fantlab ru

Дэвид Митчелл «Лужок Чёрного Лебедя»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Оценок:
211
Моя оценка:
-

подробнее

Лужок Чёрного Лебедя

Black Swan Green

Другие названия: Под знаком чёрного лебедя

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Митчелл вновь удивляет читателя. «Лужок Чёрного Лебедя» отличается от всех его романов. Эта книга наполнена аллюзиями на все значительные произведения мировой литературы и все же стоит особняком.

И прежде всего потому, что главный герой, Джейсон Тейлор, мальчик, тайком пишущий стихи и борющийся с заиканием, хотя и напоминает нам героев Сэлинджера, Брэдбери, Харпер Ли, но в то же время не похож ни на одного из них.

Тринадцать глав романа ведут нас от одного события в жизни Тейлора к другому.

Тринадцать месяцев — от одного январского дня рождения до другого — понадобилось Джейсону Тейлору, чтобы повзрослеть и из мечущегося, неуверенного в себе подростка стать взрослым человеком. Из утёнка превратиться в лебедя.

Примечание:

Существует сетевой перевод романа, выполненный Алексеем Поляриновым.


Награды и премии:


лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2007

Номинации на премии:


номинант
Премия Коста / Costa Book Awards, 2006 // Премия Коста за Роман

номинант
Книжная премия «Перо» / The Quill Book Awards, 2006 // Общая литература

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
Т. Боровикова (3)

Лужок Черного Лебедя
2014 г.
Под знаком черного лебедя
2020 г.
Под знаком черного лебедя
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давненько не читал литературы о взрослении подростков. Наверное поэтому прочитал роман на одном дыхании. Получил целую гамму сложных эмоций и впечатлений, катализатором для которых стали собственные воспоминания. Но обо всём по порядку.

1. Роман отличает уникальная атмосфера местечковой Англии начала 1980-х годов. Культурный и исторический слои произведения настолько плотны, что представляют интерес даже с чисто регионоведческой точки зрения.

По ходу чтения я прослушал много песен, упоминаемых автором, всем рекомендую так сделать, очень расширяет восприятие. С интересом почитал о кинопремьерах и значимых спортивных событиях, разворачивающихся параллельно повествованию. Всё вместе это создаёт эффект полного погружения.

2. Вторым важным контекстным обстоятельством романа является собственно локация – деревня Лужок чёрного лебедя. Представляем себе эдакую провинциальную дыру в графстве Вустершир. Для сравнения возьмём какой-нибудь небольшой райцентр Вологодской области: вроде бы относительно близко и индустриально развитая Ленобласть, и культурный Петербург, и огромная Москва. Близок локоть, но не укусишь. Итого имеем глубоко провинциальное местечко, до куда новости и новшества доходят с большим опозданием, где кипят сугубо местечковые страсти и в авторитете местечковые же герои.

3. И вот в это сонное местечко переезжает жить довольно «мажорная» семья Тейлор и селится на местной «рублёвке». Обстоятельство само по себе интересное, порождающее множество социально-психологических противоречий и конфликтов.

В завязке имеем отца семейства Майкла – топ-менеджера крупной региональной сети розничной торговли. Его жену Хелен – рафинированную домохозяйку с прекрасным вкусом, жаждущую от скуки преобразить свою серую реальность. Но преображение стоит немалых денег (вот тебе сразу мировоззренческий конфликт родителей главного героя). Старшую дочь Джулию – острую на язык кошечку, которая вот-вот окончательно выпорхнет из родительского гнезда, начав взрослую жизнь студентки университета.

Особенно интересна фигура главного героя Джейсона, который всю сознательную жизнь провёл уже в деревне. На его взросление, как мы видим уже на старте, действует множество противоречивых факторов.

4. Пересказывать жизнь главного героя не имеет смысла, – нужно читать. Выделю лишь то, что посчитал для себя главным и интересным.

