Николай Басов «Творческое саморазвитие, или Как написать роман»
Просто и доступно, в стиле «для чайников», известный российский писатель-фантаст прослеживает тернистый путь рождения книги от замысла до контракта с издательством, щедро раскрывая психологическую сторону писательства. Поэтому «Творческое саморазвитие» может быть интересно не только своим непосредственным адресатам — людям, жаждущим литературной славы, но и обыкновенным книголюбам.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Norman_Sur, 22 декабря 2024 г.
Вода, хаос, бессвязность и бессистемность.
Объясню ситуацию с помощью метафоры. Вы открываете учебное пособие на тему: «Как решать квадратные уравнения?» Первые страницы книги занимает предисловие. В нем автор излагает следующие темы:
- почему важно решать уравнения
- долгий путь автора к квадратным уравнениям
- мнение жены и друзей автора о его работе
- математика – средство от депрессии
Наконец, продравшись сквозь словесные дебри предисловия, вы достигаете текста книги. Что вы надеетесь в ней увидеть? Полагаю, некий логичный подход к решению все-таки уравнений. Ну, например: пишем уравнение в виде Ах2 + Вх + С = 0, находим коэффициенты А, В, С, потом берем формулу… Верно? Так вот, вы не найдете ничего подобного! Никакой логики, никакой системы, никаких конкретных советов.
А что вы найдете?
Много рассуждений о том, что решать уравнения — трудно, но полезно для мозга.
Воспоминания: как решали задачи в СССР, и почему это было ужасно.
Классификацию уравнений, сочиненную лично автором. Уравнения делятся на: квадратные, круглые, треугольные, эротические и составленные в СССР.
Постоянную рефлексию: «Математика так сложна! Зачем я только ею занялся? Не бросить ли нафиг?..»
Термины, которые никак и нигде не объясняются: дискриминант — это же интуитивно понятная штука.
Странные отзывы о великих ученых: «Пифагор был не вполне математиком: его теорема слишком нарочита».
А также полную нелепицу в духе: «Часто математики совершают ошибку, смешивая свои уравнения в систему. Это полная ерунда! Никаких систем! Каждое уравнение должно быть жанрово чистым!» (При этом нигде нет объяснения, что такое жанр.)
Словом, это не учебное пособие, а поток сознания. Никакой логики, никакой причинно-следственной связи, все берется неясно откуда и зачастую противоречит здравому смыслу.
witkowsky, 9 мая 2012 г.
Образ того, как надо развивать сюжет в романе — играя в шахматы с самим собой, но постоянно пововораяивая доску — стоит выставленных восьми баллов сам по себе. Книг о том, как, зачем и ценой отказа от чего (если коротко, то ОТ ВСЕГО) стоит писать прозу, невелик: такие книги создали Джек Лондон, Владимир Набоков и Стивен Кинг, — а вот у нас неожиданно на роли тренера (едва ли «учителя»: тренер умеет и показывает, учитель больше говорит «как не надо») оказался Николай Басов. В любом случае: кто сам решил писать, тому непременно стоит прочитать эту книгу.
A.Ram, 22 февраля 2012 г.
В предыдущей версии своего отзыва я предположил, что автор заимствовал части своей книги из иных источников.
Я приношу автору самые искренние извинения, поскольку тупо перепутал, кто у кого цитирует. Это исключительно моя вина.
Еще раз прошу у автора извинений.
Seykela, 4 октября 2011 г.
Как будто читаешь форум или статейку на левом новостном сайте. Автор обращается «на ты», выпендривается английскими словечками и т.д.
Надолго не хватило, не смог такое читать. Пролистал — и понял, что не зря остановился. По этой теме есть действительно достойные книги — чтобы тратить своё время вот на это.
evegraph, 29 октября 2009 г.
Хорошее, в целом вдохновляющее, чтение. Хотя лично мне, не близок подобный подход к литературе, заявленный в начале книги. Кажется что Басов учит новое поколение графоманчиков, которых, ей богу, лучше бы не было вовсе. Вместо того, чтобы внушить молодому , начинающему писателю мысль о том,что нужно делать не просто роман, а самый лучший роман на свете., автор всеми силами отговаривает читателя от этого. Поэтому книга производит очень двойственное впечатление. Кажется, что советы изложенные в ней, весма полезны, для тех, кто хочет писать, но не знает элементарных правил. Но с другой стороны, нас не учат чему-то серьезному, а я считаю что если уж пишешь, нужно делать серьезно по максимуму, а просто как бы говорят — ну попишите, ну после работы, для эмоциональной разрядки. А по мне, так есть масса способов разрядки и без писательства, оно слишком изнуряет для того чтобы делать того, кто не занимается ею серьезно, счастливым. О чем и говорит автор в последней главе своей книги. Я конечно могу понять, для какого читателя книгу эту писали, для обычного, заурядного, для того, кто никогда и ничего путного не напишет, потому что тот кто способен написать хороший роман, дойдет до этой азбуки, изложенной в книге, самостоятельно, но все же мне такой подход неприятен, так же как и обращение на «ты» . Эта фамильярность как бы сообщает читателю, ученику, что он заведомо молод, и сильно глупее автора во всех отношениях, что тоже нельзя назвать достоинством.
Но все же, несмотря на то, что мне многое не нравится, эта книга полезна, и неплохо, в общем-то, написана. И уж если сравнивать, скажем, с книгой Никитина, то это подлинный шедевр обучающий креативному письму. Мне не нравятся книги басова, по крайней мере те, что я читал и я вообще не знаю, имеет ли право человек, который сам, не блещет особым талантом, учить других. Хотя возможно тут все логично, потому что, повторюсь, книга рассчитана не на писателя, а на графомана. То есть Басов как бы желает поднять бездарный уровень среднего писаки «послеработы», до своего, не высокого, но и не самого слабого, среднего уровня.
Все же 8-ка за то что автор не пожадничал и поделился полезной информацией.
yliapit, 23 июля 2008 г.
Очень умилил призыв: «Пишите каждый свой роман, если не получится издать и заработать денежку, то хоть разберетесь сами в себе!» Если хорошенько покопаться, то можно найти действительно несколько дельных советов, пусть и перенесенных из западных учебников по креативному письму. Жалко, что большинство начинающих авторов не интересуются подобными учебниками, судя по их творениям.