — «Вентус» очевидно вырос из винджевских «Зон мысли» и бэнксовской «Культуры», причем ничуть не посрамил духовных родителей, а кое в чем и превзошел.
xdma, 22 июля 2020 г.
Я бы определил жанр романа как «научно-фантастический приключенческий фэнтези». Невзирая на НФ составляющую, атмосфера романа уж очень «фэнтезийная».
Отдалённое будущее, планета Вентус — далёкий мир, невероятно схожий с Землёй. Уклад жизни, интриги, войны — всё в рамках средневекового общества Земли. Да и ещё весьма непростые взаимоотношения с непостижимыми всемогущими стихиями. Главный герой романа, молодой каменщик (строитель) Джордан оказывается вовлечённый в совершенно невероятные для заурядного деревенского юноши события. Его представления о мире рушатся, он довольно быстро наполняется всевозможной, безумно сложной информацией, и постепенно узнаёт что окружающий его мир — не такой уж и «средневековый», а искусственно созданный когда-то давно землянами посредством нанотехнологий. Только вот нанотехнологии повели себя не совсем как ожидали люди и терраформированный мир перестал воспринимать людей как своих хозяев, лишил их технологий и всей техники сложнее меча и плуга. И стали люди практически бесправным элементом экосистемы Вентуса. И вот наш деревенский парень Джордан (который тоже оказывается совсем не прост) попадает в водоворот борьбы множества различных сил за будущее мира Вентус.
В романе, помимо главного героя, много других не менее важных персонажей, их роль и значение неоднократно меняется на протяжении повествовании. Персонажи выразительные, их поведение зачастую мотивированное. Напряженные и драматические приключения порой ненавязчиво разбавлены лирическими и философскими размышлениями. Научно-фантастическая составляющая романа не всегда вразумительная, но это не мешает сюжету. Прочих недостатков тоже хватает — это и чересчур быстрое развитие ГГ, и небольшие «провисания» повествования, некоторую шаблонность и порой — наивность сюжета... Однако на них нет желания обращать внимание — роман читается легко, «запоем». Язык и перевод не вызвали претензий. Финал романа слегка утопичный и пафосный, но в целом соответствует духу произведения.
Возможно, моя оценка и завышена, но я получил большое удовольствие от чтения этого произведения.
FixedGrin, 25 января 2013 г.
Книжку можно было бы прочесть как микс «Неба сингулярности», «Материи» и «Детей небес» — скажем, леди Мэй разительно напоминает строссовского суперагента Рашель Мансур и бэнксову принцессу Особых Обстоятельств Джан Сери Анаплиан, а мучимая экзистенциально-футурологическими терзаниями и дневными кошмарами реалистической трансценденции Гала легко бы ужилась в одном замке с Равной Бергсндот, пообтершейся за десять лет в Домене Древорезчицы мира Стальных Когтей. Заковыка в том, что «Вентус» написан гораздо раньше трех этих книг, Уоттс в послесловии к «Ложной слепоте» благодарит Шредера за продуктивные дискуссии о природе сознания, а с ранее помянутым Строссом «Вентус» роднят прежде всего хомскианские подходы к метапрограммированию искусственного интеллекта.
Почему этот роман в русскоязычном фэндоме практически неизвестен? Кто его знает, перевод тому виной не стал — он вполне качественный, вопреки наездам Heechee (кстати, 'толи' пишется раздельно). Видать, волею мстительного 3340 Шредер угодил в безвременье 2002-2005 гг., когда АСТ и ЭКСМО раз за разом запускали и бросали серии фантастики с невменяемыми аннотациями.
mx, 6 июля 2016 г.
Роман напомнил мне произведения из цикла «Сфера Гаеан» Д. Вэнса, в том смысле, что у Шрёдера получилось оптимальное сочетание умной социальной-философской НФ с захватывающими приключениями, и все это написано хорошим стилем (да и перевод достаточно хорош). Произведение объемное, состоит из трех частей, каждая со своим промежуточным финалом (можно снимать кинотрилогию). При этом сюжет разгоняется, запутывается и достигает такой развязки, что хочется воскликнуть ай да Пушкин, т.е. Шрёдер! и далее ... При чтении моя оценка менялась от 7-8 к 9, а потом к твердой 10.
К произведениям, названым FixedGrin, можно также добавить «Дождь забвения» Рейнольдса (игры человечества с нанотехнологиями, правда если Рейнольдс пессимист, то Шрёдер все-таки оптимист) и «Слуги правосудия» Леки («я была кораблем, а стала женщиной», ну почти...). При этом оба произведения также написаны позже.