На старте Джейсон – «среднеранговый» интеллигентный парень, стесняющийся своих подлинных увлечений (поэзия и литература – для «педиков»), своего запинания, своих «мажорных» и довольно заботливых родителей и остро боящийся «обнародования» любого из указанных обстоятельств. Любого из них достаточно, чтобы «на веки вечные» (то есть на ближайшие 3 – 4 года) скатиться в стайке до статуса «омеги», к которым уже относится его единственный фактический друг.

Понять всю трагичность его ситуации, как представляется, может лишь человек, который в своё время побывал в схожих обстоятельствах. Я побывал, наверное поэтому и получил от произведения такой сильный эмоциональный ответ.

5. И вот она «жизнь» от выходных до выходных, которые начинают «потихоньку умирать, как только приходишь домой после школы». Понедельник «подкрадывается с каждой минутой, ведя с собой пять таких дней, как сегодняшний, хуже сегодняшнего, намного хуже сегодняшнего».

Жизнь полна тайных страхов, поведение подчинено стратегии: не оступиться, не запнуться, не раскрыть свои увлечения, не назвать случайно друга по имени. Подростка одолевает тревога, забыться просто невозможно. Не с кем поговорить об этом. Стена отчуждения дома. Родителям важно лишь услышать от тебя «всё нормально». Сестре не до тебя, у неё своя жизнь, в которой ты в лучшем случае досадная помеха.

6. Важно, что в книге нет какого-либо педагогического начала (это вам не Крапивин), нет рецептов изменения своей жизни к лучшему. Но нет и непроглядной мглы.

Джейсон – конформист, пытающийся выжить и не скатиться окончательно до состояния «глиста», обиженного, о которого для самоутверждения будут вытирать ноги другие «омеги».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он дойдёт до самого дна, но пробудет там, к счастью, недолго.
Трудное взросление.

7. Очень важны второстепенные персонажи романа.

Среди них есть те, о которых можно уверенно сказать «мир не без добрых людей». Например рельефная и интересная Ева ван Утрив де Кроммелинк, которой удаётся очень многое донести Джейсону за пару коротких уроков. Или добрые и «проблемные» родители Дина, дарящие подростку ощущение домашнего тепла, недоступного с родителями.

Есть не снимающие маску конформисты вроде кузена Хьюго, на которого главному герою сперва очень хочется походить. Это живой соблазн окончательного скатывания в конформизм и убеждения себя в том, что «правильные» шмотки, аксессуары и лексика способны сделать из человека достойного и уважаемого члена сообщества.

Есть живущие своей непростой жизнью учителя, соседи и цыгане. В разные моменты жизни и они подставляли Джейсону плечо.

Есть местные деревенские «альфы» – редуцированные до павианов человекообразные приматы, чьей единственной жизненной ценностью является место в иерархии, поддерживаемое ценой расчеловечивания (мне понравилась сцена с возвратом бумажника Уилкоксу, который не способен не то что на эмпатию, но даже на формальные слова благодарности).

Кому-то уилкоксы и бёрчи могут показаться неубедительными, мол, таких не бывает. Но, увы, ещё как бывают. Школьная среда самая жестокая, как ни крути.

Подавляющее же большинство окружающих Джейсона людей – такие же конформисты, как и он. О них уже всё сказано. Добавлю лишь слова ГГ: они никогда полностью не примут тебя, если несколько поколений твоих предков не родились в этой деревне.

8. Отдельная категория персонажей – девчонки. В целом женские персонажи романа получились хорошо: Хелен, Алиса, Джулия. Но я всё-таки не о них, а о школьницах. Бóльшие прилежность и спокойствие сосуществуют с иерархичностью и конформизмом. Просыпающиеся первые чувства и сексуальность искажены постоянной оглядкой на место интересного мальчика в местной иерархии (несостоявшийся первый поцелуй ГГ с местной альфа-девочкой Дон Мэдден – прекрасная тому иллюстрация).

Резюмируя, у Д. Митчелла получился прекрасный фактурный социально-психологический роман о взрослении интеллигентного мальчика в английской глубинке начала 1980-х годов. Не ждите от произведения простых истин или открытий, это не про то. Это про проживание вместе с главным героем собственного непростого детства, если оно у вас было.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал и постоянно ловил себя на «боже, какая меткая мысль», «хех, точно подмечено», «чёрт, как остроумно»… Просто супер, одна из лучших книг, прочитанных мной за последнее время. Если тоже понравился «Лужок», то обязательно возьмите «Жизнь мальчишки» Маккаммона, если ещё не читали.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда сложно написать отзыв на действительно хорошую книгу, и объяснить чем же она тебе понравилась. Как такового сюжета в романе нет, скорее набор ситуаций, в которые попадает главный герой Джейсон Тейлор. Есть только общие мотивы, вроде проблем в семье, взаимоотношений с сестрой, соперничества со сверстниками.

Это действительно роман о взрослении, о появлении ответственности, и способности брать ответственность на себя.

К примеру, о дорогих и памятных часах, разбитых в самом начале книги, мальчик признается только к концу романа, после тщетных попыток найти замену.

Опять же, общение с друзьями — из забитого мальчика, не способного противостоять местным лидерам, Тейлор вырастает в борца за справедливость.

Пусть большинство выходов из сложившихся ситуаций и кажутся довольно простыми и банальными для взрослого человека, но для 13-летнего подростка — это сложный шаг, требующий переступить через устоявшиеся нормы и порядок.

Поэтому, я действительно не знаю, для какого возраста эта книга. Уверена, каждое поколение найдет в ней что-то для себя. Даже жаль, что я не прочла ее в подростковом возрасте, может сейчас что-то было бы по-другому.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший, крепкий роман для взрослых о годе жизни тринадцатилетнего мальчишки в Англии 1982-го. Помогает вспомнить свои подростковые годы, что всегда полезно, когда есть дети. Сюжета как такого нет, есть отрывки из жизни как знаковые события года. Бонусом идёт множество бытовых деталей того времени.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гадкий утёнок, английская версия

Вообще-то у меня совсем небольшой список прочитанного от Митчелла — ясен пень, «Облачный атлас» (ткните пальцем в того, кто не читал эту книгу или хотя бы не смотрел фильм…), ну и «Простые смертные» не помню как попали в мои хотелки/читалки. И вот странная история — обе прочитанные книги были весьма высоко оценены и фамилия автора прочно впечаталась в сознание, а вот поди ж ты, другие книги Митчелла по-прежнему ждут своей очереди. Впрочем, вот «Лужок чёрного лебедя» дождался.

Автор аннотации стопроцентно прав, вспоминая и поминая здесь имена авторов великих мальчишеско-подростковых книг; я бы сюда ещё добавил Маккаммона с его «Жизнью мальчишки» и, пожалуй, «Сверстники» авторства Марджори Роллингс. Ну и вот теперь этот список пополнился ещё одной весьма неплохой, интересной и правдиво-взаправдашной, подростковой мальчишеской книгой. Причём, по-моему мнению, книга эта может быть интересна и полезна не только людям в среднем и старшем возрасте, уже прошедшим критические значения в 13 лет, но и как раз тем пацанам, которые вступили на эту чреватую разными разностями возрастную черту, и на которой всегда есть вероятность как неопытному начинающему канатоходцу сверзиться вниз макушкой и быть освистанным и окружающими, и своим собственным «Я».