P.S. Очень бы хотелось увидеть переиздание романа в достойном оформлении и с комментариями в одной из современных серий, например в «Звездах научной фантастики». А что, «Вентус» вполне достоит стоять на полке рядом с романами еще одного канадца, недавно (пере)изданными в названой серии.
Plunder, 20 января 2015 г.
Роман, который начинается весьма бодро, но к концу отличается некоторой унылостью. Пришлось призвать на помощь всю силу воли, чтобы прочитать последние пятьдесят страниц. Развязка во многих своих элементах словно бы притянута за уши, да и к этому моменту былой задор автора явно угас.
Но читать все равно стоит. Хотя бы ради необычного мира. Если вы весьма смутно представляете, что такое развитые нанотехнологии и зачем они человечеству могут пригодиться, то эта книга все расставит на свои места. Причем нанотехнологии представлены сквозь призму позднесредневековой космологии, оттого могут заинтересовать как почитателей научной фантастики, так и фанатов фэнтезийных мотивов (последних, впрочем, в меньшей степени).
В любом случае, увы, не шедевр, но вещь любопытная...
Tess_Kyiv, 1 января 2013 г.
Если вам нравятся космооперы Винджа и Бэнкса — получите удовольствие и от прочтения этого романа.
А в подтвержение моих слов — перевод аннотации с сайта www.kschroeder.com
«Вентус» — это роман об информационном апокалипсисе далекого будущего. Тысячу лет независимые Ветры хранили хрупкий экологический баланс терраформируемой планеты Вентус. Теперь чуждая сила угрожает вырвать у них контроль...
Джордан Масон, молодой ремесленник, был втянут в вековой галактический конфликт, став единственным человеком на Вентусе, имеющим возможность локализовать источник инопланетной угрозы. Но станет ли он на сторону Ветров, которые жестоко подавляли технологическое развитие среди людей-колонистов Вентуса? Или он поддержит сущность, которая, возможно, планирует переделать планету по образу своего погибшего господина? Роман «Вентус» рассказывает о нанотехнологиях, терраформировании и теории информации в форме эпической истории о войне, трагической любви, предательстве и трансцендентности.
ivanov, 12 февраля 2009 г.
Налицо, к сожалению, несоответствие качества реализации величию замысла.
Однако, книга вышла очень интересной: её можно по-выбору читать либо как нф (причём в современном западном понимании этого слова, т.е. по качеству собственно научно-фантастической части ближе к Винджу, а не к Лукьяненко), либо как вполне кондовую фентези (достаточно забыть об устройстве мира); мир произведения, основанный на довольно оригинальных идеях, вполне логичен и интересен; сюжет сложный и захватывающий, пусть даже последняя часть книги и не очень удалась; персонажи, в-принципе, довольно примитивны, но можно сказать, что в результате взаимодействия двух таких примитивов — Армигера и Джордана появился некий сверх-персонаж, очень интересный и живой. Размышления на тему ИИ весьма интересны, хотя и нечётки и фрагментарны.
В итоге имеем книгу, которая, будь лучше написана, стала бы шедевром, но и сейчас её стоит прочесть любителям ярких идей и красивых миров.
Demosthenes, 6 марта 2011 г.
аннотация песец. такой только спинномозговиков которым кроме бабах-лужа-крови-круто к книге можно привлечь. между тем книга-то не о повстанцах. она о проблеме разума. пожалуй этой книге найдется место на моих полках. где нибудь между звездным приливом брина и веком безумия киза
Heechee, 29 апреля 2009 г.
Мда... прочитав 200 страниц, дальше не могу. Скучно, не интерессно, и ужасно _наивно_.
Толи автор так пишет, толи переводчик виноват. Скорее последнее ибо слова типа «Сдрейфил» — напрягают.
Хотя мир задуман интерессно, любопытная 3-я форма жизни, Ветры и т.д. Хотелось бы узнать чем закончится, но моих сил на прочтение не хватит — жалко времени.
Похабий Оплюевъ, 18 июня 2007 г.
Ну,во первых,аннотация АСТ-полная ерунда.Нет там никаких повстанцев которые сражаются до последней пули и последнего вздоха.А есть хороший НФ роман с хорошо прописанными персонажами ,довольно интересным сюжетом и какими-то своими«фишками».К сожалению книга прошла практически не замеченной и вероятно новые книги Карла Шрёдера на русском мы увидим (если увидим) не скоро.