О чём же книга? Ну, если не раскрывать сюжетные ходы и не посвящать будущего читателя в перипетии событий и происшествий, то можно просто сказать, что книга об инициации (на что намекает и аннотатор). Тринадцать мальчишеских лет — как раз тот возраст, когда уже начинаешь чуть иначе смотреть на девочек, девушек и даже женщин — на всех этих носительниц привлекательных выпуклостей и впадин; когда ночами начинают сниться странные томительные смутные сны, которые может быть не всегда и вспомнишь, но которые уже могут оставить свой отпечаток на мальчишеском ночном белье; когда начинаешь не просто толкаться/суетиться среди своих сверстников и сверстниц, а уже как-то оценивать и самого себя, и тех, кто рядом с тобой, и пытаешься понять, какое место ты занимаешь и в их среде, и вообще в этом мире; когда помимо событий твоей собственной жизни вдруг начинаешь замечать ещё и то, что твориться во внешнем мире, начиная от мира ближнего — твоя семья, родственники и знакомые, другие взрослые, и переходя в мир большой — чем заняты твоя страна и твой народ… И вот как раз примерно в этом возрасте и происходит та самая перемена, которую иногда и называют таинственно-многозначительным словом инициация — бывший безбашенный пацан вдруг (не вдруг!) становится уже маленьким взрослым, юношей. Как правило, происходит такое и в самом деле довольно резко, порой даже можно отчётливо связать эту количественно-качественную границу с каким-то вполне определённым событием.

Процесс вот такого перехода совсем не безболезненный, вероятно его отчасти можно сравнить с актом рождения, пусть не на физическом или физиологическом уровне, но на психологическом уж точно. И архаические древние культуры обычно этот процесс контролировали, регулировали и организовывали, устраивая для ребят определённого возраста целые обряды инициации и сопровождая их порой нанесением на тело инициируемого ритуальных татуировок и шрамов. Современные высокоцивилизованные люди такого рода процедур не проделывают, однако жизнь сама справляется с нанесением и татуировок, и уж точно шрамов — как реальных, так и моральных. И порой ты сам помнишь (я помню), как это случилось, что вот ещё неделю назад ты был обычным пацаном с обычными пацанскими интересами и проблемами, а вот сейчас, спустя всего промелькнувших семь дней ты уже ощутил себя едва не совсем взрослым…

А ещё это просто книга о том, что реально чувствует и совершает обыкновенный тринадцатилетний английский пацанёнок из обычной английской семьи среднего достатка, живущий даже не в приличном городе, а в деревушке с вполне оригинальным названием «Лужок чёрного лебедя». И это изложено Митчелом интересно и увлекательно, захватывающе и порой драматично, а то и трагично — жизнь, она такая, полосатая зебра.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз преисполнен чувства жгучей благодарности Фантлабу за его увлекательную систему поиска похожих книг. Через «Жизнь мальчишки» Маккаммона и «Хорошо быть тихоней» Чбоски обнаружил чудесный «Лужок Чёрного Лебедя» Митчелла.

Умная, добрая, честная, светлая книга про подростков, по-довлатовски изящно сочетающая юмор и печаль. Необычный язык, ни на кого не похожий. Полное погружение, как всегда бывает с по-настоящему талантливой литературой — живёшь и проходишь испытания вместе с главным героем, примеряешь его поступки на школьного себя. Поражаешься лютой, бессмысленной подростковой жестокости. С замиранием наблюдаешь, как куётся стержень, превращающий мальчика в настоящего мужчину, порядочного и благородного. Ужасаешься беспощадной кровожадности войны, достающей до отдаленных уголков мира.

Не просто хорошая книга, но книга пронзительная. Книга для детей, книга для их родителей. Книга, которая напоминает о том, что важнее не доказать собственную правоту, а не ранить близкого человека.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Апрельская книга. Начала первого апреля, закончила первого мая, в полтора раза дольше, чем наметила себе — были причины. Апрель 2016 много вместил такого, чего в обыденной жизни не случается; потому, наверное. Значит роман останется в памяти не очередной английской книжкой, совершенствующей навык чтения, но артефактом, сопровождавшим счастливые и трагичные события жизни. Подумав о которых, невольно вспомню митчеллов «Лужок черного лебедя».

Мне нелегко далось чтение. Не знаю, на какую часть причина в непривычности калейдоскопа декораций и гаджетов, с которых приходилось читать; на какую — в том, что написана она подростковым сленгом. Даже не так: герой — подросток из английской глубинки начала 80-х, но он еще и поэт. Повествование от первого лица. Потому жаргон проблемных тинейджеров перемежается высоким штилем и метафоричной манерой выражаться, характерной для человека, не чуждого поэтических прозрений.

Добавьте изрядно позабытые реалии времени: калькуляторы «Кассио», проигрыватели виниловых дисков, черно-белые переносные телевизоры, электронные наручные часы «Сейко» — вспомнили? Но с поправкой на английскость происходящего. То есть, мальчик ходит в школу примерно в одно со мной время и школа эта такая же неперспективная в табели о рангах учебных заведений, какой была моя, но это английская школа с ее специфическими особенностями, неочевидными для меня.

И это английская глубинка. С викарием; пабом и школьным кафе вместо столовой; домом у лесного озера, овеянном мрачными легендами; с тайным обществом, приводящим на память одновременно Робин Гуда и ку-клукс-клан. И во всем этом нужно ориентироваться. Ну согласитесь, не имея представления о классно-урочной системе Британии, трудно воспринять поэму героя-третьеклассника, опубликованную в парижском литературном журнале. А зная, что первый класс средней школы считается у них с одиннадцати лет, вполне себе проникаешься.Просто очень талантливый мальчик тринадцати лет.

При том сцена, в которой один его одноклассник застает другого, занимающимся сексом на автостоянке, за пределами моего понимания. Тринадцать-четырнадцать лет все же рановато для подобных экзерсисов, не находите? Тем более, девочка учится в том же классе. Это сейчас не к художественным достоинствам произведения, раз читаю четвертую уж книгу Митчелла в оригинале, значит для меня они очевидны, бесспорны и несомненны. К лингвистическим. Представляете, какое смешение лексики в одном отдельно взятом романе? И это я еще цыган не вспомнила; это еще о главном не сказала — заикании героя и его персональном «душителе».

Те редкие куски, где стилистика в рамках повествовательной манеры взрослого адекватного человека — они как подарок и подтверждение: да понимаешь ты английский, не отчаивайся. Но они редки, повторюсь. Что с того, Митчелл любит подобного рода качели со стилистическими играми, а я люблю его. В конце концов, всегда можно успокоить душу английским вариантом «Мама мыла раму», да ведь не хочется. Хочется, чтобы интересно и сложно. А это как раз такая книга.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

О любви к трем вещам.

У него есть «Облачный атлас», совершенный шедевр. У него есть «Сон №9» — мутчайшая, как по мне, муть. И трудно поверить, что оба романа принадлежат перу одного автора. Как трудно — что «Тысячу осеней» написал тоже он. Почему трудно, просто Митчелла много и он умеет быть разным. Это ведь уже из «Атласа» можно было понять. Он любит три вещи: Японию; служащих высокой цели, людей; стилистическую игру.

В романе о Якобе де Зуте все соединилось. Помилуйте, матушка, ну Япония — понятно, Высокое тоже: Якоб Богу и Родине, Маринус — клятве Гиппократа, Орито — созданию моста над бурной рекой жизни и общему улучшению положения женщин, Широяма — чести, Узаемон любви, даже мерзавец Энамото тому. что сам держит за «упрочение мировой гармонии». Но где вы там сыскали стилистическую игру? Классический же роман.

Да что вы. дорогие мои, роман дюмаобразен по яркому, хотя не моему определению, но написан в стиле газетных заметок, знакомых нам у Митчелла по той части «Атласа», что повествует о расследовании Луизы Рэй (что-то с периодом полураспада в названии). Не рискну утверждать под присягой, читала на английском, русским вариантом пользуясь в качестве опоры для понимания наиболее сложных в оригинале вещей. Но эта особенность присутствовала в обоих случаях.

Хорош ли роман? Очень, хотя до «Облачного атласа» ему как до Луны пешком, но то, см. первый абзац. Дает ли что-то уму и сердцу читателя? Много для того и для другого и малую толику тому. что над первым и вторым — душе, духу, а такое очень дорогого стоит. Рекомендую ли? От всего сердца.

Ну и напоследок, знаете ли вы, отчего «Тысяча осеней» в названии? Я не знала и не вполне понимала зачем какая-то осень в таком невероятном количестве, потому делюсь. «Страна Тысячи Осеней» — одно из поэтичных имен, которым называют японцы свою страну. Как «Страна Восходящего Солнца». Второе прижилось у нас, отчасти в силу бесспорной очевидности, отчасти — хорошо ложится на русский язык и слух. Первое — нет, слово «осень» в русском не употребляется во множественном числе, если необходимо сказать о каком-то повторяющемся в это время года, действии, говорим «осенью». И в этом онтологическое различие между нашими странами. А книга таки хороша.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, самый незатейливый роман Митчелла в жанре «Жизнь мальчишки». Как и почти во всех романах этого автора его талант превосходит собственно выданный результат. Применительно к этому жанру нового слова Митчелл не сказал, оптики новой же не предложил, да, в общем и каких-то памятных сцен не создал. Уйма литературы написано про мытарства вундеркинда в школе и здесь акцент либо на издевательствах над ним ( в эмоциональном плане «Лужок» ни разу ни «Чучело» и даже не «Дело Балтиморов» второстепенного Диккера) либо на взрослении, преодолении и становлении таланта. С последним тоже все достаточно ровно, бо мальчик не особый вундеркинд. Роман написан с юмором, но в этой части до серии про Адриана Молла Сью Таунсенд Митчеллу как до луны. И по факту получился традиционный, легко написанный, невысокого градуса накала роман про Витю Малеева в школе и дома, несомненным достоинством которого является рассказчицкий талант автора. Прочитал не без удовольствия, забывается на следующий день.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный, «чоткий» реалистичный роман о годе жизни 13-летнего подростка в небольшом английском городке, по хронологии — это 1982 год, период Фолклендского конфликта, разгара холодной войны и очередного кризиса капитализма.

По возрасту главный герой совпадает с автором, возможно ряд событий автобиографичен, видимо поэтому текст отлично воспринимается.

Все перипетии школы, быта, семьи переданы весьма достоверно. Кроме того, все книги автора принадлежат к одному миру, в этом романе также есть отсылки к предыдущей книге Облачный атлас, а также присутствует эпизод с одним из героев будущего романа Простые смертные.

Рекомендую.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав описание распределения мальчишек в раздевалке согласно их рангу, тут же вспомнил свою физкультурную раздевалку и кто где был. Чуть не воскликнул: «Твою ж! В точку!». Мы этого не осознавали, по крайней мере я и не вспоминал никогда, а вот после Лужка Чёрного Лебедя чётко увидел закономерность и с улыбаясь вспомнил тот «табель о рангах».

Согласен, что данной книге место в школьной программе. Она бы стала хорошим шагом на пути воспитания Людей и просто увлекательнейшим чтением для любого возраста.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный, немного грустный роман. Один год из жизни двенадцатилетнего английского мальчишки. Да, много общего с Брэдбери, Маккаммоном «Жизнь мальчишки», «Годом призраков» Д. Форда. Вообще, много отличных книг про подростков, об их взрослении, семейных и школьных проблемах. И эта книга из их числа.

Ничего особо оригинального я в ней не нашёл, но прочитал с большим удовольствием. Автор умело переносит читателя в образ главного героя, заставляет видеть мир его глазами, думать как тринадцатилетний мальчик.

Красивая и реалистичная книга. Приятно снова окунуться в атмосферу детства, пусть даже и не своего, а английского подростка.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман взросления мальчишки из английского глубинки (автобиографичный для Митчелла). Интересный, последовательный, минимально назидательный. Никакой фантастики, только юношеский быт вперемешку с первой романтикой, склоками в семье, издевательствами в школе. В наших реалиях книга точно не подростковая, целевая аудитория скорее thirtysomethings часто вспоминающих свои 13. Реверансы в сторону 'Ловца во ржи' Сэлинджера и 'Большого Мельна' Фурнье.

Очень много жаргонного английского — детского, цыганского, уэльского, нищебродского и пафосно-гламурного. Для изучающих богатый материал. Адекватный перевод представляю с трудом, еще сложнее адаптировать английские реалии 82-го года для русско-язычного читателя.

Всех фанов Облачного Глобуса ждет приятный сюрприз в виде камео постаревшей Евы из части о композиторе Фробишере.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший роман взросления.

Те, кто ищет фантастики и детективной интриги — будут разочарованы.

Конечно, первые же аналогии — Сэлинджер и Брэдбери.

Харпер Ли немного иная — там меньше внутренних проблем ребенка и больше внешних.

Брэдбери — более светлый.

Сэлинджер — немного более взрослый.

Замечательно. Мне кажется — ему место в школьной программе. Очень было бы неплохо.

Ну, и Старая Добрая Англия, в очередной раз, не такая уж и добрая....

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу, что этот роман Митчелла совершенно не похож на то, что я у него читала раньше. Структура романа кажется очень простой, почти примитивной, рядом с «Литературным призраком» и «Облачным атласом»: нет ни сложного переплетения сюжетных линий, ни фантастического допущения, ни «очень сильного постмодернизма» (с), хотя постмодернистских отсылок в романе много.

Всё наоборот: события выстроены в хронологической последовательности, сюжетная линия одна-одинешенька, никакой фантастики, зато в полной мере отражена эпоха, «модные песни и модные чувства», английская деревенская жизнь и субкультура подростков 80-х.

Роман выстроен в форме отдельных эпизодов из жизни главного героя — Джейсона Тейлора. Эпизодов 13, столько же, сколько лет главному герою, и каждый из них отражает одно событие из года жизни мальчика. С одной стороны, это классический роман воспитания: мы видим, как взрослеет главный герой, и как (банальная метафора) гадкий утенок постепенно превращается в лебедя. Но Джейсон Тейлор не похож на Ральфа из «Повелителя мух» — у него совершенно нет лидерских качеств, и он совершенно не похож на Холдена Колдфилда — у него нет никакого желания бунтовать. «Среднеранговый парень», как он сам говорит о себе, и у него есть, как и у всякого подростка, желание быть даже не популярным, а принятым «своими», найти свою среду. А вот сделать ему это очень сложно: во-первых, деревенские мальчишки его третируют из-за заикания, а во вторых, ему не хватает смелости, как всякому подростку, высказать свое мнение, заявить о себе. Он конформист, поддается чужому влиянию, даже иногда присоединяется к травящей аутсайдеров толпе. Правда, есть нечто, что отличает Джейсона от остальных школьников — он пишет стихи и публикует их под именем Элиот Боливар в местной газете.

И вот — мне кажется, что это и есть ключевой момент романа — перед героем встает выбор: либо наконец-то «стать своим», либо помочь попавшему в беду другу. Надо сказать, что он все-таки делает правильный выбор, потому что судьба неожиданно дает ему награду. Джейсона краешком, совсем чуть-чуть касается одна из историй «Облачного атласа». Краешком там проходит и другая история, но... В общем, с этого момента и начинается его подлинное становление, точнее с возможности поговорить о том, о чём написаны его стихи. Мальчик переживает травлю, унижения, развод родителей, сильно разочаровывается в отце (надо сказать, что отец Джейсона изначально кажется образцом того «как не надо», но это до тех пор, пока на сцене не появляется дядя Брайан, «воспитавший» трех сыновей, хотя вру, последний может еще и будет человеком) однако в конце концов получает признание одноклассников, первый поцелуй, мирится с сестрой и покидает свою деревню, Лужок Черного Лебедя, чтобы уехать в город.

В целом, это книга без динамичного сквозного сюжета, с медленным, неторопливым повествованием, очень бытописательная. Кстати, мне очень была интересна эта фиксация настроений эпохи: Маргарет Тэтчер, Фолклендская война, 80-е, английская школа, сельская жизнь, типичный менеджер среднего звена, любимые журналы, учителя и предметы, школьные дразнилки, модные пластинки, школьные дискотеки... Та сторона жизни, которую мы почти не замечаем и которую в чужой стране мы не знаем совсем.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх